Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП психология ЗПР 25-26

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Артинского муниципального
округа
МАОУ "АСОШ № 6 им. Героя Советского Союза В.А. Шутова"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Голых О.А.
Приказ № 144-од от
«16» июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Разработала:
Красильникова Любовь Николаевна,
педагог-психолог

Арти 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития разработан в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол
от 18 марта 2022 г. № 1/22)).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с
ЗПР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой
психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих
образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление
трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
 формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных
процессов;
 коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
 гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование
адекватной самооценки;
 развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;
 развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения
и навыков сотрудничества;
 стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
 развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;
 предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
 становление и расширение сферы жизненной компетенции.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и
разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие
саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на
формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных
эмоциональных состояний у обучающихся.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов
«Развитие
личностного
самоопределения»
и
«Развитие
профессионального

самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных
личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное
определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и
обучения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие
коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на
развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной
коммуникации в социальном окружении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПО
КОРРЕКЦИОННОМУ
КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
оптимальные способы решения познавательных задач;
бной работы ориентируясь на определенные
таймером временные рамки;
взрослого;
поставленной задачи с помощью взрослого;
расхождений результата с эталоном с развернутой помощью взрослого;
результатом;

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза, интонация);
(включая противоречивые эмоции);

обозначать вербально;

процессе
деятельности и при оценке достигнутого результата;

нного поведения;

Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):

личностных качествах);
осознавать собственные социальные роли;

деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):

носить собственные желания и возможности с различными направлениями
профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
вами вербального и невербального общения;
правила этики общения;
препятствуют продуктивной коммуникации;

вопросов, поддерживать тему разговора.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
естную деятельность со сверстниками с
помощью взрослого;

6 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
(временные, пространственные, функциональные и т. д.) с помощью взрослого;
состояние снижения работоспособности и сообщать об этом взрослому;
ачи;
расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого;

ьность выполнения задания в соответствии с образцом, приведенным в
инструкции;

своей деятельности, в случае ошибки корректировать результат с помощью взрослого.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ывать их;
лица при переживании той или иной эмоции, называть их в моделируемых ситуациях под
контролем взрослого;

ние об их влиянии на
эффективность общения и продуктивность деятельности;

те;
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
емонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию;
характера;

;

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):

направлениях профессиональной деятельности;

нные склонности и познавательные способности, понимать их
значение при определении направления профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):

эмоциональному контексту ситуации;

ие другой, альтернативной точки зрения в процессе общения со
сверстниками;

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
е сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками с
помощью взрослого;
взаимодействия;

ов уточнять недостающую информацию в процессе совместной
деятельности;
интересы.

7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
(временные, пространственные, функциональные и т. д.);
задач;
поставленной задачей;
ьно свои действия на
основании плана, проводить проверку по результату;

не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
психоэмоционального напряжения;

однообразной учебной работы;
деятельности;
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):

авление о своих личностных особенностях;

числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой выбор;
поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
трудовой деятельности;
характеристику основным направлениям профессиональной деятельности;

арьере как о профессиональном пути в жизни человека;
профессиональной деятельностью;
направлениях профессиональной деятельности;
направлениях профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»

Обучающийся научится и будет (сможет):
задачами и условиями коммуникации;

амерение
свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении;

позиции;
льзовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
сверстниками и взрослыми;

деятельности;

твиями партнера для достижения общего
результата;

8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
последовательность действий в краткосрочной перспективе;
условий, необходимых для выполнения поставленных задач;

ивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»

Обучающийся научится и будет (сможет):
ьное
состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных жизненных
ситуациях;
интенсивности негативных эмоциональных состояний;
центрированной

кратковременной

работы,

ориентируясь на продуктивный результат;
соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
х эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, конфликта;
учебного сотрудничества;
поступков,
учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать последствия своего
поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ть мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
индивидуальным особенностям;
негативных воздействий среды, окружающих людей на собственное поведение;

будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
структуре;
рвичные представления о перспективах своего профессионального образования
и будущей профессиональной деятельности;

профессиональном потенциале;
и, учитывать
профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;

ограничения

достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):

ыделять общую точку зрения в дискуссии;
общению, имеющими иную точку зрения;
процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):

ситуации;
выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной
ситуации в процессе учебного сотрудничества;
эмоциональные проявления;
нии конфликтных ситуаций;
социально приемлемым способом.

