МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АГО «АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от « 28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 1-4 классов Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "" АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Разработала: Лёшина Юлия Александровна СЗД 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида автора «Чтение и развитие речи». 1– 4 классы» . Программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильина «Чтение» 1,2 части 3, 4 класс. М.:«Просвещение», 2019 г. Согласно учебного плана МАОУ АГО « Артинская средняя общеобразовательная школа № 6» на 2020- 2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Задачами уроков чтения в младших классах являются: -воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу; формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; -формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; -развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др. Место учебного предмета Структурно и содержательно программа для 3, 4 класса рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год. Основное содержание учебного курса Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло". Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, 2 подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как поразному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения. Описание места учебного предмета «Чтение» обязательной предметной области «Язык и речевая практика» в учебном плане Разделы и темы Количество часов 1класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Добукварный период 15 ч ------15 ч Букварный период 84 ч ------84 ч Листьям время опадать 20 ч 11 ч 17 ч 48 ч О школе и школьниках --9ч --9ч Никогда не будет скучно, --13 ч 24 ч 37 ч если трудимся мы дружно! Почитаем - поиграем 10 ч 14 ч 12 ч 36 ч В гостях у сказки 15 ч 10 ч --25ч Животные рядом с нами 16 ч 12 ч --28 ч Ой ты, зимушка – зима! 17 ч 14 ч 18 ч 49 ч Что такое хорошо и что такое 17 ч --22 ч 39 ч плохо Весна идет 20 ч 16 ч 15 ч 51 ч Чудесное рядом 13 ч 18 ч 13 ч 44 ч 3 Лето красное Итого 8ч 136 ч 99 ч 19 ч 136 ч 15 ч 136 ч 42 ч 507 ч Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение» Личностные результаты 1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала 1 класс 2 класс 3 класс 4. класс Минимальный уровень - различать звуки на слух и в произношении, знать буквы читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; -слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по Минимальный уровень - осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное Минимальный уровень - осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное 4 Минимальный уровень - читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи -отвечать на вопросы по прочитанному; - читать про себя, выполняя задания содержанию опираясь на наглядные средства Достаточный уровень - различать звуки на слух и в произношении, соотносить их с буквами; - выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 34 букв (с помощью учителя); - читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту чтение наизусть 3-5 коротких стихотворений. Достаточный уровень - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; - элементарная оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; чтение наизусть стихотворений. Достаточный уровень - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста молча с выполнением заданий учителя; - определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. 5 учителя; - выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; - читать диалоги по ролям; пересказывать прочитанное по частям; - выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений перед учениками класса; Достаточный уровень - осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительно читать наизусть 7-8 коротких стихотворений перед учениками класса - выразительное чтение наизусть 5-7 стихотворений. Содержание программы 1 класс 99 ч Добукварный период 15 ч Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа Различение звуков окружающей действительности, их узнавание: определение источника звука (кто позвал?, по звуку отгадай предмет); направление звука (укажи, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с – свистит свисток и др. Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, которые сказали). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами (покажи, где «записано» слово и где предмет). Называние предметов из ближайшего окружения, изображений на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.) Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений по картинке (2 слова, далее – 3), их запись условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, их фиксация в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка. У Веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И - ра, А – ля, Ва–ся), наглядный показ этого деления на схеме слова. Фиксация части слова условнографическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, са – за, да – та и т.д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, посчитай, сколько Егорок стало на горке (сначала на выдохе – двое Егорок, потом – трое). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: м – н, б – п, д – т, с – з, с – ш и т.д.(с учетом произносительных навыков учащихся). Развитие умений слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков /А/ /У/ /М/ /О/ /Н/ /С/ в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. Букварный период 84 ч 1 этап. Изучение звуков и букв: Аа Уу Мм Оо Хх Сс Нн ы Лл Вв Шш. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый и последний звук в слове (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с 6 изучаемого звука с опорой на картинки или задание учителя (назовите имена детей, которые начинаются со звука /а/ и др.). Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере прохождения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах а-у, у-а, закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Глобальное запоминание слога. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: м-н, с-ш; ма-на, са-ша. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов типа: ма – ма, му – ха, у – ха и др.с последующим их повторением устно целым словом. Соотнесение каждого прочитанного слова с натуральным предметом или картинкой. Чтение предложений, составленных из одного - двух слов и предметной картинки, из трех слов, устное их воспроизведение. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. 2 этап. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь . Правильное и четкое произнесение звуков. Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на зеркало – гласный или согласный, с опорой на дрожание гортани – звонкий или глухой). Выделение звука из начальной позиции в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах: с-з, х-к, р-л, п-б; са-за, , ша-жа, коза-коса и др., слогов с мягкими и твердыми согласными: мы-ми, лы –ли, ны-ни, мыл-мил и т.д., а также и-й, мои-мой. Образование и чтение двубуквенных открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, трех- четырехбуквенных слогов типа: кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слога. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружочками (квадратиками). Чтение предложений из двухчетырех слов с последующим устным их воспроизведением (какое предложение ты прочитал, повтори). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов из двух-четырех предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя (найди ответ на вопрос или подпись к картинке). Соотнесение содержание текста с содержанием сюжетной картинкой. Чтение загадок и стихотворений (две строчки). Разучивание их с голоса учителя. 3 этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ. Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме. Различение и сравнение оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах ( ф-в, с-ц, ч-щ; ма-мя, му-мю, су-цу, ша – ща; цвет-свет, плач-плащ и др.). Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением двух согласных в начале, в середине и конце слова. Образование и чтение по слогам слов из одного-четырех слогов. Чтение предложений из двух-пяти слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: как сердятся гуси? Как просит девочка и т.д. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом, выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. 7 2 класс 136 ч Первое полугодие Содержание чтения Короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных. Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!», «Почитаем – поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!», «Что такое хорошо и что такое плохо», « Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето красное». Техника чтения Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе: - слогов и слов со стечением согласных; - слогов и слов с оппозиционными звуками; - слогов и слов с разделительными ь и ъ; - слогов и слов со сходными буквенными знаками. Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем. Сознательное чтение Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации. Второе полугодие Содержание чтения Небольшие по объему произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем. Техника чтения Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Плановое чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста. Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя. Сознательное чтение Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие. Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие. Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной мысли произведения. Внеклассное чтение 8 Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, ее автора и основного содержания. Самостоятельное чтение книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением ее результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги. 3 класс 136 ч Содержание чтения Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой. Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!», «Почитаем – поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!», «Что такое хорошо и что такое плохо», « Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето красное». Техника чтения Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя. Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что(што), чтобы (штобы), кого (каво), чего (чево), вода (вада), олень (алень). Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения. Выразительное чтение Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя. Сознательное чтение Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с ее автора и основного содержания. Самостоятельное чтение книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением ее результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги. 4 класс 136 ч Содержание чтения Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа.Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей к природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. 9 Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!», «Почитаем – поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!», «Что такое хорошо и что такое плохо», « Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето красное». Техника чтения Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтение Соблюдение пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого. Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллекутивная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием произведения. Внеклассное чтение Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Осознание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение библиотеки. Тематическое планирование 3 класс Чтение № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Коли Развит Дистан честв ие речи ционно е о обучен часов ие Тема урока О школе и школьниках 9 ч В. Суслов «Веселый звонок» С. Погореловский «Отчего краснеют буквы» И. Дик «Тяп-ляп» Б. Заходер «Перемена» В. Голявкин «Не везет» И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?» По С. Багрову «Чужая отметка» Стихи и рассказы о школе и школьниках Я. Аким «Митины каникулы» С. Михалков «Могут даже у ребят…» Обобщение по теме: «О школе и школьниках» 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Листьям время опадать 11 ч Латышская народная песенка. Загадки К. Бальмонт «Осень» По С. Багрову «Поспела брусника» В. Орлов «Осеннее наступление» По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог» М. Исаковский «Родное» И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!» По Ю. Ковалю «Листобой» Г. Ладонщиков «Поздняя осень» По К. Паустовскому «Первый снег» Рассказы и стихи об осени. Обобщение по теме: «Листьям время опадать». Верные помощники 14 ч Потешка «Пастушок» (русская народная) Таджикская песенка «Беглец» Украинская сказка «Овечка и волк» Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» (русская народная) Считалочка «Конь ретивый…» Шведская песенка «Едем, едем на лошадке» Русская песенка «Козел». Русская народная песенка «Как у нашего кота» В. Бианки «Кошкин питомец». Загадка Колыбельная песенка «Баю, баю, баю-бай…» (русская народная) Русская сказка «Собака и волк» Русская сказка «Собака и волк» Пересказ по плану. По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка» Обобщение по теме: «Верные помощники» Крылатые друзья 12 ч Закличка «Кукушечка, кукушечка…». Потешка «Вот сказали…» (русская народная) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36. Н. Рубцов «Воробей» 1 37. 38. 39. По Н. Коростелеву «Наша Галя». По А. Баркову «Внезапное открытие» Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?». 1 1 1 40. 41. 42. По Н. Сладкову «Говорящие яички». Русская народная потешка «Андрей-воробей» С. Михалков «Зяблик» Рассказы о птицах 1 1 1 11 * * 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. С. Махотин «Плохая привычка» По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц» По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц» .Пересказ по плану. Загадки. Обобщение по теме: «Крылатые друзья» Здравствуй, Зимушка-зима! 14 ч Русская народная песенка «Ты мороз, мороз, мороз» И. Бунин «Первый снег» По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься» По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься» .