Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "" АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от «28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1) Уровень образования: начальное общее образование Класс: 2 коррекционный Количество часов: 136 часов Составитель: Аристова Галина Александровна, учитель начальных классов, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории\ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года). Программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение». Нормативно – правовые основания разработки программы 1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6». 5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6». 6.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой Специфика программы В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения. Задачи: Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи. Заложить основы для овладения устной и письменной речи. Формировать основные орфографические и пунктуационные Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи. В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников. Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета. Личностные учебные действия -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты: Коммуникативные учебные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Предметные результаты:. Ученик научится: Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; Списывать по слогам с рукописного и печатного текста; Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Допустимые: Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; Минимальные: писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Межпредметная интеграция по русскому языку осуществляется с: Чтением: формирование навыка правильного чтения слов, пересказа, составление рассказа по картине или ряду сюжетных картинок. Окружающим миром: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений. Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями. Физкультура: использование физкультурных минуток на уроках. Математика: использование порядковых числительных в работе. Содержание программы На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают: Звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных. Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов; различение основных частей хорошо знакомых предметов; сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства. Умение различать слова по их отношению к родовым категориям. Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: Написание называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности; различение предметов по их действиям; умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения; составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку) Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока) Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих тем: Краткое содержание раздела кол- во часов 1.Повторение изученного в 1 классе 2. Звуки и буквы 10 10 3. Слог 10 4. Парные звонкие и глухие согласные 10 5.Гласные буквы Е, Ё,Ю,Я в начале слова или слога 10 6. Шипящие и свистящие согласные 6 7. Твердые и мягкие согласные 10 8. Мягкий знак на конце слова 5 9.Название предметов 15 10. Названия действий 10 11. Предлоги 10 13. Предложение 10 14. Повторение изученного во 2 классе 20 Виды и формы организации учебного процесса Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ. личностно- Список литературы 1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2012г. 2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008. 3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2009 4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008. Календарно – тематическое планирование № -п/п Тема урока Час 1,2 Предложение. 2 3 Предложение и его схема. 1 4 Распространение предложений. 1 5 Слово. 1 6,7 Составление предложений с данным словом. 2 8 Звуки и буквы. 1 9 Контрольное списывание «Дружная работа» по теме «Предложение» 1 10 Работа над ошибками. Текст. (развитие речи) 1 11,12 Гласные звуки и буквы. 2 13,14 Согласные звуки и буквы. 2 15 Слова, которые различаются одним звуком. 1 16 Слова, которые различаются количеством звуков. 1 17 Слова, которые различаются последовательностью звуков. 1 18,19 Ударение в словах. 2 20 Выделение ударного гласного в слове. 1 21 Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» 1 22 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы» 1 Форма контроля ПР,КР,тесты Дистанционное обучение 23,24 Деление слов на слоги. 2 25 Гласные в образовании слогов. 1 26,27 Перенос слов по слогам. 2 28 Деление слов со звуками И-Й на слоги. 1 29 Слова со звуками Л-Р. 1 30 Контрольное списывание по теме «Слог». 1 31 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слог» 1 32,33 Парные звонкие и глухие согласные: Б-П 2 34,35 Различение В-Ф. 2 36,37 Парные звонкие и глухие согласные: Г-К. 2 38,39 Различение Д-Т. 2 40,41 Различение Ж-Ш. 2 42,43 Различение З-С. 2 44 Контрольное списывание «Рыбки» по теме «Парные звонкие и глухие 1 согласные». 45 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие 1 согласные». 46,47 Шипящие согласные. 2 48,49 Свистящие согласные 2 50 Различай шипящие и свистящие согласные 1 51 Буква Е в начале слова или слога. 1 52 Буква Ё в начале слова или слога. 1 53 Буква Ю в начале слова или слога. 1 54 Буква Я в начале слова или слога. 1 55 Повторение. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 1 56 Контрольное списывание по теме «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале 1 слова или слога». 57 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Гласные буквы У, Ё, Ю, Я в 1 начале слова или слога» 58,59 Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. 2 60,61 Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. 2 62,63 Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. 2 64,65 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 1 66 Гласная Е после мягких согласных. 1 67,68 Повторение. Различение твёрдых и мягких согласных. 2 69 Контрольное списывание «Олень» по теме «Твердые и мягкие согласные» 1 70 Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. 1 71 Письмо слов с мягкими согласными на конце слова. 1 72 Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. 1 73,74 Повторение. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. 1 75 Контрольное списывание 1 76 Предмет и его название. 1 77,77 Названия предметов, отвечающие на вопрос что? 2 78 Названия частей предмета. 1 79,80 Повторение. Различение сходных предметов и их названий. 1 81 Контрольное списывание по теме «Названия предметов» 1 82 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия предметов» 1 83,84 Обобщающее слово для группы однородных предметов 2 85,86 Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? 2 87,88 Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? 2 89 Обобщающее слово для группы однородных предметов. 1 90 Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. 1 91 Слова отвечающие на вопросы что? Кто? 1 92 Большая буква в именах людей. 1 93 Большая буква в именах и фамилиях. 1 94 Большая буква в кличках животных. 1 95 Повторение. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках 1 животных. 96 Диктант по теме «Имена собственные». 1 97 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имена собственные». 1 98 Обобщение по теме «Написание имен собственных». 1 99 Названия действий, отвечающих на вопрос что делает?. 1 100 Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?. 1 101 Подбор названий действий к названиям предметов. 1 102 Кто как передвигается ? 1 103 Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают? 1 104 Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают? 1 105 Повторение. Различение названий предметов и названий действий по 1 вопросам. 106 Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие 1 действия предметов». 107 Работа над ошибками. 1 108 Предлог как отдельное слово. 1 109 Употребление предлогов в предложении. 1 110 Предлоги. Проверочная работа. 1 111 Работа над ошибками. Выделение непроверяемой гласной в словах. 1 112 Написание родственниках гласных в словах. 1 113 Выделение предложения из текста 1 114 Выделение предложения из текста 1 115 Повторение. Правила записи предложения. 1 120 Контрольное списывание упр.4, с.145 по теме «Предложение» 1 121 Предложение и его схема. 1 122 Различение набора слов и предложения. 1 123 Порядок слов в предложении. 1 124 Повторение. Завершение начатого предложения. 1 125 Контрольное списывание упр.4, с.153 по теме «Предложе-ние» 1 126 Работа над ошибками допущенными по теме «Предложение» 1 127, 128 Звонкие и глухие согласные. 2 129,130 Твёрдые и мягкие согласные. 2 131 Ь знак на конце слов. 1 132, 133 Повторение изученного за год. Подготовка к итоговой контрольной работе 2 134 Контрольная работа за год. Диктант. 1 135 Работа над ошибками. 1 136. Повторение. 1