Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение АГО
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРИКАЗ
от «31» августа 2023 года № 168-од
«Об утверждении программ дополнительного образования,
распределении кружков и секций дополнительного образования в МАОУ АГО
«Артинская СОШ №6» на 2023-2024 учебный год
В соответствии с Уставом МАОУ АГО «Артинская СОШ №6», планом
работы школы на 2023-2024 учебный год, утвержденный приказом директора
МАОУ АГО «Артинская СОШ №6» № 132-од от 26.06.2023 «Об утверждении
плана работы школы на 2023-2024 учебный год».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Образовательную программу Дополнительного образования
МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6» на 2023 – 2024 учебный год
(Приложение 1).
2. Утвердить рабочие программы кружков дополнительного образования на
2023-2024 учебный год (приложение 2)
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по
воспитательной работе Чебыкину Ю.А.
Директор МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6»
О.А. Голых
Приложение 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРИНЯТО:
Протокол педсовет № 1
от «30» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 167-од
от «31» августа 2023 г.
Директор МАОУ АГО «АСОШ № 6»:
_______________ О.А. Голых
Образовательная программа
Дополнительного образования
МАОУ АГО
«Артинская СОШ № 6»
на 2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативно-правовое обоснование
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства
РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет, ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование» № 09-3242 от 18.11.2015 года,
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года № 1008,
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11),
Приказ Министерства образования и молодёжной политиики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»,
Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6»
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребёнком
освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных
на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и
содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки
стандарта. В Концепции модернизации российской системы образования
подчёркивается важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального
самоопределения
детей
и
молодёжи.
Система
дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура,
которая:
- Максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
- Обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную
значимость обучающихся;
- Даёт каждому шанс открыть себя как личность;
- Предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам
и в индивидуальном темпе;
- Налаживает взаимопонимание всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
- Активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
- Побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
- Обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее
использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и
применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путём
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт
возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные
познавательные, творческие запросы.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создаёт
обучающимся условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если
ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые,
выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо
больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует
возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную
самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
обучающихся во внеучебное время содействовать укреплению самодисциплины,
развитию самоорганизованнности и самоконтроля школьников, появлению
навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному
воздействие окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы,
утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Интеграция основного и дополнительного образования является
важнейшим фактором развития образовательной организации, т.к.:
- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- даёт реальную возможность ребёнку выбора своего индивидуального пути
через включение в занятия по интересам;
- включает обучающихся в разные виды деятельности;
- создаёт условия для достижения успехов в соответствии с собственными
способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами досуга, творчества, самообразования;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы
позволяет более эффективно решать такие проблемы как:
- проблемы занятости детей в пространстве свободного времени;
- организации целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;
- овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной
активности;
- углубление знаний и развитие межпредметных связей, построение
целостной картины мира в его мировоззрении;
- формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и
младшими;
- формирование ответственности;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного
пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и
индивидуализации обучающегося, через включение его в многогранную
интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть
условия для самовыражения и самоутверждения.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в
школе создана программа дополнительного образования. В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в
школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать
вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать
условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Цели и задачи
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей детей в
едином воспитательном пространстве; развитие системы дополнительного
образования детей в МАОУ АГО «АСОШ № 6» в интересах формирования духовно
богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности.
Задачи:
Обеспечение
спортивно-оздоровительного,
духовно-нравственного,
художественно-эстетического, общекультурного развития и воспитания
обучающихся;
Выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей;
Профессиональная ориентация обучающихся;
Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся;
Оздоровление и физическая подготовка обучающихся, привлечение их к
участию в соревнованиях по различным спортивным играм;
Адаптация детей к жизни в обществе;
Формирование общей культуры обучающихся;
Организация содержательного досуга обучающихся;
Удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом.
Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотивации
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в
интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной деятельности ребёнка. Дополнительное образование –
проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой
развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность,
системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма
реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное
образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний,
конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные
способности и склонности ребёнка, обеспечивает органическое сочетание видов
досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует
дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Принципы организации дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
Принцип деятельностного подхода;
Принцип непрерывности и преемственности;
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
Принцип вариативности;
Принцип гуманизации и индивидуализации;
Принцип добровольности;
Принцип творчества;
Принцип разновозрастного единства;
Принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования
1. Образовательная: обучение ребёнка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
2. Воспитательная: обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой
основе чётких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей
через их приобщение к культуре;
3. Информационная: передача педагогом ребёнку максимального объёма
информации (из которого последний берёт столько, сколько хочет и может
усвоить);
4. Коммуникативная: расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
5. Рекреационная: организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребёнка;
6. Профориентационная: формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребёнка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7. Интеграционная: создание единого образовательного пространства школы;
8. Компенсаторная: освоение ребёнком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование создающих
эмоционально значимый для ребёнка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребёнку определённых гарантий достижений
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
9. Социализация: освоение ребёнком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
10.Самореализация: самоопределение ребёнка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Содержание дополнительного образования
Программы дополнительного образования имеют следующие направленности:
1. Социально-педагогическая;
2.
