РП 11 спорные проблемы Российской истории

е

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 140-од от « 30 » августа 2023
года
Директор школы:
О.А. Голых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«СПОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ»
Уровень образования: среднее общее образование (11 класс)
Количество часов: 34 час

Разработала:
Изгагина Ирина Павловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория

1

е

Планируемые результаты освоения факультативного курса
В результате изучения факультативного курса по истории на
базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие методологические концепции исторического процесса,
их научную основу;
- особенности исторического анализа событий, процессов и явлений
прошлого;
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом
сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, рецензии;
-осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
- различать в исторической информации факты и мнения, описание
и объяснение, гипотезы и теории;
2

е

- участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты
дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым
вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в
форме конспекта, резюме, публичного выступления, мини-проекта и т.д.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина
России
Содержание программы учебного предмета
Факультативный курс позволяет рассмотреть наиболее сложные и
наиболее значимые проблемы российской истории. В 11 классе
рассматриваются проблемные вопросы истории России в ХХ веке. Занятия на
факультативе позволят обучающимся реализовать свой интерес к истории,
понять, что в истории всегда существовала проблема выбора и
соответственно в объяснении истории возможны различные точки зрения
и позиции. Курс позволит осуществлять воспитание обучающихся на
принципах гражданственности и патриотизма, сближая различные
позиции вокруг общих базовых ценностей.

3

Тематическое планирование 11 КЛАСС. (35 часов)
№
п/п

Наименование разделов и тем

1

Россия в начале ХХ века: революция
или реформа
Российская модель экономической
модернизации
Основы экономической модернизации
начала XX века
Год 1917: через свободу к диктатуре.
Установление Советской власти
Основные силы Гражданской войны
Гражданская война в России в оценках
современников и историков
Политика военного коммунизма
НЭП: неиспользованные возможности
Характер национальной политики
большевиков и её оценка
Становление коммунистического
тоталитаризма. Роль И.В.Сталина в
этом процессе.
Индустриализация и коллективизация
СССР накануне Великой
Отечественной войны: достижения и
просчёты
Периоды Великой Отечественной
войны, их характеристика
Великая Отечественная война в
оценках современников и историков.
Великая Отечественная война: цена
Победы.
Герои и полководцы Великой
Отечественной войны
Оценка СССР в условиях «холодной
войны»
Внешняя политика в годы «холодной
войны»
Преодоление
тоталитаризма.
Н.С.Хрущёв в оценках историков.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Всего
часов

Лекции

Анализ
исторического
источника

Виды занятий

1

1

1

1

1

1
1
1

Работа с
картой

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

2

1

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

Тестирование

1

1

1

Семинары

1

1
1
1
1
1

Анализ
авторского
текста

1

1

1

1

1

1
1

1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Основные направления политики Н.С.
Хрущева
Л.И.Брежнев в оценках историков.
«Эпоха застоя», её основы и
результаты
Диссидентское движение в СССР:
причины и результаты.
Перестройка в СССР: от попыток
реформ к развалу страны.
Внешняя политика в годы
«перестройки»
Распад СССР, результаты
90-ее гг. ХХ века: взлёты и падения
Феномен Б.Н.Ельцина
90- е годы ХХ века: экономические
трудности
В.В. Путин деятельность и результаты
РФ в 2000-е годы: экономика,
социальная политика
РФ в 2000-е годы: политическое
развитие, внешняя политика
Итоговое занятие. Россия на рубеже
веков.

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

34

1

14

21

5

18

7

4

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».