Положение-о-работе-педагога-дефектолога

Подписан: Голых Ольга Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""
АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""",
G=Ольга Александровна, SN=Голых,
CN=Голых Ольга Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №_________________ от
«___»______________ 2020 год
Директор школы
_______________/ О. А. Голых/

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

1.Общие положения
1.1
Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Артинского городского
округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» (далее - Положение)
регламентирует деятельность муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная
школа №6» (далее - Организация), в части организации работы учителя-дефектолога по
оказанию помощи обучающимися, имеющими трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами Организации по оказанию помощи учителя-дефектолога являются:
- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении
программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
- коррекция развития познавательной сферы обучающихся в динамике
образовательного процесса;
- разработка индивидуальных комплексных программ развития и сопровождения в
условиях взаимодействия педагогов психолого-педагогического консилиума ОУ (логопед,
психолог, учитель, учитель-дефектолог);
- проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с
обучающимися, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
на основании действующих нормативных документов:
- Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования"; приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций", постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря

2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".
2. Порядок оказания помощи учителем – дефектологом в Организации
2.1 Направления деятельности учителя-дефектолога:
- Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны
ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания,
динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему
дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе
комплексного воздействия на ребёнка.
- Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии,
преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных
программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного
процесса.
- Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ
коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание
помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка
рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка
и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
- Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ППк,
методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителядефектолога.
2.2 Организация деятельности работы учителя-дефектолога:
2.2.1 Зачисление на занятия осуществляется на основе комплексной диагностики и
изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09-20.09. Итоговое
диагностическое обследование проводится с 20.05.-31.05. ежегодно. В классе может быть
несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Учитель –
дефектолог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие
отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, сенсомоторное
развитие, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений
у детей.
2.2.2 Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов
положительной динамики в освоении программы и общего развития ребѐнка.
2.2.3 Основной формой дефектологической работы являются
индивидуальные занятия. Продолжительность коррекционных занятий:
- индивидуальные занятия
1,2 класс-20 мин
3,4класс-25-30 мин

групповые

и

5-9 класс-35-40 мин
- подгрупповые, групповые занятия
1-2 класс 25 мин,
3-4 класс -30 мин.
5-9 класс- 40 мин.
Периодичность занятий 1 раза в неделю.
2.2.4 Недельная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 астрономических часов,
которые направлены на:
- проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных,
подгрупповых, групповых);
- изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со
сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий ;
- консультативную работу с педагогами и родителями;
- участие и подготовку ПП консилиумов, методических объединений, педсоветов.
Из них 18 часов отводится на работу с детьми и включает в себя проводимые занятия и
короткие перерывы между ними. (Основание: приказ Министерства образования и науки
РФ от 27.03. 06 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и других работников образовательных учреждений», Трудовой кодекс РФ,
ст. 333 «Право на занятие педагогической деятельностью»). Время перемен входит в
рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для проверки работ
обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др.
На консультативную работу и оформление документации отводится 2 часа. В часы
консультаций учитель - дефектолог имеет возможность более тщательно обследовать
обучащихся с целью уточнения дефектологического заключения, давать рекомендации
обучающимся, их родителям, воспитателям, проводить консультации с родителями и
учителями по специфическим вопросам и др.
2.2.5 Занятия с учителем - дефектологом проводятся по расписанию, составляемому
учителем - дефектологом с учетом учебного расписания, согласуются с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке
руководителем учреждения.
2.2.6 На каждую группу обучающихся у учителя – дефектолога имеется рабочая
программа на учебный год.
2.2.7 Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале
учѐта посещаемости дефектологических занятий.
3.Руководство деятельностью учителя – дефектолога:
3.1 Общее руководство работой учителя - дефектолога осуществляется Организацией;
3.2 Руководитель учреждения назначает на должность учителя-дефектолога лицо,
имеющее
высшее
специальное
образование
в
порядке,
предусмотренном
законодательством РФ;
3.3 Учитель-дефектолог
- подчиняется непосредственно руководителю учреждения;
- исполняет обязанности, установленные инструкцией.

