Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа дополнительного образования

Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение АГО
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРИКАЗ
от «31» августа 2023 года № 168-од
«Об утверждении программ дополнительного образования,
распределении кружков и секций дополнительного образования в МАОУ АГО
«Артинская СОШ №6» на 2023-2024 учебный год
В соответствии с Уставом МАОУ АГО «Артинская СОШ №6», планом
работы школы на 2023-2024 учебный год, утвержденный приказом директора
МАОУ АГО «Артинская СОШ №6» № 132-од от 26.06.2023 «Об утверждении
плана работы школы на 2023-2024 учебный год».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Образовательную программу Дополнительного образования
МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6» на 2023 – 2024 учебный год
(Приложение 1).
2. Утвердить рабочие программы кружков дополнительного образования на
2023-2024 учебный год (приложение 2)
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по
воспитательной работе Чебыкину Ю.А.

Директор МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6»

О.А. Голых

Приложение 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»

ПРИНЯТО:
Протокол педсовет № 1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 167-од
от «31» августа 2023 г.
Директор МАОУ АГО «АСОШ № 6»:
_______________ О.А. Голых

Образовательная программа
Дополнительного образования
МАОУ АГО
«Артинская СОШ № 6»
на 2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка.















Нормативно-правовое обоснование
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства
РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет, ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование» № 09-3242 от 18.11.2015 года,
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года № 1008,
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11),
Приказ Министерства образования и молодёжной политиики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»,
Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6»

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребёнком
освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных
на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и
содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки
стандарта. В Концепции модернизации российской системы образования
подчёркивается важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального
самоопределения
детей
и
молодёжи.
Система
дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура,
которая:

- Максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
- Обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную
значимость обучающихся;
- Даёт каждому шанс открыть себя как личность;
- Предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам
и в индивидуальном темпе;
- Налаживает взаимопонимание всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
- Активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
- Побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
- Обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее
использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и
применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путём
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт
возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные
познавательные, творческие запросы.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создаёт
обучающимся условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если
ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые,
выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо
больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует
возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную
самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
обучающихся во внеучебное время содействовать укреплению самодисциплины,
развитию самоорганизованнности и самоконтроля школьников, появлению
навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному
воздействие окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы,
утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Интеграция основного и дополнительного образования является
важнейшим фактором развития образовательной организации, т.к.:
- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

- даёт реальную возможность ребёнку выбора своего индивидуального пути
через включение в занятия по интересам;
- включает обучающихся в разные виды деятельности;
- создаёт условия для достижения успехов в соответствии с собственными
способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами досуга, творчества, самообразования;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы
позволяет более эффективно решать такие проблемы как:
- проблемы занятости детей в пространстве свободного времени;
- организации целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;
- овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной
активности;
- углубление знаний и развитие межпредметных связей, построение
целостной картины мира в его мировоззрении;
- формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и
младшими;
- формирование ответственности;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного
пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и
индивидуализации обучающегося, через включение его в многогранную
интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть
условия для самовыражения и самоутверждения.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в
школе создана программа дополнительного образования. В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в
школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать
вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать
условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

Цели и задачи
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей детей в
едином воспитательном пространстве; развитие системы дополнительного

образования детей в МАОУ АГО «АСОШ № 6» в интересах формирования духовно
богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности.
Задачи:
 Обеспечение
спортивно-оздоровительного,
духовно-нравственного,
художественно-эстетического, общекультурного развития и воспитания
обучающихся;
 Выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей;
 Профессиональная ориентация обучающихся;
 Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся;
 Оздоровление и физическая подготовка обучающихся, привлечение их к
участию в соревнованиях по различным спортивным играм;
 Адаптация детей к жизни в обществе;
 Формирование общей культуры обучающихся;
 Организация содержательного досуга обучающихся;
 Удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом.
Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотивации
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в
интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной деятельности ребёнка. Дополнительное образование –
проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой
развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность,
системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма
реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное
образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний,
конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные
способности и склонности ребёнка, обеспечивает органическое сочетание видов
досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует
дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Принципы организации дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
 Принцип деятельностного подхода;
 Принцип непрерывности и преемственности;
 Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;








Принцип вариативности;
Принцип гуманизации и индивидуализации;
Принцип добровольности;
Принцип творчества;
Принцип разновозрастного единства;
Принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования

1. Образовательная: обучение ребёнка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
2. Воспитательная: обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой
основе чётких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей
через их приобщение к культуре;
3. Информационная: передача педагогом ребёнку максимального объёма
информации (из которого последний берёт столько, сколько хочет и может
усвоить);
4. Коммуникативная: расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
5. Рекреационная: организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребёнка;
6. Профориентационная: формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребёнка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7. Интеграционная: создание единого образовательного пространства школы;
8. Компенсаторная: освоение ребёнком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование создающих
эмоционально значимый для ребёнка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребёнку определённых гарантий достижений
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
9. Социализация: освоение ребёнком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
10.Самореализация: самоопределение ребёнка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.