9 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):

необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе с точки зрения
альтернативы;
групповой работы как по завершению, так и по ходу ее реализации;

вать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее работу каждого
участника.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):

общения и деятельности;

ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации;
я своего эмоционального состояния в ситуации экзамена,
уметь минимизировать волнение;
ситуации экзамена;
ного
воздействия со стороны окружающих.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
увлечения;
включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
реализации поставленных целей;
ответственно относиться к собственным поступкам;
финансовом мошенничестве, махинациях;

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
различных профессий;
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;
образованием и профессиональной деятельностью;
вление об индивидуальной стратегии выбора профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):

оно таково) и корректировать его;
воей позиции;

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ситуациях;
аться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации;
общей цели совместной деятельности;
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий,
прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
позиций и учета интересов участников группы.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели.
Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в
заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка
ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание
последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в
умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы
(упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с
условием).
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач
(копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка
поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании
расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков
промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения
с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения
задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними
проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые эмоции,
анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации.
Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки
релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля
эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при
неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении
заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных
коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их
разнообразие в жизни человека. Личная ответственность и обязанности по отношению к
семье и обществу. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях
(учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности.
Знакомство с навыками критичного оценивания результатов своей деятельности.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о
мире профессий. Определение и словесное обозначение собственных желаний и

возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с
направлениями профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка
использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения.
Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности
поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному
общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного
коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации
между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов
поддержания беседы.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со
сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной работы в группе.
Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях.
6 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Отработка способов ориентировки в задании. Оценка условий, необходимых для
выполнения задания, с помощью взрослого. Работоспособность и утомление: оценка
собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий.
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (с
использованием цифробуквенного материала). Соотнесение своих действий с планом
выполнения задания. Корректировка своих действий на основании расхождений результата
с эталоном со стимулирующей помощью взрослого. Выполнение заданий по готовой
инструкции при индивидуальной и групповой работе. Отработка навыков пошагового и
итогового контроля при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Понимание и словесное обозначение своих эмоций в прошлом, настоящем и будущем.
Определение физических проявлений различных эмоциональных состояний: телесные
ощущения, мышечное напряжение, мимические и пантомимические движения.
Соотнесение физических проявлений с конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях
под контролем взрослого. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на эффективность
общения и продуктивность деятельности. Отработка различных приемов релаксации.
Знакомство с основными техниками и приемами регуляции эмоций. Способность
совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе. Отработка
навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера.
Различение положительных и отрицательных качеств и черт характера на примере
вымышленных и реальных персонажей. Отработка навыков оценивания собственных
качеств и черт характера. Общая характеристика задатков и склонностей человека.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Разнообразие профессий в современном мире, основные направления профессиональной
деятельности. Первичное представление о понятии «карьера». Значение склонностей и
познавательных способностей при определении направления профессиональной
деятельности. Определение и первичный анализ своих склонностей и познавательных
способностей.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков общения в различных моделируемых социальных ситуациях.
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным
контекстом ситуации. Отработка навыков ведения диалога, поддержания беседы на
заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания
разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально
приемлемыми способами.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с
помощью взрослого. Отработка навыков поддержания совместной работы и
конструктивного взаимодействия. Уточнение недостающей информации в процессе
совместной деятельности с помощью вопросов в моделируемых ситуациях. Принятие
различных точек зрения в ходе совместной работы в моделируемых ситуациях под
контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивного отстаивания своих
интересов в ходе совместной деятельности.
7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. Определение
последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач
(параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при выполнении
задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с заданным планом
выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на основании
расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения поставленной задачи
при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию
при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами
снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными ощущениями.
Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. Использование приемов

релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний утомления
и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации
пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения
сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в
деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов
снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и
эффективных.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. Знакомство с
понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями.
Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями
и возможностями. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в
жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных
последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов
поведения. Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в
соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием
жизненного плана и его временной перспективы.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности,
определение соответствующих им профессий. Профессиональная направленность
личности, определение собственной профессиональной направленности. Выделение
собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной
деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная
пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. Соотнесение
своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью в основных
направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой
основе.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления
своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. Определение коммуникативного
намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия,
способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения.
Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише.
Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение
и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем
взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по
совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата

коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого.
Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения
общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в
моделируемых ситуациях.
8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий в
краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Организация своей
деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для
выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное планирование этапов своей
деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля всех этапов своей
деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы.
Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов работы группы,
результативности своего участия в групповой работе.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных
моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных жизненных
ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний. Регуляция
проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с
социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с навыками регуляции
негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий,
конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего
мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на мнение значимых взрослых
при регуляции своего поведения. Отработка умения прикладывать волевые усилия для
сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями,
индивидуальными особенностями. Способность противостоять негативным воздействиям
среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в
провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с
учетом общепринятых социальных норм и правил. Временная перспектива жизни,
выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей,
последствий и перспектив.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о
перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура.
Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная
пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа желаемого
профессионального будущего, пути и средства его достижения.

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения
групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно
и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность
своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление
коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами по общению,
имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению,
внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной
ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении
конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс как решение
конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных
ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля эмоциональных
проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. Отработка умения
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально
приемлемым способом.
9 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе
при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих действий
при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения
поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной
задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий
при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения).
Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого.
Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в
групповой работе (своего и других участников группы).
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного
спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и
деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами
профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в
ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения
прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации
экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»

Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка.
Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов.
Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла
реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми
нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах,
финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению
в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности,
их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе.
Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью
взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать
контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов
и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в
правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать
ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных
ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в
конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной
поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий,
прогнозировать результат общей деятельности и достигать его).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
На изучение курса отводится 35 часов в год.
№
Тематические блоки, темы
Основные виды деятельности
п/п
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие регуляции познавательных процессов (7 часов)
1
Входная диагностика
2
Способы ориентировки в задании
Отработка способов ориентировки в
задании. Оценка условий, необходимых

для выполнения задания, с помощью
взрослого
3
Работоспособность
Оценка собственных ресурсов
4
Утомление
Распределение времени и сил при
выполнении заданий
5
Последовательность действий при Определение последовательности своих
решении познавательных задач
действий при решении познавательных
задач
(с
использованием
цифробуквенного
материала).
Соотнесение своих действий с планом
выполнения задания. Корректировка
своих
действий
на
основании
расхождений результата с эталоном со
стимулирующей помощью взрослого
6
Выполнение заданий по готовой Отработка навыков пошагового и
инструкции
итогового контроля при выполнении
задания
7
Выполнение заданий по готовой Отработка навыков пошагового и
инструкции при индивидуальной и итогового контроля при выполнении
групповой работе
задания
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний
(4 часа)
8
Эмоции
Понимание и словесное обозначение
своих эмоций в прошлом, настоящем и
будущем
9
Эмоциональные состояния
Определение физических проявлений
различных эмоциональных состояний:
телесные
ощущения,
мышечное
напряжение,
мимические
и
пантомимические движения. Соотнесение
физических проявлений с конкретными
эмоциями в моделируемых ситуациях под
контролем взрослого
10 Позитивные и негативные эмоции
Позитивные и негативные эмоции, их
влияние на эффективность общения и
продуктивность деятельности. Отработка
различных приемов релаксации
11 Техники и приемы регуляции эмоций
Знакомство с основными техниками и
приемами
регуляции
эмоций.
Способность совершать элементарное
волевое усилие при трудностях в учебной
работе. Отработка навыков снижения
волнения
и
уровня
тревоги
в
эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы)
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие личностного самоопределения (4 часа)
12 Индивидуальные
особенности Различение
положительных
и
человека
отрицательных качеств и черт характера
на примере вымышленных и реальных
персонажей

