Управление образования Администрации Артинского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6» ПРИКАЗ от «31» августа 2023 года № 168-од «Об утверждении программ дополнительного образования, распределении кружков и секций дополнительного образования в МАОУ АГО «Артинская СОШ №6» на 2023-2024 учебный год В соответствии с Уставом МАОУ АГО «Артинская СОШ №6», планом работы школы на 2023-2024 учебный год, утвержденный приказом директора МАОУ АГО «Артинская СОШ №6» № 132-од от 26.06.2023 «Об утверждении плана работы школы на 2023-2024 учебный год». ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Образовательную программу Дополнительного образования МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6» на 2023 – 2024 учебный год (Приложение 1). 2. Утвердить рабочие программы кружков дополнительного образования на 2023-2024 учебный год (приложение 2) 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Чебыкину Ю.А. Директор МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6» О.А. Голых Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6» ПРИНЯТО: Протокол педсовет № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: приказ № 167-од от «31» августа 2023 г. Директор МАОУ АГО «АСОШ № 6»: _______________ О.А. Голых Образовательная программа Дополнительного образования МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6» на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка. Нормативно-правовое обоснование Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» № 09-3242 от 18.11.2015 года, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008, Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11), Приказ Министерства образования и молодёжной политиики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года», Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6» Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребёнком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта. В Концепции модернизации российской системы образования подчёркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: - Максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся; - Обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную значимость обучающихся; - Даёт каждому шанс открыть себя как личность; - Предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; - Налаживает взаимопонимание всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма; - Активно использует возможности окружающей социокультурной среды; - Побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; - Обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, творческие запросы. Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создаёт обучающимся условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействовать укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованнности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействие окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим фактором развития образовательной организации, т.к.: - позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития; - даёт реальную возможность ребёнку выбора своего индивидуального пути через включение в занятия по интересам; - включает обучающихся в разные виды деятельности; - создаёт условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями; - обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования; - решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как: - проблемы занятости детей в пространстве свободного времени; - организации целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию; - овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной активности; - углубление знаний и развитие межпредметных связей, построение целостной картины мира в его мировоззрении; - формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими; - формирование ответственности; - решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации обучающегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы. Цели и задачи Цель программы: выявление и развитие творческих способностей детей в едином воспитательном пространстве; развитие системы дополнительного образования детей в МАОУ АГО «АСОШ № 6» в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности. Задачи: Обеспечение спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, художественно-эстетического, общекультурного развития и воспитания обучающихся; Выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей; Профессиональная ориентация обучающихся; Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся; Оздоровление и физическая подготовка обучающихся, привлечение их к участию в соревнованиях по различным спортивным играм; Адаптация детей к жизни в обществе; Формирование общей культуры обучающихся; Организация содержательного досуга обучающихся; Удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. Концептуальная основа дополнительного образования школы. Основное назначение дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребёнка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребёнка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование. Принципы организации дополнительного образования При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: Принцип деятельностного подхода; Принцип непрерывности и преемственности; Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования; Принцип вариативности; Принцип гуманизации и индивидуализации; Принцип добровольности; Принцип творчества; Принцип разновозрастного единства; Принцип открытости системы. Функции дополнительного образования 1. Образовательная: обучение ребёнка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; 2. Воспитательная: обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе чётких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; 3. Информационная: передача педагогом ребёнку максимального объёма информации (из которого последний берёт столько, сколько хочет и может усвоить); 4. Коммуникативная: расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в свободное время; 5. Рекреационная: организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребёнка; 6. Профориентационная: формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребёнка, включая предпрофессиональную ориентацию; 7. Интеграционная: создание единого образовательного пространства школы; 8. Компенсаторная: освоение ребёнком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование создающих эмоционально значимый для ребёнка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребёнку определённых гарантий достижений успеха в избранных им сферах творческой деятельности; 9. Социализация: освоение ребёнком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; 10.Самореализация: самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Содержание дополнительного образования Программы дополнительного образования имеют следующие направленности: 1. Социально-педагогическая; 2. 3. 4. 5. 6. Художественная; Естественнонаучная; Техническая; Туристско-краеведческая; Физкультурно-спортивная Социально-педагогическая направленность: Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО: Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности. Привить нормы морали, общечеловеческие ценности. Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества. Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения. Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество). Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социальнопедагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные. Художественная направленность: Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки. Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративноприкладная направленность, эстрада и цирк. Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках. Естественнонаучная направленность: Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач: сформировать у учеников научную картину окружающего мира; развить познавательную активность в сфере естественных наук; вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану; экологическое воспитание. Техническая направленность: Признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны. Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование, плюс масса других интересных профилей. Туристско – краеведческая направленность: Целью дополнительного образования туристско-краеведческой направленности является популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю. Физкультурно-спортивная направленность: Целью дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, и возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Характеристика дополнительных образовательных программ № Образовательная программа Вид программы Срок реали Наименование предмета Возрастн ой состав учащих Место прове зации ся Художественно – эстетическая направленность составительс 1 год Основы дизайна, 11 – 15 лет кая освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами. I. дения 1.1 . Дизайн в школы 1.2 . В мире красоты составительс кая 1 год Основы рисунка, 7-10 лет; изобразительного искусства в целом. МАОУ АГО «АСОШ № 6» 1.3 . Творческая мастерская составительс кая 1 год Основы творческих проектов 11-14 лет МАОУ АГО «АСОШ №6» 1.4 . Вокальная студия составительс кая 1 год Основы 8 – 15 лет вокального мастерства, умение владеть голосом МАОУ АГО «АСОШ № 6» 1.5 . Школьный «Радуга» театр составительс кая 1 год Основы сценического искусства 8– 15лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» 1.6 . Дизайн моделирование одежды и составительс кая 1 год Основы дизайна 10-15 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» 2.1 . Туризм II. Туристско – краеведческая направленность составительс 1 год Основы 11-15 лет кая туристического мастерства, физическая подготовка, развитие интереса МАОУ АГО «АСОШ № 6» МАОУ АГО «АСОШ № 6» единения природой 2.2 . 3.1 . Краеведение составительс 1 год кая с Роль краеведения 11-15 лет в формировании в жизни человека исторического сознания, воспитание любви к малой родине. III. Социально-педагогическая направленность. Юные помощники составительс 1 год Правила 10-15 лет инспекторов ГИБДД кая дорожного движения, техника и тактика оказания первой медицинской помощи при аварии на дорогах, безопасное поведение на дорогах. МАОУ АГО «АСОШ № 6» МАОУ АГО «АСОШ № 6» 3.2 . Юный пожарный составительс кая 1 год Правила пожарной безопасности. Работа пожарного. 11 – 13 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» 3.3 . Юнармеец составительс кая 1 год Основы военной 11 – 16 лет МАОУ службы АГО «АСОШ № 6» 3.4 . Территория самоопределения составительс кая 1 год Основы профориентации 3.5 . Шахматы составительс кая 1 год развить логическое мышление, память, 12 – 18 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» 10-15 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» внимание, усидчивость. 3.6 . Школьный медиацентр составительс кая IV. Спортивные игры 4.2 . Общая физическая составительс подготовка кая Подвижные игры позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста. 10-18 лет Физкультурно – спортивная направленность составительс 1 год Общая 12-14 лет кая физическая подготовка 4.1 . 4.3 . 1 год составительс кая V. 1 год 1 год Общая физическая подготовка подростков МАОУ АГО «АСОШ №6» МАОУ АГО «АСОШ № 6» 12-14 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» 8 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» проектирование, конструирование и программировани е 10-13 лет МАОУ АГО «АСОШ №6» Возможность работы в графических программах. 11-13 лет МАОУ АГО «АСОШ № 6» для Общая физическая подготовка для младших школьников Техническая направленность 5.1 . Робототехника. «Fishertehnik. Исследование составительск ая 5.2 . Компьютерная графика составительск ая 1 год 1 год 5.3 . Компьютерный художник составительск ая 1 год Возможность работы в графических программах. 9-13 лет МАОУ АГО «АСОШ №6» IV. Естественнонаучная направленность 6.1 . Математика-это просто составительск ая 1 год 15 лет МАОУ АГО «АСОШ №6» Организационно-педагогические условия Режим работы В школе пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1 – 11 классов. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса в I смену, после окончания и до начала основного учебного процесса во II смену. Продолжительность занятий составляет 40 минут (1 академический час), количество часов в неделю определяется программой. Приложение 2 Рабочие программы дополнительного образования на 2023 – 2024 учебный год № п/п 1. Руководитель Название кружка Количество часов I. Художественная направленность Свяжина Ю.М. «Дизайн в школе» 1 «В мире красоты» 2. 4 9. «Я рисую мир» (ТР) 2 «Вокальная студия» 4 (ТР) Власова С.В. «Школьный театр 3 «Радуга» (ТР) Козлова О.Г. «Дизайн и 2 моделирование одежды» (ТР) II. Туристско-краеведческая направленность Изгагина И.П. «Краеведение» 1 Лёшин М.И. «Туризм» 2 III. Физкультурно-спортивная направленность Федяков А.А. Спортивные игры 4 10. Федяков А.А. 11. 12 17. Федотова И.А. ОФП (ТР) 2 Лёшин М.И. Подвижные игры 1 IV. Социально-гуманитарная направленность Чебыкин А.А. «Юнармеец» 2 «Юные помощники 1 инспекторов ГИБДД» «Юные друзья 1 пожарных» Шарова К.А. «Завтра начинается 3 сегодня» (ТР) Кардашин В.В. «Шахматы» (ТР) 4 18. Уткин А.А. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 13. 14. 15. 16. 19. 20. Лёшина Ю.А. Пинчук С.Г. Спортивные игры 1 «Школьный медиацентр» (ТР) V. Техническая направленность Овчинникова С.Н. «Робототехника. Fishertehnik. Исследование (ТР) 4 Сыропятова С.В. 2 «Компьютерная графика» (ТР) 4 пояснения 5 «в», 6 «в», 7 «г», 7 «д», 8 «в», 9 «в». Программа на 1 час – 4 группы 6-е классы 2 – 9 класс 2 – 9 класс 5 – 9 класс, включая классы коррекции 5 – 9 класс 8 – 11 класс 7, 8 класс программа на 2 часа – 2 группы 4 класс 5-6-е классы 2-е классы 5 – 9 классы 5 – 9 классы 5 – 9 классы Программа 1 час – 3 группы Программа 2 часа – 2 группы 5 – 11 классы 5 «а», 5 «б», 6 «в», 7 «г», 7 «д» Программа 2 часа – 2 группы 21. 22. «Компьютерный художник» (ТР) IV. Естественнонаучная направленность Мангилёва Е.В. «Математика – это просто» Порядина Л.А. Руководитель Шарова К.А. Центра «Точка роста» ПедагогШарова К.А. организатор Центра «Точка роста» ДО (1 ставка) ТР (3 ставки) Всего: 2 2 9 а класс 2 9 9 б класс 9 18 часов 54 часа 72 часа