Содержание дополнительного образования
Программы дополнительного образования имеют следующие направленности:
1. Социально-педагогическая;

2.
3.
4.
5.
6.

Художественная;
Естественнонаучная;
Техническая;
Туристско-краеведческая;
Физкультурно-спортивная

Социально-педагогическая направленность: Сложный комплекс программ,
помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится
к направлению социальной педагогики.
Задачи этого профиля ДО:
 Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия
его роста как личности.
 Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.
 Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.
 Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под
происходящие в нем изменения.
 Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект,
активность, творчество).
Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социальнопедагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную
градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные,
гражданско-правовые,
профориентационные,
финансово-экономические,
социокультурные.
Художественная направленность:
Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у
детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля
совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает
возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.
Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков:
музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративноприкладная
направленность,
эстрада
и
цирк.
Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной
профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества
видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика,
флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь
малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.

Естественнонаучная направленность:
Программы
естественно-научной
направленности
дополнительного
образования нацелены на решение следующих задач:
 сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
 развить познавательную активность в сфере естественных наук;

 вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их
функционирования и взаимодействия с другими элементами
окружающей среды;
 на практике продемонстрировать рациональное использование даров
природы и их охрану;
 экологическое воспитание.
Техническая направленность:
Признана
приоритетной
и
стратегически
важной
на
высшем
правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего
поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области
соответствует стратегическим интересам страны.
Техническое дополнительное образование реализуется по многим
направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и
интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование, плюс
масса других интересных профилей.
Туристско – краеведческая направленность:
Целью
дополнительного
образования
туристско-краеведческой
направленности является популяризация краеведческих знаний, формирование у
обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие
социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное
функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по
отношению к родному краю.
Физкультурно-спортивная направленность:
Целью
дополнительного
образования
физкультурно-спортивной
направленности является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего
выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, и возможности
достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.

Характеристика дополнительных образовательных программ
№

Образовательная
программа

Вид
программы

Срок
реали

Наименование
предмета

Возрастн
ой состав
учащих

Место
прове

зации

ся

Художественно – эстетическая направленность
составительс
1 год
Основы дизайна, 11 – 15 лет
кая
освоение
множества
технологических
приёмов
при
работе
с
разнообразными
материалами.

I.

дения

1.1
.

Дизайн в школы

1.2
.

В мире красоты

составительс
кая

1 год

Основы рисунка, 7-10 лет;
изобразительного
искусства
в
целом.

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

1.3
.

Творческая
мастерская

составительс
кая

1 год

Основы
творческих
проектов

11-14 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»

1.4
.

Вокальная студия

составительс
кая

1 год

Основы
8 – 15 лет
вокального
мастерства,
умение владеть
голосом

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

1.5
.

Школьный
«Радуга»

театр составительс
кая

1 год

Основы
сценического
искусства

8– 15лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

1.6
.

Дизайн
моделирование
одежды

и составительс
кая

1 год

Основы дизайна

10-15 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

2.1
.

Туризм

II.

Туристско – краеведческая направленность
составительс
1 год
Основы
11-15 лет
кая
туристического
мастерства,
физическая
подготовка,
развитие
интереса

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

единения
природой
2.2
.

3.1
.

Краеведение

составительс

1 год

кая

с

Роль краеведения 11-15 лет
в формировании
в жизни человека
исторического
сознания,
воспитание
любви к малой
родине.

III.
Социально-педагогическая направленность.
Юные помощники составительс
1 год
Правила
10-15 лет
инспекторов ГИБДД кая
дорожного
движения,
техника и тактика
оказания первой
медицинской
помощи
при
аварии
на
дорогах,
безопасное
поведение
на
дорогах.

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

3.2
.

Юный пожарный

составительс
кая

1 год

Правила
пожарной
безопасности.
Работа
пожарного.

11 – 13 лет МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

3.3
.

Юнармеец

составительс
кая

1 год

Основы военной 11 – 16 лет МАОУ
службы
АГО
«АСОШ
№ 6»

3.4
.