Отработка
навыков
оценивания
собственных качеств
14 Черты характера
Отработка
навыков
оценивания
собственных черт характера
15 Задатки и склонности человека
Общая характеристика задатков и
склонностей человека
Развитие профессионального самоопределения (4 часа)
16 Профессии в современном мире
Разнообразие профессий в современном
мире,
основные
направления
профессиональной деятельности
17 Карьера
Первичное представление о понятии
«карьера»
18 Значение
склонностей
при Определение и первичный анализ своих
определении
направления склонностей
профессиональной деятельности
19 Значение
познавательных Определение и первичный анализ своих
способностей
при
определении способностей
направления
профессиональной
деятельности
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
13

Психологические качества

Развитие коммуникативных навыков (5 часов)
20 Общение
Отработка навыков общения в различных
моделируемых социальных ситуациях
21 Средства общения
Соотнесение вербальных и невербальных
средств
общения
с
социальноэмоциональным контекстом ситуации
22 Диалог
Отработка навыков ведения диалога.
поддержания беседы на заданную тему.
Альтернативная
точка
зрения
собеседника,
способы
поддержания
разговора, использование речевых клише
23 Беседа
Поддержание беседы на заданную тему
24 Собственная позиция
Представление собственной позиции
социально приемлемыми способами
Развитие навыков сотрудничества (11 часов)
25 Учебное
сотрудничество
со Организация учебного сотрудничества
сверстниками
26 Совместная
деятельность
со Организация совместной деятельности со
сверстниками
сверстниками
27 Учебное сотрудничество и совместная Организация учебного сотрудничества и
деятельность со сверстниками с совместной
деятельности
со
помощью взрослого
сверстниками с помощью взрослого
28 Навыки поддержания совместной Отработка
навыков
поддержания
работы
совместной работы
29 Навыки поддержания конструктивного Отработка
навыков
поддержания
взаимодействия
конструктивного взаимодействия
30 Недостающая информация в процессе Уточнение недостающей информации в
совместной деятельности
процессе совместной деятельности с
помощью вопросов в моделируемых
ситуациях

31

32

33
3435

Различные точки
совместной работы

зрения

в

ходе Принятие различных точек зрения в ходе
совместной работы в моделируемых
ситуациях под контролем взрослого
Способы конструктивного отстаивания Знакомство
со
способами
своих интересов в ходе совместной конструктивного отстаивания своих
деятельности
интересов
в
ходе
совместной
деятельности
Диагностика коммуникативной сферы
Итоговая диагностика

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
На изучение курса отводится 35 часов в год.
№
Тематические блоки, темы
Основные виды деятельности
п/п
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие регуляции познавательных процессов (6 часов)
1
Самостоятельная оценка условий,
Самостоятельно оценивать необходимые
необходимых для выполнения задачи для выполнения поставленной задачи
условия (временные, пространственные,
функциональные и т. д.)
2
Определение последовательности
Определять последовательность действий
действий для достижения
для достижения совокупности
совокупности поставленных задач
поставленных задач
(параллельные ряды)
3
Самостоятельное планирование
Самостоятельно планировать
своих действий при выполнении
последовательность своих действий в
задания с учетом заданного правила
соответствии с поставленной задачей
4
Соотнесение своих результатов с
Соотносить свои действия с планом,
заданным планом выполнения
корректировать самостоятельно свои
заданий
действия на основании плана, проводить
проверку по результату
5
Отработка навыков выполнения
Оценивать правильность выполнения
поставленной задачи при
поставленной задачи при индивидуальной
индивидуальной работе
работе
6
Отработка приемов, помогающих
Сдерживать непосредственные
сохранить концентрацию при
импульсивные реакции, действовать в
выполнении задания
плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний
(6 часов)
7
Отработка навыков соотнесения
Отслеживать телесные ощущения,
телесных ощущений и эмоций
соотносить их с эмоциями
8
Знакомство с приемами снятия
Использовать телесные ощущения для
психоэмоционального напряжения
снятия психоэмоционального напряжения
посредством работы с телесными
ощущениями
9
Отработка различных техник и
Использовать различные техники и
приемов регуляции эмоций
приемы регуляции эмоций

