Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""
АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 162-од
от «28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(для обучающихся по адаптированным образовательным программам
для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1)
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 коррекционный
Количество часов: 136 часов
Составитель:
Аристова Галина Александровна,
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог высшей
квалификационной категории\
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года).
Программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение».
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
6.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой
Специфика программы
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят
универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого
общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде
всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики,
морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения
должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности
школьников.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета.
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные результаты:.
Ученик научится:
Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие,
аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после
предварительного анализа;
Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Допустимые:
Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие,
аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
Минимальные:
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного
анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Межпредметная интеграция по русскому языку осуществляется с:
Чтением: формирование навыка правильного чтения слов, пересказа, составление рассказа по картине или ряду сюжетных картинок.
Окружающим миром: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на
вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями.
Физкультура: использование физкультурных минуток на уроках.
Математика: использование порядковых числительных в работе.
Содержание программы
На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2010
года издания, учащиеся усваивают:
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах.
Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.
слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
Написание
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих тем:
Краткое содержание раздела
кол- во часов
1.Повторение изученного в 1 классе
2. Звуки и буквы
10
10
3. Слог
10
4. Парные звонкие и глухие согласные
10
5.Гласные буквы Е, Ё,Ю,Я в начале слова или слога
10
6. Шипящие и свистящие согласные
6
7. Твердые и мягкие согласные
10
8. Мягкий знак на конце слова
5
9.Название предметов
15
10. Названия действий
10
11. Предлоги
10
13. Предложение
10
14. Повторение изученного во 2 классе
20
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;
ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
личностно-
Список литературы
1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.,
«Просвещение», 2012г.
2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008.
3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2009
4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008.
Календарно – тематическое планирование
№ -п/п
Тема урока
Час
1,2
Предложение.
2
3
Предложение и его схема.
1
4
Распространение предложений.
1
5
Слово.
1
6,7
Составление предложений с данным словом.
2
8
Звуки и буквы.
1
9
Контрольное списывание «Дружная работа» по теме «Предложение»
1
10
Работа над ошибками. Текст. (развитие речи)
1
11,12
Гласные звуки и буквы.
2
13,14
Согласные звуки и буквы.
2
15
Слова, которые различаются одним звуком.
1
16
Слова, которые различаются количеством звуков.
1
17
Слова, которые различаются последовательностью звуков.
1
18,19
Ударение в словах.
2
20
Выделение ударного гласного в слове.
1
21
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»
1
22
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы»
1
Форма контроля
ПР,КР,тесты
Дистанционное
обучение
23,24
Деление слов на слоги.
2
25
Гласные в образовании слогов.
1
26,27
Перенос слов по слогам.
2
28
Деление слов со звуками И-Й на слоги.
1
29
Слова со звуками Л-Р.
1
30
Контрольное списывание по теме «Слог».
1
31
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слог»
1
32,33
Парные звонкие и глухие согласные: Б-П
2
34,35
Различение В-Ф.
2
36,37
Парные звонкие и глухие согласные: Г-К.
2
38,39
Различение Д-Т.
2
40,41
Различение Ж-Ш.
2
42,43
Различение З-С.
2
44
Контрольное списывание «Рыбки» по теме «Парные звонкие и глухие 1
согласные».
45
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие 1
согласные».
46,47
Шипящие согласные.
2
48,49
Свистящие согласные
2
50
Различай шипящие и свистящие согласные
1
51
Буква Е в начале слова или слога.
1
52
Буква Ё в начале слова или слога.
1
53
Буква Ю в начале слова или слога.
1
54
Буква Я в начале слова или слога.
1
55
Повторение. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.
1
56
Контрольное списывание по теме «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале 1
слова или слога».
57
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Гласные буквы У, Ё, Ю, Я в 1
начале слова или слога»
58,59
Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных.
2
60,61
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных.
2
62,63
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных.
2
64,65
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных.
1
66
Гласная Е после мягких согласных.
1
67,68
Повторение. Различение твёрдых и мягких согласных.
2
69
Контрольное списывание «Олень» по теме «Твердые и мягкие согласные»
1
70
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
1
71
Письмо слов с мягкими согласными на конце слова.
1
72
Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
1
73,74
Повторение. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
1
75
Контрольное списывание
1
76
Предмет и его название.
1
77,77
Названия предметов, отвечающие на вопрос что?
2
78
Названия частей предмета.
1
79,80
Повторение. Различение сходных предметов и их названий.
1
81
Контрольное списывание по теме «Названия предметов»
1
82
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия предметов»
1
83,84
Обобщающее слово для группы однородных предметов
2
85,86
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
2
87,88
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
2
89
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
1
90
Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.
1
91
Слова отвечающие на вопросы что? Кто?
1
92
Большая буква в именах людей.
1
93
Большая буква в именах и фамилиях.
1
94
Большая буква в кличках животных.
1
95
Повторение. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках 1
животных.
96
Диктант по теме «Имена собственные».
1
97
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имена собственные».
1
98
Обобщение по теме «Написание имен собственных».
1
99
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает?.
1
100
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?.
1
101
Подбор названий действий к названиям предметов.
1
102
Кто как передвигается ?
1
103
Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают?
1
104
Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают?
1
105
Повторение. Различение названий предметов и названий действий по 1
вопросам.
106
Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие 1
действия предметов».
107
Работа над ошибками.
1
108
Предлог как отдельное слово.
1
109
Употребление предлогов в предложении.
1
110
Предлоги. Проверочная работа.
1
111
Работа над ошибками. Выделение непроверяемой гласной в словах.
1
112
Написание родственниках гласных в словах.
1
113
Выделение предложения из текста
1
114
Выделение предложения из текста
1
115
Повторение. Правила записи предложения.
1
120
Контрольное списывание упр.4, с.145 по теме «Предложение»
1
121
Предложение и его схема.
1
122
Различение набора слов и предложения.
1
123
Порядок слов в предложении.
1
124
Повторение. Завершение начатого предложения.
1
125
Контрольное списывание упр.4, с.153 по теме «Предложе-ние»
1
126
Работа над ошибками допущенными по теме «Предложение»
1
127, 128
Звонкие и глухие согласные.
2
129,130
Твёрдые и мягкие согласные.
2
131
Ь знак на конце слов.
1
132, 133
Повторение изученного за год. Подготовка к итоговой контрольной работе 2
134
Контрольная работа за год. Диктант.
1
135
Работа над ошибками.
1
136.
Повторение.
1