4.Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:
индивидуальная карта развития обучающегося; (приложение №1 к Положению).
 журнал учёта обследуемых детей; (приложение №2 к Положению).
журнал посещаемости занятий;
 расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;
 рабочие программы (по классам);
4.7 перспективный план работы (по направлениям); (приложение №3 к Положению).
4.8 статистический отчет (раз в полугодие); (приложение №4 к Положению).
аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за
учебный год;
протоколы консультаций с родителями, педагогами;

Приложение № 1
к Положению об организации
работы учителя-дефектолога

Индивидуальная карта развития ребёнка,
зачисленного на занятия к учителю-дефектологу
Фамилия, имя, отчество ____________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Школа ______________класс (группа) ________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявление
негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций)
_____________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики
______________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно
(понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает)
_____________________________________________________________________________
Обучаемость:
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь)
_____________________________________________________________________________
– способность переноса на аналогичные задания
___________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
(целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование
рациональных способов действий, импульсивность, инертность действий, самоконтроль)
_____________________________________________________________________________
Темп работы (на учебном и внеучебном материале)
_________________________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)
_____________________________________________________________________________
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация
Сформированность пространственно-временных представлений
_____________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация,
стереогноз)
______________________________________________________________________
Особенности внимания ____________________________________
Особенности памяти ______________________________________
Особенности мышления:
– уровень развития наглядных форм мышления ________________
– словесно-логическое мышление ___________________________

Особенности конструктивной деятельности ___________________
Общая характеристика речевого развития _____________________
Сформированность учебных навыков:
Математика:
– сформированность понятий числа, числовой последовательности
__________________________________________________________
– вычислительный навык __________________________________
– навык решения задач ____________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Русский язык:
– навык каллиграфического письма __________________________
– навык орфографического письма под диктовку _______________
– списывание текста ______________________________________
– выполнение грамматических заданий _______________________
– характерные ошибки ____________________________________
Чтение:
– темп чтения ___________________________________________
– способ чтения _________________________________________
– понимание прочитанного ________________________________
– навыки работы с текстом ________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы)
___________________________________________
Дополнительные сведения: ________________________________
Заключение: ____________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста: _____________________
Дата обследования _______________________________________
Подпись _________________________________________________
Приложение № 2
к Положению об организации
работы учителя-дефектолога

Журнал учёта обследуемых обучающихся
Дата

Ф. И. О.

Класс

Причина
обращения

Заключение

Приложение № 3
к Положению об организации
работы учителя-дефектолога

Перспективный план работы учителя-дефектолога
(примерный)
Направления
работы

Класс
(группа)

Цель проводимых
мероприятий

Сроки

Ответственны
й за
проведение

1. Диагностика
– учебнопознавательная
деятельность

1-й класс
или

Определение актуального Сентябрь Дефектолог
уровня развития, ЗБР.
Логопед
Выявление обучащихся,
Психолог
нуждающихся в помощи

– углубленная
диагностика

1–4 классы
или

Определение
сформированности
психических
функций, учебных
навыков

– посещение
уроков, занятий,
анализ работ

Коррекцион Изучение особенностей
ные классы учебной деятельности.
Определение
эффективности
коррекционной работы

В
течение
года

Дефектолог
Члены
ПМПк

Ноябрь
Январь
Апрель

2. Коррекция.
Коррекцион Коррекция нарушений
Проведение
ные классы психического развития.
индивидуальных
Формирование умений и
и групповых
навыков для усвоения
уроков
программного материала
3. Просвещение. Педагоги
Педагоги.
коррекцион
Выступления на ных классов
МО учителей.
Участие в работе
ППк

Повышение
компетентности педагогов
в вопросах коррекции.
Разработка
индивидуальных
комплексных программ и
анализ их эффективности

Октябрь Дефектолог
Согласно Дефектолог
плану
консилиу
ма

Приложение № 4
к Положению об организации
работы учителя-дефектолога

Статистический отчет о результатах работы учителя-дефектолога
Группы

Выявлено
Зачислено
Выпущено
Оставлено для
продолжения
коррекции
Выбыло

Тяжелые
нарушения
речи

Стойкое
Снижение
Аутизм и
нарушение познавательно
прочие
познаватель
й
сочетанны
ной
деятельности
е
деятельност
(ЗПР)
нарушения
и
(У / О)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».