Территория
самоопределения

составительс
кая

1 год

Основы
профориентации

3.5
.

Шахматы

составительс
кая

1 год

развить
логическое
мышление,
память,

12 – 18 лет МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
10-15 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

внимание,
усидчивость.
3.6
.

Школьный
медиацентр

составительс
кая

IV.
Спортивные игры

4.2
.

Общая физическая составительс
подготовка
кая

Подвижные игры

позволит
учащимся
развить
свои
навыки в сфере
журналистики,
попробовать себя
в роли оператора,
журналиста,
корреспондента,
ведущего
и
сценариста.

10-18 лет

Физкультурно – спортивная направленность
составительс
1 год
Общая
12-14 лет
кая
физическая
подготовка

4.1
.

4.3
.

1 год

составительс
кая

V.

1 год

1 год

Общая
физическая
подготовка
подростков

МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

12-14 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

8 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

проектирование,
конструирование
и
программировани
е

10-13 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»

Возможность
работы в
графических
программах.

11-13 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»

для

Общая
физическая
подготовка для
младших
школьников

Техническая направленность

5.1
.

Робототехника.
«Fishertehnik.
Исследование

составительск
ая

5.2
.

Компьютерная
графика

составительск
ая

1 год

1 год

5.3
.

Компьютерный
художник

составительск
ая

1 год

Возможность
работы в
графических
программах.

9-13 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»

IV. Естественнонаучная направленность
6.1
.

Математика-это
просто

составительск
ая

1 год

15 лет

МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»

Организационно-педагогические условия
Режим работы
В школе пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1 – 11 классов. Занятия,
предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса в I смену, после окончания и до начала
основного учебного процесса во II смену. Продолжительность занятий составляет 40
минут (1 академический час), количество часов в неделю определяется программой.

Приложение 2
Рабочие программы дополнительного образования
на 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
1.

Руководитель

Название кружка

Количество
часов
I.
Художественная направленность
Свяжина Ю.М.
«Дизайн в школе»
1
«В мире красоты»

2.

4

9.

«Я рисую мир» (ТР)
2
«Вокальная
студия»
4
(ТР)
Власова С.В.
«Школьный
театр
3
«Радуга» (ТР)
Козлова О.Г.
«Дизайн
и
2
моделирование
одежды» (ТР)
II.
Туристско-краеведческая направленность
Изгагина И.П.
«Краеведение»
1
Лёшин М.И.
«Туризм»
2
III.
Физкультурно-спортивная направленность
Федяков А.А.
Спортивные игры
4

10.

Федяков А.А.

11.
12

17.

Федотова И.А.
ОФП (ТР)
2
Лёшин М.И.
Подвижные игры
1
IV.
Социально-гуманитарная направленность
Чебыкин А.А.
«Юнармеец»
2
«Юные
помощники
1
инспекторов ГИБДД»
«Юные
друзья
1
пожарных»
Шарова К.А.
«Завтра
начинается
3
сегодня» (ТР)
Кардашин В.В.
«Шахматы» (ТР)
4

18.

Уткин А.А.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

13.
14.
15.
16.

19.

20.

Лёшина Ю.А.
Пинчук С.Г.

Спортивные игры

1

«Школьный
медиацентр» (ТР)
V.
Техническая направленность
Овчинникова С.Н.
«Робототехника.
Fishertehnik.
Исследование (ТР)

4

Сыропятова С.В.

2

«Компьютерная
графика» (ТР)

4

пояснения
5 «в», 6 «в», 7 «г», 7
«д», 8 «в», 9 «в».
Программа на 1 час –
4 группы
6-е классы
2 – 9 класс
2 – 9 класс
5 – 9 класс, включая
классы коррекции
5 – 9 класс
8 – 11 класс
7, 8 класс программа
на 2 часа – 2 группы
4 класс
5-6-е классы
2-е классы
5 – 9 классы
5 – 9 классы
5 – 9 классы
Программа 1 час – 3
группы
Программа 2 часа –
2 группы
5 – 11 классы
5 «а», 5 «б», 6 «в»,
7 «г», 7 «д»
Программа 2 часа – 2
группы

21.

22.

«Компьютерный
художник» (ТР)
IV. Естественнонаучная направленность
Мангилёва Е.В.
«Математика – это
просто»
Порядина Л.А.
Руководитель
Шарова К.А.
Центра
«Точка
роста»
ПедагогШарова К.А.
организатор Центра
«Точка роста»
ДО (1 ставка)
ТР (3 ставки)
Всего:

2

2

9 а класс

2
9

9 б класс

9

18 часов
54 часа
72 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».