Способность совершать
Совершать целенаправленное волевое
целенаправленное волевое усилие в
усилие в ситуации пресыщения, при
ситуации пресыщения, при
выполнении однообразной учебной работы
выполнении однообразной учебной
работы
11 Отработка способов снижения
Использовать специальные приемы для
волнения и уровня тревоги в
того, чтобы справляться с волнением в
эмоционально напряженных
эмоционально напряженных ситуациях
ситуациях (самостоятельные и
(самостоятельные и контрольные работы)
контрольные работы), выделение
на примере моделируемых ситуаций
наиболее предпочтительных и
эффективных
12 Использование приемов релаксации в Использовать приемы релаксации в разных
разных моделируемых жизненных
моделируемых ситуациях
ситуациях
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие личностного самоопределения (6 часов)
13 Определение и вербальная
Формулировать развернутые
характеристика своих личностных
самооценочные суждения
особенностей
14 Знакомство с понятием «уровень
Выделять свои личностные особенности
притязаний», связь уровня
притязаний с и реальными
возможностями
15 Определение своего уровня
Самостоятельно оценивать последствия
притязаний и соотнесение его с
своих действий, выбирать как поступить (в
собственными способностями и
том числе в неоднозначных ситуациях)
возможностями
16 Представление об ответственном
Формулировать общие представления об
поведении, выборе способа действий ответственном поведении
в жизненных ситуациях и
последствиях своего поведения
17 Социальные роли в современном
Формулировать собственное развернутое
обществе, различные модели
представление о социальных ролях в
поведения в соответствии с этими
обществе, различных моделях поведения в
ролями, правила и нормы поведения
соответствии с этими ролями, правилах и
нормах поведения
18 Знакомство с понятием жизненного
Выстраивать жизненные планы во
плана и его временной перспективы
временной перспективе в рамках
моделируемого взаимодействия со
взрослыми
Развитие профессионального самоопределения (3 часа)
19 Краткая характеристика основных
Ориентироваться в современном мире
направлений профессиональной
профессий, перечислять и давать краткую
деятельности, определение
характеристику основным направлениям
соответствующих им профессий
профессиональной деятельности
20 Выделение собственных интересов и Выделять собственные интересы и
склонностей, соотнесение их с
склонности, соотносить их с будущей
будущей профессиональной
профессиональной деятельностью
деятельностью
10

Формулировать общее представление о
понятии профессиональной пригодности в
основных направлениях
профессиональной деятельности
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных навыков (7 часов)
22 Отработка навыков активного
Выражать свои мысли в соответствии с
слушания, полного и точного
задачами и условиями коммуникации;
словесного представления своих
владеть приемами активного слушания
мыслей с учетом задач и условий
коммуникации
23 Определение коммуникативного
Ориентироваться в ситуации общения,
намерения (своего и партнера),
определять коммуникативное намерение
оценивание его реализации в
свое и партнера, оценивать степень его
общении
реализации в общении
24 Условия, способствующие
Спрашивать, интересоваться чужим
реализации коммуникативных
мнением и высказывать свое в социально
намерений собеседников в ходе
приемлемой форме
общения
25 Отработка навыков ведения
Вставать в позицию собеседника, выделяя
дискуссии, использования различных его точку зрения в пользу его позиции
речевых клише
26 Использование различных речевых
Вставать в позицию собеседника, выделяя
средств для аргументации своей
его аргументы в пользу его позиции
позиции
27 Определение и словесное
Вставать в позицию собеседника, выделяя
обозначение позиции собеседника в
его точку зрения и аргументы в пользу его
моделируемых ситуациях под
позиции в моделируемых ситуациях под
контролем взрослого
контролем взрослого
28 Анализ точки зрения собеседника,
Использовать речевые средства для
выделение аргументов в пользу его
дискуссии и аргументации своей позиции
позиции
социально приемлемым способом
Развитие навыков сотрудничества (7 часов)
29 Отработка навыков выстраивания
Строить продуктивное взаимодействие со
продуктивного взаимодействия со
сверстниками
сверстниками
30 Отработка навыков выстраивания
Строить продуктивное взаимодействие со
продуктивного взаимодействия со
взрослыми
взрослыми
31 Планирование и реализация общих
Планировать совместные действия для
способов работы с партнерами по
достижения общей цели. Планировать и
совместной деятельности для
реализовывать общие способы работы с
достижения общей цели
партнерами по совместной деятельности
32 Прогнозирование результата
Прогнозировать результат коллективной
коллективных решений в
работы
моделируемых ситуациях под
руководством взрослого
33 Отработка навыков согласования
Согласовывать свои действия с
своих действий с действиями
действиями партнера для достижения
партнера для достижения общего
общего результата в моделируемых
результата
ситуациях
21

