Управление образования Администрации Артинского муниципального
округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6 имени героя
Советского Союза В.А. Шутова»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 144-од от 16.06.2025 года
Директор школы
О. А. Голых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В БЛОКАХ»
Уровень образования: среднее общее образование
Количество часов: 35 часов
Арти, 2025
1
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
•формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать
путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные УУД:
• выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
2
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого;
• спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
• выходить
за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
• выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
• менять
и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
• выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного курса «Русский язык в блоках» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
•
3
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для
оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
- применять правила проверяемых, фонетических, традиционных,
лексикосинтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаний;
- определять условия, от которых зависит написание, норму,
действующую при данных условиях, последовательность обнаружения
изучаемой орфограммы.
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных
наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий и
отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
4
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
Основные направления и темы воспитательной работы, формы,
средства, методы воспитания
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала
урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность:
Целевые приоритеты
Установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения
Привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений
Использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся
Методы и приёмы
Поощрение, поддержка, похвала, просьба
учителя
Обсуждение правил общения со старшими
(учителями)
и
сверстниками(школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации
Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Демонстрация
детям
примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе
Интеллектуальные игры, стимулирующие
познавательную мотивацию школьников;
дискуссии, групповая работа или работа в
парах
Наставничество
Мотивация
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками
Инициирование и поддержка Реализация индивидуальных и групповых
5
исследовательской
деятельности школьников
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Содержание учебного курса
В содержание программы 10 класса входят следующие тематические
блоки.
✓
Принципы русской орфографии.
✓
Звуко – буквенные написания.
Гласные после шипящих и Ц. Употребление мягкого знака для
разделения и для обозначения формы слова.
✓
Орфограммы в корнях слов.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в
корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание проверяемых, непроверяемых и непроизносимых согласных
в корне слова. Правописание удвоенных согласных.
✓
Орфограммы в приставках.
Приставки с традиционным написанием, про-/пра-. Приставки пре/при-, приставки на –З и –С. Ы/ И после приставок.
✓
Орфограммы в суффиксах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной
перед ударным суффиксом -ва-. Правописание гласной перед суффиксом
прошедшего времени –л-. Правописание гласных е и и в переходных и
непереходных глаголах. Употребление н и нн в полных формах
отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах
имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), им-. Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий вш-, -нн-. Правописание гласных перед суффиксом деепричастия
совершенного вида.
✓
Орфограммы в окончаниях.
Правописание
окончаний
существительных,
прилагательных.
Правописание личных окончаний глагола.
6
✓
Слитно-раздельно-дефисные написания.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение
сложных имён прилагательных и словосочетаний. Слитные и раздельные
написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и
отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен
существительных. Дефисное написание наречий.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи:
глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Написание не с
именами существительными, прилагательными. Написание не с
причастиями. Написание не с наречием. Слитные, раздельные и дефисные
написания неопределённых и отрицательных местоимений. Правописание
служебных частей речи.
Курс безоценочный. В результате освоения курса и сдачи итогового
зачета, обучающиеся получают общий зачет за курс.
7
Тематическое планирование учебного курса для 10 класса
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Всего
часов
Наименование разделов и тем
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в
русской орфографической системе. Орфограмма. Виды и типы орфограмм.
Алгоритмы применения орфографических правил.
Гласные после шипящих и Ц.
Мягкий знак после шипящих на конце слов для обозначения грамматической
формы.
Разделительные Ъ и Ь.
Тест по теме «Звуко - буквенные написания»
Безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне.
Правописание глухих и звонких согласных.
Непроизносимые согласные.
Тест по теме «Орфограммы в корнях слов»
Правописание приставок, не изменяющихся на письме.
Приставки на –З (-С).
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Правописание на стыке приставки и корня. Буквы Ы-И после приставок.
Тест по теме «Орфограммы в приставках»
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.
Правописание суффиксов наречий.
Тест по теме «Орфограммы в суффиксах»
Правописание И и Е в окончаниях существительных.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Виды занятий
Развитие
речи
другое
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Правописание окончаний прилагательных.
Правописание окончаний глаголов.
Тест по теме «Орфограммы в окончаниях»
Слитное написание НЕ.
Раздельное написание НЕ.
Слитное и раздельное написание НЕ.
Правописание частицы НИ.
Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных слов.
Употребление дефиса.
Прописные и строчные написания.
Тест по теме «Слитно – раздельно – дефисные написания»
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
9