3.
4.
5.
6.
Художественная;
Естественнонаучная;
Техническая;
Туристско-краеведческая;
Физкультурно-спортивная
Социально-педагогическая направленность: Сложный комплекс программ,
помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится
к направлению социальной педагогики.
Задачи этого профиля ДО:
Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия
его роста как личности.
Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.
Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.
Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под
происходящие в нем изменения.
Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект,
активность, творчество).
Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социальнопедагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную
градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные,
гражданско-правовые,
профориентационные,
финансово-экономические,
социокультурные.
Художественная направленность:
Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у
детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля
совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает
возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.
Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков:
музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративноприкладная
направленность,
эстрада
и
цирк.
Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной
профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества
видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика,
флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь
малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.
Естественнонаучная направленность:
Программы
естественно-научной
направленности
дополнительного
образования нацелены на решение следующих задач:
сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
развить познавательную активность в сфере естественных наук;
вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их
функционирования и взаимодействия с другими элементами
окружающей среды;
на практике продемонстрировать рациональное использование даров
природы и их охрану;
экологическое воспитание.
Техническая направленность:
Признана
приоритетной
и
стратегически
важной
на
высшем
правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего
поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области
соответствует стратегическим интересам страны.
Техническое дополнительное образование реализуется по многим
направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и
интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование, плюс
масса других интересных профилей.
Туристско – краеведческая направленность:
Целью
дополнительного
образования
туристско-краеведческой
направленности является популяризация краеведческих знаний, формирование у
обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие
социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное
функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по
отношению к родному краю.
Физкультурно-спортивная направленность:
Целью
дополнительного
образования
физкультурно-спортивной
направленности является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего
выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, и возможности
достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Характеристика дополнительных образовательных программ
№
Образовательная
программа
Вид
программы
Срок
реали
Наименование
предмета
Возрастн
ой состав
учащих
Место
прове
зации
ся
Художественно – эстетическая направленность
составительс
1 год
Основы дизайна, 11 – 15 лет
кая
освоение
множества
технологических
приёмов
при
работе
с
разнообразными
материалами.
I.
дения
1.1
.
Дизайн в школы
1.2
.
В мире красоты
составительс
кая
1 год
Основы рисунка, 7-10 лет;
изобразительного
искусства
в
целом.
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
1.3
.
Творческая
мастерская
составительс
кая
1 год
Основы
творческих
проектов
11-14 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»
1.4
.
Вокальная студия
составительс
кая
1 год
Основы
8 – 15 лет
вокального
мастерства,
умение владеть
голосом
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
1.5
.
Школьный
«Радуга»
театр составительс
кая
1 год
Основы
сценического
искусства
8– 15лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
1.6
.
Дизайн
моделирование
одежды
и составительс
кая
1 год
Основы дизайна
10-15 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
2.1
.
Туризм
II.
Туристско – краеведческая направленность
составительс
1 год
Основы
11-15 лет
кая
туристического
мастерства,
физическая
подготовка,
развитие
интереса
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
единения
природой
2.2
.
3.1
.
Краеведение
составительс
1 год
кая
с
Роль краеведения 11-15 лет
в формировании
в жизни человека
исторического
сознания,
воспитание
любви к малой
родине.
III.
Социально-педагогическая направленность.
Юные помощники составительс
1 год
Правила
10-15 лет
инспекторов ГИБДД кая
дорожного
движения,
техника и тактика
оказания первой
медицинской
помощи
при
аварии
на
дорогах,
безопасное
поведение
на
дорогах.
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
3.2
.
Юный пожарный
составительс
кая
1 год
Правила
пожарной
безопасности.
Работа
пожарного.
11 – 13 лет МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
3.3
.
Юнармеец
составительс
кая
1 год
Основы военной 11 – 16 лет МАОУ
службы
АГО
«АСОШ
№ 6»
3.4
.
Территория
самоопределения
составительс
кая
1 год
Основы
профориентации
3.5
.