Пересказ рассказа по прочитанному Г. Ладонщиков «Здравствуй, Зимушка-зима!» Г. Скребицкий «Зима» И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» По Ю. Ковалю «Снегири и коты». Загадки В. Осеева «На катке» О. Высотская «Пришла зима с морозами» По В. Голявкину «Как я встречал Новый год» Загадки Стихи и рассказы о зиме В. Орлов «Снежная баба». Обобщение по теме: «Здравствуй, Зимушказима!» Сказочные истории 10 ч Таджикская сказка «Три арбузных семечка» Таджикская сказка «Три арбузных семечка» . Анализ сказки по прочитанному. Английская сказка «Дочка пекаря» Английская сказка «Дочка пекаря».Пересказ по плану. Литовская сказка «Алмазный топор» Литовская сказка «Алмазный топор» .Анализ сказки по прочитанному. Дагестанская сказка «Львиная доля» Дагестанская сказка «Львиная доля» Характеристика литературных героев. Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем». Загадки Обобщение по теме: «Сказочные истории» Сказки народов мира Трудолюбие – это клад 13 ч Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…» 12 1 1 1 * 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. Русская народная колыбельная песня «Котик серый, хвостик белый» Венгерская песенка «Пирог» Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе» Украинская сказка «Колосок» Украинская сказка «Колосок». Пересказ по плану Русская народная сказка «По работе и награда» Пословицы и поговорки о труде. С. Маршак «Сказка про двух лодырей» С. Маршак «Сказка про двух лодырей». Характеристика героев сказки Р. Абдрахманов «Новая перина» По Е. Пермяку «Хитрый коврик» Обобщение по теме: «Трудолюбие – это клад» Настали дни весенние 16 ч Заклички о весне Г. Скребицкий «Любимое время года» По Л. Толстому «Солнце – тепло» Г. Витез «Весна подарила» По А. Баркову «Березовый сок» Украинская песенка «Веснянка» М. Пришвин «Разговор деревьев» (отрывок) Н. Хазри «Весна – это я!» К. Ушинский «Пчелки на разведках» О. Высотская «Гришины подарки» А. Седугин «Тихо-тихо» Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» А. Барто «Весенняя гроза» По С. Алексееву «Огородники» По С. Алексееву «Огородники» Пересказ по плану К. Ушинский «Наше отечество» А. Матутис «Твоя родина» Обобщение по теме: «Настали дни весенние» Вот такие истории…18 ч В. Азбукин «Пример аккуратности» Е. Пермяк «Случай с кошельком» В. Торопыгин «Удивительные люди» По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения» По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения». Чтение по ролям Анализ произведения по прочитанному. Е. Серова «Ябеда» 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. Г. Ладонщиков «Чай с вареньем» По Н. Носову «Карасик» По Н. Носову «Карасик» Анализ рассказа Пересказ рассказа по плану Р. Сеф «Мена» Э. Шим «Жук на ниточке» Э. Шим «Жук на ниточке».Чтение по ролям По В. Сутееву «Мешок яблок» По В. Сутееву «Мешок яблок» Характеристика героев произведения Анализ произведения по прочитанному. Обобщение по теме: «Вот такие истории» Рассказы о хороших и плохих поступках детей Летняя пора 19 ч Закличка «Солнышко, покажись…» Т. Шорыгина «В лесу» Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» З. Александрова «Одуванчик» Арсений М-ий «Светлячок» Заклички «Дождик, дождик, пуще…», «Дождь, дождь, дождь», «Радуга-дуга» Э. Шим «Крот и заяц» В. Голявкин «Ника на даче» В. Голявкин «Ника на даче». Анализ произведения. Русская народная потешка «Сеть тяну…» Е. Пермяк «Удачливый рыбак» Стихи и рассказы о лете Г. Ладонщиков «Не клюет» Г. Ладонщиков «Не клюет» Чтение по ролям. И. Гамазкова «Прошлым летом» И. Гамазкова «Прошлым летом».Пересказ Ю. Кушак «Я капелька лета…» (загадка) Г. Виеру «Какое время года?» Обобщение по теме: «Летняя пора» 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Итоговая диагностическая работа. Проверка техники чтения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * Тематическое планирование 4 класс Чтение № п/п Коли Развит Дистанц честв ие речи ионное Тема урока 14 обучени е о часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Листья пожелтелые по ветру летят 17 ч «Осень наступила, высохли цветы…» А. Плещеев Листья. Ф. Тютчев Как наступает листопад. По Г. Граубину Как наступает листопад. По Г. Граубину. Анализ рассказа Осень в лесу. А. Гонтарь Подарки осени. С. Прокофьева Старый гриб. По М. Пришвину Старый гриб. По М. Пришвину Анализ по прочитанному Пересказ по плану Чтение фрагментов произведения по ролям Хитрюга. Е. Носов Анализ рассказа Осень. Н. Сладков Осень. Народные приметы Бурундук. Г. Снегирев О добрых поступках в произведении Урок- игра «Летописи, былины, сказания, жития ». Проверка знаний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * Раз, два – начинается игра! 12 ч 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Считалки Щи – талочка. М. Бородицкая Карусели. Л. Пантелеев Пересказ эпизода произведения по