Профессиональная пригодность в
основных направлениях
профессиональной деятельности

Организация совместного действия
по собственной инициативе в
моделируемых ситуациях
35 Итоговое диагностическое занятие
ВСЕГО: 35 часов
34

Инициировать организацию совместного
действия
Выполнять психодиагностическую работу

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ Тематические блоки, темы
Основные виды деятельности
п\п
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие регуляции познавательных процессов
(3 часа)
1
Самостоятельное определение цели и Выделять
цель
и
самостоятельно
задачи
деятельности, определять задачи в соответствии с ней,
последовательность
действий
в последовательность
действий
в
краткосрочной
перспективе
при краткосрочной перспективе
выполнении познавательных задач
2
Организация своей деятельности при Организовывать свою деятельность при
индивидуальной и групповой работе с индивидуальной и групповой работе с
учетом условий, необходимых для учетом
условий, необходимых
для
выполнения задания (проектные выполнения поставленных задач
задачи)
3
Самостоятельное
планирование Самостоятельно осуществлять контроль
этапов своей деятельности
своей деятельности
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний
(6 часов)
4
Отработка специальных приемов Использовать приемы релаксации в разных
регуляции своего эмоционального жизненных ситуациях (в моделируемых
состояния
в
различных ситуациях) для снижения интенсивности
моделируемых жизненных ситуациях негативных эмоциональных состояний
5
Отработка приемов релаксации в Направлять
усилия
для
разных жизненных ситуациях для сконцентрированной
кратковременной
снижения интенсивности негативных работы, ориентируясь на продуктивный
эмоциональных состояний
результат
6
Регуляция проявлений собственных Регулировать проявление собственных
эмоций
(положительных
и эмоций (положительных и отрицательных)
отрицательных) в соответствии с в соответствии с социальным контекстом
социальным
контекстом коммуникативной
ситуации
(в
коммуникативной ситуации
моделируемых ситуациях
7
Знакомство с навыками регуляции Анализировать
и
прогнозировать
негативных эмоций в отношении последствия своего поведения в отношении
собеседника
в
ситуации собеседника в ситуации возникновения
возникновения
разногласий, разногласий, конфликта в моделируемых
конфликта
ситуациях под контролем взрослого
8
Способность сохранения ровного Анализировать
и
прогнозировать
эмоционального
фона
при последствия своего
поведения
при
отстаивании
своего
мнения
в отстаивании своего мнения
ситуации учебного сотрудничества

9

10

11

12

13

14

15
16

17

18

19

20

Отработка умения прикладывать Анализировать
и
прогнозировать
волевые
усилия
для последствия своего поведения
сконцентрированной
кратковременной
работы,
ориентируясь
на
продуктивный
результат
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие личностного самоопределения
(5 часов)
Соотнесение уровня притязаний со Анализировать свои уровень притязаний,
своими
возможностями, соотносить его со своими возможностями,
способностями,
индивидуальными способностями,
индивидуальными
особенностями
особенностями
Способность
противостоять Формулировать социально одобряемую
негативным воздействиям среды, позицию
в
отношении
негативных
окружающих людей на собственное воздействий среды, окружающих людей на
поведение
собственное поведение
Отработка способов поведения в Анализировать поведение в моделируемых
провокационных
ситуациях
под ситуациях
контролем взрослого
Оценка себя и своих поступков с Оценивать себя и свои поступки с учетом
учетом общепринятых социальных общепринятых социальных норм и правил
норм и правил
Временная
перспектива
жизни, Моделировать временную перспективу
выстраивание событий прошлого, жизни, где события прошлого, настоящего
настоящего и будущего в единую и будущего занимают соответствующее
линию с учетом связей, последствий и место и наделяются соответствующим
перспектив
статусом с помощью взрослого
Развитие профессионального самоопределения
(6 часов)
Профессии,
актуальные
для Ориентироваться в современном мире
современного рынка труда
профессий
Первичные
представления
о Перечислять
и
давать
краткую
перспективах
своего характеристику различным профессиям,
профессионального образования и актуальным для современного рынка труда
будущей
профессиональной
деятельности
Профессиональная направленности Давать
характеристику
понятию
личности и ее структура
профессиональной
направленности
личности и ее структуре
Профессиональные склонности и Моделировать общие перспективы своего
профессиональный потенциал
профессионального
образования
и
будущей профессиональной деятельности с
помощью взрослого
Профессиональная
пригодность, Перечислять ограничения при выборе
ограничения при выборе профессии
профессии
с
учетом
ограничения
профессиональной
пригодности
при
выборе будущей профессии
Моделирование образа желаемого Моделировать
образ
желаемого
профессионального будущего, пути и профессионального будущего, пути и
средства его достижения
средства его достижения
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»