Шахматы
составительс
кая
1 год
развить
логическое
мышление,
память,
12 – 18 лет МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
10-15 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
внимание,
усидчивость.
3.6
.
Школьный
медиацентр
составительс
кая
IV.
Спортивные игры
4.2
.
Общая физическая составительс
подготовка
кая
Подвижные игры
позволит
учащимся
развить
свои
навыки в сфере
журналистики,
попробовать себя
в роли оператора,
журналиста,
корреспондента,
ведущего
и
сценариста.
10-18 лет
Физкультурно – спортивная направленность
составительс
1 год
Общая
12-14 лет
кая
физическая
подготовка
4.1
.
4.3
.
1 год
составительс
кая
V.
1 год
1 год
Общая
физическая
подготовка
подростков
МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
12-14 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
8 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
проектирование,
конструирование
и
программировани
е
10-13 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»
Возможность
работы в
графических
программах.
11-13 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№ 6»
для
Общая
физическая
подготовка для
младших
школьников
Техническая направленность
5.1
.
Робототехника.
«Fishertehnik.
Исследование
составительск
ая
5.2
.
Компьютерная
графика
составительск
ая
1 год
1 год
5.3
.
Компьютерный
художник
составительск
ая
1 год
Возможность
работы в
графических
программах.
9-13 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»
IV. Естественнонаучная направленность
6.1
.
Математика-это
просто
составительск
ая
1 год
15 лет
МАОУ
АГО
«АСОШ
№6»
Организационно-педагогические условия
Режим работы
В школе пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1 – 11 классов. Занятия,
предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса в I смену, после окончания и до начала
основного учебного процесса во II смену. Продолжительность занятий составляет 40
минут (1 академический час), количество часов в неделю определяется программой.
Приложение 2
Рабочие программы дополнительного образования
на 2023 – 2024 учебный год
№
п/п
1.
Руководитель
Название кружка
Количество
часов
I.
Художественная направленность
Свяжина Ю.М.
«Дизайн в школе»
1
«В мире красоты»
2.
4
9.
«Я рисую мир» (ТР)
2
«Вокальная
студия»
4
(ТР)
Власова С.В.
«Школьный
театр
3
«Радуга» (ТР)
Козлова О.Г.
«Дизайн
и
2
моделирование
одежды» (ТР)
II.
Туристско-краеведческая направленность
Изгагина И.П.
«Краеведение»
1
Лёшин М.И.
«Туризм»
2
III.
Физкультурно-спортивная направленность
Федяков А.А.
Спортивные игры
4
10.
Федяков А.А.
11.
12
17.
Федотова И.А.
ОФП (ТР)
2
Лёшин М.И.
Подвижные игры
1
IV.
Социально-гуманитарная направленность
Чебыкин А.А.
«Юнармеец»
2
«Юные
помощники
1
инспекторов ГИБДД»
«Юные
друзья
1
пожарных»
Шарова К.А.
«Завтра
начинается
3
сегодня» (ТР)
Кардашин В.В.
«Шахматы» (ТР)
4
18.
Уткин А.А.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
13.
14.
15.
16.
19.
20.
Лёшина Ю.А.
Пинчук С.Г.
Спортивные игры
1
«Школьный
медиацентр» (ТР)
V.
Техническая направленность
Овчинникова С.Н.
«Робототехника.
Fishertehnik.
Исследование (ТР)
4
Сыропятова С.В.
2
«Компьютерная
графика» (ТР)
4
пояснения
5 «в», 6 «в», 7 «г», 7
«д», 8 «в», 9 «в».
Программа на 1 час –
4 группы
6-е классы
2 – 9 класс
2 – 9 класс
5 – 9 класс, включая
классы коррекции
5 – 9 класс
8 – 11 класс
7, 8 класс программа
на 2 часа – 2 группы
4 класс
5-6-е классы
2-е классы
5 – 9 классы
5 – 9 классы
5 – 9 классы
Программа 1 час – 3
группы
Программа 2 часа –
2 группы
5 – 11 классы
5 «а», 5 «б», 6 «в»,
7 «г», 7 «д»
Программа 2 часа – 2
группы
21.
22.
«Компьютерный
художник» (ТР)
IV. Естественнонаучная направленность
Мангилёва Е.В.
«Математика – это
просто»
Порядина Л.А.
Руководитель
Шарова К.А.
Центра
«Точка
роста»
ПедагогШарова К.А.
организатор Центра
«Точка роста»
ДО (1 ставка)
ТР (3 ставки)
Всего:
2
2
9 а класс
2
9
9 б класс
9
18 часов
54 часа
72 часа