е Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6 УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 140-од от « 30 » августа 2023 года Директор школы: О.А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «СПОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ» Уровень образования: среднее общее образование (11 класс) Количество часов: 34 час Разработала: Изгагина Ирина Павловна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория 1 е Планируемые результаты освоения факультативного курса В результате изучения факультативного курса по истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать - важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную основу; - особенности исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого; - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; -осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника; - различать в исторической информации факты и мнения, описание и объяснение, гипотезы и теории; 2 е - участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения; - представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме конспекта, резюме, публичного выступления, мини-проекта и т.д. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России Содержание программы учебного предмета Факультативный курс позволяет рассмотреть наиболее сложные и наиболее значимые проблемы российской истории. В 11 классе рассматриваются проблемные вопросы истории России в ХХ веке. Занятия на факультативе позволят обучающимся реализовать свой интерес к истории, понять, что в истории всегда существовала проблема выбора и соответственно в объяснении истории возможны различные точки зрения и позиции. Курс позволит осуществлять воспитание обучающихся на принципах гражданственности и патриотизма, сближая различные позиции вокруг общих базовых ценностей. 3 Тематическое планирование 11 КЛАСС. (35 часов) № п/п Наименование разделов и тем 1 Россия в начале ХХ века: революция или реформа Российская модель экономической модернизации Основы экономической модернизации начала XX века Год 1917: через свободу к диктатуре. Установление Советской власти Основные силы Гражданской войны Гражданская война в России в оценках современников и историков Политика военного коммунизма НЭП: неиспользованные возможности Характер национальной политики большевиков и её оценка Становление коммунистического тоталитаризма. Роль И.В.Сталина в этом процессе. Индустриализация и коллективизация СССР накануне Великой Отечественной войны: достижения и просчёты Периоды Великой Отечественной войны, их характеристика Великая Отечественная война в оценках современников и историков. Великая Отечественная война: цена Победы. Герои и полководцы Великой Отечественной войны Оценка СССР в условиях «холодной войны» Внешняя политика в годы «холодной войны» Преодоление тоталитаризма. Н.С.Хрущёв в оценках историков. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Всего часов Лекции Анализ исторического источника Виды занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с картой 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тестирование 1 1 1 Семинары 1 1 1 1 1 1 Анализ авторского текста 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Основные направления политики Н.С. Хрущева Л.И.Брежнев в оценках историков. «Эпоха застоя», её основы и результаты Диссидентское движение в СССР: причины и результаты. Перестройка в СССР: от попыток реформ к развалу страны. Внешняя политика в годы «перестройки» Распад СССР, результаты 90-ее гг. ХХ века: взлёты и падения Феномен Б.Н.Ельцина 90- е годы ХХ века: экономические трудности В.В. Путин деятельность и результаты РФ в 2000-е годы: экономика, социальная политика РФ в 2000-е годы: политическое развитие, внешняя политика Итоговое занятие. Россия на рубеже веков. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 14 21 5 18 7 4 12