21
22

23
24

25

26
27

28

29

30

31

32
33
34

35

Развитие коммуникативных навыков
(5 часов)
Отработка
навыков
ведения Вести
конструктивный
диалог
в
конструктивного диалога
моделируемых ситуациях.
Отработка
навыков
ведения Корректно и аргументированно отстаивать
групповой дискуссии, способности свою точку зрения
выделять общую точку зрения в
дискуссии,
корректно
и
аргументированно отстаивать свою
точку зрения, выделять и признавать
ошибочность своего мнения (если оно
действительно ошибочно)
Позиции восприятия и осмысление Выделять и признавать ошибочность
коммуникативной ситуации
своего мнения (если оно таково)
Отработка умения договариваться с Выделять общую точку зрения в дискуссии
партнерами по общению, имеющими (в моделируемых ситуациях при контроле
иную точку зрения
взрослого)
Уважительное
отношение
к Договариваться с партнерами по общению,
партнерам по общению, внимание к имеющими иную точку зрения при
личности другого в процессе общения решении
практических
задач
в
моделируемых ситуациях
Развитие навыков сотрудничества
(10 часов)
Конфликт: причины, виды, структура Давать
характеристику
понятию
«конфликт» в ситуации сотрудничества
Стратегии и правила поведения в Давать
характеристику
различным
конфликтной ситуации
стратегиям и правилам поведения в
конфликтной ситуации
Знакомство
с
различными Выбирать
адекватную
стратегию
стратегиями
поведения
при поведения
при
возникновении
возникновении
конфликтной конфликтной
ситуации
в
процессе
ситуации в процессе учебного сотрудничества со сверстниками
сотрудничества
Компромисс
как
решение Выбирать
адекватную
стратегию
конфликтных ситуаций
поведения
при
возникновении
конфликтной ситуации
Отработка навыков поведения в Выбирать
адекватную
стратегию
моделируемых
конфликтных поведения
при
возникновении
ситуациях
под
руководством конфликтной
ситуации
в
процессе
взрослого
сотрудничества в моделируемой ситуации
под контролем взрослого
Отработка навыков самоконтроля Поддерживать конструктивное общение в
эмоциональных проявлений для группе
поддержания
конструктивного
общения в группе
Отработка умения аргументировать Аргументировать свою точку зрения
свою точку зрения
Отработка умения спорить
Спорить и отстаивать свою позицию
Отработка умения отстаивать свою Отстаивать свою позицию социально
позицию социально приемлемым приемлемым способом в моделируемых
способом
ситуациях
Итоговая диагностика

ВСЕГО: 35 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
На изучение курса отводится 35 часов в год.
№ Тематические блоки, темы
п/п

Основные
виды
обучающихся

деятельности

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие регуляции познавательных процессов
(7 часов)
1

Входная диагностика

2

Цели и задачи деятельности

Самостоятельное определение цели и
задачи деятельности в среднесрочной
перспективе
при
выполнении
познавательных задач

3

Планирование действий

Самостоятельное планирование своих
действий
при
индивидуальной
и
групповой работе с учетом ресурсов,
необходимых
для
выполнения
поставленных задач

4

Альтернативные
ресурсы
для Оценка альтернативных ресурсов для
выполнения поставленной задачи
выполнения поставленной задачи

5

Контроль и корректировка действий

Отработка навыков самостоятельного
контроля и корректировки своих действий
при совместной групповой работе

6

Оценка результатов своей работы

Объективная оценка результатов своей
работы с учетом экспертного мнения
взрослого