рисунку Анализ рассказа Л. Пантелеев. «Карусели» Игра (Отрывок). Д. Хармс Игра (Отрывок). Д. Хармс Н. Носов «Затейники». Чтение 1часть Н. Носов «Затейники». Чтение , 2 часть Анализ рассказа. Н. Носов «Затейники» Чудеса в авоське. В. Левин Повторяем прочитанное Будем делать хорошо и не будем плохо 22 ч Не мое дело! (Китайская сказка) Пересказ рассказа по плану Чиж и Голубь. И. Крылов Два товарища. Л. Толстой Трус. Л. Пантелеев Анализ рассказа. Л. Пантелеев «Трус» Про то, как Миша стал храбрым. Э. Киселева Анализ рассказа. Э. Киселева «Про то, как Миша стал 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * * храбрым» 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. Подвиг. В. Сафронов Силач. Ю. Ермолаев Самое страшное. Е. Пермяк Вот какая история. К. Киршина Вот какая история. К. Киршина Чтение по ролям. Анализ рассказа. К. Киршина «Вот какая история» Пересказ рассказа по плану. Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому. Анализ рассказа Пересказ рассказа по рисункам. Характеристика персонажей произведения В театре. А. Барто Внеклассное чтение по теме «О труде и трудолюбии» Обобщение и закрепление знаний по теме: Будем делать хорошо и не будем плохо! Зимние узоры 18 ч Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка). Чтение по ролям. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка).Анализ прочитанного. Зима. Народные приметы. Загадки Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н. Толстому Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н. Толстому Пересказ рассказа по плану. Снежная баба. Саша Черный Чтение по ролям. Подарки зимы. С. Прокофьева Жадная сорока. Г. Харлампьев Чтение рассказа по ролям. Анализ рассказа по прочитанному. В пограничном наряде. По в. Коржикову Пересказ рассказа по плану. Особенности литературных произведений До свидания, зима! З. Александрова Обобщение и закрепление знаний по теме:Зимние узоры. Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! 24 ч 16 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. Заработанный рубль (грузинская сказка). Заработанный рубль (грузинская сказка).Чтение по ролям. Заработанный рубль (грузинская сказка). Анализ сказки. Пересказ рассказа по прочитанному Сказка о Василисе – Работнице. Е. Шварц Характеристика литературных героев. Рабочие руки. Г. Сапгир Мудрый дед. М. Миршакар Михаськин сад. В. Хомченко Чтение по ролям. Заплатка. Н. Носов Анализ рассказа по прочитанному. Пословицы, поговорки о труде и дружбе. Я лишний. А. Барто Маленькое и большое. С. Погореловский Хлеб с росою. Г. Виеру Анализ рассказа по прочитанному. Просто сочинение. К. Киршина Чтение по ролям. Трудолюбивая старушка. Ю. Мориц Пересказ рассказа по прочитанному Волшебный котелок. Э.Киселева Характеристика литературных героев. Обобщение и закрепление знаний по теме Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! В окно повеяло весною… 15 ч Народная песенка Весна. А. Плещеев «Ласточка примчалась» А. Майков Ласточка. К. Ушинский Ласточка. К. Ушинский. Анализ рассказа Весенние ручьи. А.Н. Толстой Наводнение По Б. Житкову Наводнение По Б. Житкову. Чтение по ролям Подарки весны. С. Прокофьева Праздник мам. В. Берестов Ивовый пир. Н. Сладков Весна. В. Сафронова Боец бытового отряда. По В. Воскобойникову Анализ рассказа по прочитанному Обобщение и закрепление знаний по теме В окно повеяло весною… 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * На пользу и славу Отечества 13 ч 109. Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) 110. Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина).Чтение по ролям. 111. Пересказ рассказа по прочитанному 112. Характеристика литературных героев рассказа 113. Как боролся русский богатырь. Л. Толстой 114. Анализ рассказа по прочитанному 115. К неведомым берегам. По О. Орлову 116 Чтение произведения по ролям. 117. Анализ рассказа по рисункам. 118. Стихи об Отечестве. 119. Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко 120. Характеристика литературных героев рассказа 121. Обобщение и закрепление знаний по теме На пользу и славу Отечества Видно, люди не напрасно называют лето красным 15 ч 122. Летом. Н. Греков 123. Подарки лета. С. Прокофьева 124. Кто сажает подсолнухи. По Э. Шиму 125. Малина. По А.Смирнову 126. Анализ произведения 127. Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову 128. Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову. Чтение по ролям 129. Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову 130. Пересказ рассказа по прочитанному 131. Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву 132. Характеристика героев произведения. 133. Пословицы и поговорки 134. Загадки о лете. 135. Одуванчик. Вс. Рождественский 136. Итоговая диагностическая работа. Проверка техники чтения 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 19