7

Результативность участия в групповой Отработка навыков оценки результатов
работе
работы группы, результативности участия
в групповой работе (своего и других
участников группы)

Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний
(7 часов)
8

Проявление
дискуссии

эмоций

в

ситуации Закрепление
навыков
регуляции
проявлений своих эмоций в ситуации
дискуссии

9

Проявление эмоций
учебного спора

10

Состояние стресса

Проявления и влияние стресса на
продуктивность общения и деятельности

11

Поведение в стрессовых ситуациях

Стратегии
ситуациях

12

Способы профилактики
состояний

13

14

15
16
17

18

19
20

21
22

23
24

в

ситуации Закрепление
навыков
регуляции
проявлений своих эмоций в ситуации
учебного спора

поведения

в

стрессовых

стрессовых Знакомство со способами профилактики
стрессовых состояний на примере
ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации
Контроль эмоционального состояния
Отработка техник контроля своего
эмоционального состояния в ситуации
экзамена, способствующих минимизации
волнения и тревоги
Волевые усилия при утомлении
Отработка умения прилагать волевые
усилия при возникновении утомления в
моделируемой ситуации экзамена
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие личностного самоопределения
(6 часов)
Возможности и способности
Соотнесение уровня притязаний со
своими возможностями, способностями
Индивидуальные особенности
Соотнесение уровня притязаний со
своими индивидуальными особенностями
Противостояние
негативным Способность противостоять негативным
воздействиям среды
воздействиям среды, окружающих людей
на собственное поведение
Поведение
в
провокационных Отработка
способов
поведения
в
ситуациях
провокационных
ситуациях
под
контролем взрослого
Самооценка
Оценка себя и своих поступков с учетом
общепринятых социальных норм и правил
Перспектива жизни
Временная
перспектива
жизни,
выстраивание
событий
прошлого,
настоящего и будущего в единую линию с
учетом связей, последствий и перспектив
Развитие профессионального самоопределения
(7 часов)
Профессии
Профессии, актуальные для современного
рынка труда
Профессиональное образование и Первичные представления о перспективах
будущая
профессиональная своего профессионального образования и
деятельность
будущей профессиональной деятельности
Структура
личности,
ее Профессиональная
направленности
направленность
личности и ее структура
Профессиональные
склонности
и Давать характеристику собственных
профессиональный потенциал
профессиональных
склонностей
и
профессиональному потенциалу

Профессиональная
пригодность, Перечислять ограничения при выборе
ограничения при выборе профессии
профессии
с
учетом
ограничения
профессиональной пригодности при
выборе будущей профессии
26 Моделирование образа желаемого Моделировать
образ
желаемого
профессионального будущего
профессионального будущего
27 Моделирование пути и средств Моделировать
образ
желаемого
достижения
образа
желаемого профессионального будущего, пути и
профессионального будущего
средства его достижения
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных навыков
(3 часа)
28 Конструктивный диалог
Отработка
навыков
ведения
конструктивного диалога
29 Групповая дискуссия
Отработка навыков ведения групповой
дискуссии
30 Общая точка зрения в дискуссии
Отработка способности выделять общую
точку зрения в дискуссии
Развитие навыков сотрудничества
(5 часов)
31 Эффективное
сотрудничество
в Использовать навыки эффективного
различных учебных и социальных сотрудничества
в
различных
ситуациях
моделируемых учебных и социальных
ситуациях
32 Умение договариваться в процессе Договариваться
в
процессе
сотрудничества, в т. ч. в конфликтных сотрудничества, включая конфликтные
ситуациях
ситуации в моделируемых условиях под
контролем взрослого
33 Знакомство со способами оказания Давать
характеристику
способам
помощи и эмоциональной поддержки оказания помощи и эмоциональной
партнерам в процессе достижения поддержки партнерам в процессе
общей цели совместной деятельности
достижения общей цели совместной
деятельности
34 Закрепление навыков организации Самостоятельно
организовывать
совместной
деятельности
в совместную деятельность в продуктивном
продуктивном сотрудничестве
сотрудничестве (ставить цели, определять
задачи, намечать совместный план
действий, прогнозировать результат
общей деятельности и достигать его)
35 Итоговая диагностика
ВСЕГО: 35 часов
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».