Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от «28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью Уровень образования: начальное общее образование Класс: 1В Количество часов: 66 часов Разработчик: учитель начальных классов Аристова Галина Александровна Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 1 коррекционного класса разработана в соответствии: - с учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е коррекционные классы (1 вариант) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1- 4 класс (вариант 1 - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный класс, 1-4 классы» под редакцией В. В, Воронковой-М., «ВЛАДОС», 2010г. Учебный предмет «Музыка» предназначен для формирования у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с отклонениями в развитии. Является частью системы коррекционно-педагогической работы, органично вписываясь в системный блок эстетического развития. Благотворно влияет на развитие личности обучающегося, его эмоциональное состояние. Помогает полнее раскрыть способности, активизировать двигательные и познавательные умения. Целью музыкального воспитания обучающихся с умственной отсталостью, является приобщение к музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательским и доступным исполнительским умениям); - формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; - развитие восприятия, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся; - помочь самовыражению обучающихся с умственной отсталостью средствами музыкальной деятельности (исполнительская, театрализованная); - развивать чувство ритма, звуковысотный слух, способность реагировать на музыку, соотносить музыку и движения; - освоение игры на доступных музыкальных инструментах; Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане. На изучение предмета «Музыка» в 1«а» классе отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 66 часов. Основной формой музыкально эстетического воспитания являются уроки музыки и пения. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разработаны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Д, Эльконин, В. В, Давыдов) - хоровое пение и ансамблевое; - музыкально ритмические движения; - инсценирование и театрализованная деятельность; - освоение элементов музыкальной грамоты. Личностные результаты: - осознание причастности к миру прекрасного, средствами музыки; - эмоциональный отклик на виды музыкального воздействия; - самовыражение в музыке; - устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа. Предметные результаты: Обучающиеся должны уметь: - эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальное произведение; - выразительно исполнять соло и хором; - узнавать на слух песню, танец, марш; - воспроизводить на слух знакомые мелодии; - узнавать на слух звучание отдельных инструментов; - использовать приобретенные знания и умения во внеклассных мероприятиях; - определять свое отношение к музыкальным явлениям; - играть на элементарных музыкальных инструментах. Минимальный уровень: - эмоциональное восприятие (мимика, жесты); - подпевание в хоровом исполнении; - реагирование на изменение темпа в музыке движениями; - узнавание звучания 2-3 инструментов; - описывание музыкального произведения по вопросам учителя; - индивидуальное подыгрывание на музыкальных инструментах. Достаточный уровень: - понимание характера музыкального произведения и умение высказаться; - знание слов «припев», «куплет», «вступление», «проигрыш» и исполнение на выбор–соло; - различать и называть на слух различные по характеру музыкальные произведения; - умение правильно назвать услышанный звучащий музыкальный инструмент; - составление рассказов–описаний по услышанному произведению; - работа в оркестре. Промежуточная аттестация проводится в форме проверочной работы. Содержание учебного предмета « Музыка» в 1 классе № Раздел Содержание 1 Слушание музыки Приучать сосредотачиваться на звучание музыки, эмоционально реагировать, узнавать и запоминать знакомые мелодии. Прослушивать и обсуждать музыкальные произведения. Различать характер и жанр ( песня, танец, марш ) произведения. Узнавать звучащие музыкальные инструменты ( бубен, барабан, треугольник, балалайка, баян). 2 Пение Освоение репертуара песен в диапазоне ре1- си1. Подбор попевок на темпо-ритмичное звучание. Обучение выразительноэмоциональному исполнению. Обучение правильному певческому дыханию. Исполнение соло и в хоре. Формирование устойчивого навыка естественного пения. Постепенное расширение диапазона до1-до2 3 Элементарная музыкальная грамота Знание понятий нотного стана, ноты, скрипичный ключ, порядок нот в гамме до мажор. Динамические особенности ( форте, пиано). Звуковысотность ( низкий, средний, высокий ). Длительность звучания. 4 Музыкально ритмические движения Эмоциональное и психофизическое развитие. Ориентироваться на музыку, как на особый сигнал к действию. Реагировать сменой движений на смену в музыке ( марш, бег, прыжки ). Умение водить хоровод. Овладение простейшими и образными движениями ( притопы, прыжинка, хороводный шаг, переменный ). 5 Игра на музыкальных инструментах Эмоциональная отзывчивость. Обучение игре на ударно шумовых музыкальных инструментах ( металлофон, бубен, ложки, маракасы, треугольник ). Умение играть соло и в оркестре. Развитие слуха, темпо-ритма. 6 Инсценирование, театрализованная деятельность Развивать образное восприятие. Имитировать повадки птиц и животных в инсценировании песен. Эмоциональное раскрепощение, воображение. Тематическое планирование учебного предмета « Музыка» в 1 классе № Тема Количество часов 1 Повсюду музыка слышна 4 2 Азбука, азбука каждому нужна 7 3 Музыка Осени 9 4 Музыкальные портреты 12 5 Музыка и ты 16 6 Музыка в цирке 8 7 Край в котором ты живешь 10 Всего: 66 Календарно-тематическое планирование № 1,2 3,4 5 Тема урока Количеств о часов Повсюду музыка слышна Прозвенел звонок – начался урок 2 Мои любимые песни 2 Азбука, азбука каждому нужна « Азбука» А. Островский 1 Исполнение –legatto 6,7 « Алфавит» Р. Паулс « Азбука» А. Островский 2 8,9, 10 « Домисолька» О. Юдахина « Семь подружек» В. Дроцевич 3 11 « Песня о школе» Д. Кабалевский 1 Музыка Осени « Октябрь» из цикла «Времена года» 1 П. Чайковского. « Сарафан надела осень» 12 Контроль 13,14 « Скворушка прощается» Т. Попатенко « Танец листочков» 2 15,16 « Дождик» р.н.песня – игра на муз. инструм. « Урожайная» - хороводная песня 2 17,18 « Осень» Ю. Кюи « Осень, осень в гости просим» муз. подвижная игра. 2 19,20 Комбинированный урок – рисуем осень - « Осень» Г. Свиридов из музыкальной иллюстрации к повести 2 Дистанционное обучение А.С. Пушкина « Метель» Музыкальные портреты 21,22 « Петя и Волк» фрагменты из 3 ,23 симфонической сказки С. Прокофьева « Петухи запели» из мультфильма «Солнышко и медведь» Скрипка – слушание звучания 24,25 « В пещере горного короля» из сюиты « Пер Гюнт» Э. Григ. « Баба Яга» р.н.игра 2 26,27 « Музыка зимы» П.Чайковский из цикла « Времена года» « Зимушка хрустальная» 2 28,29 « Снегурочка» фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова « Снежинки спускаются с неба» Ю. Чичков – муз. форма ВАЛЬС 2 30 « Мороз Красный Нос» « Здравствуй, Дедушка Мороз» 1 « Дед Мороз и дети» - подвижная игра 31 « Новогодний хоровод» А. Островский « Елочка смолистая» Т. Попатенко 1 32 « Как на тоненький ледок» р.н. песня « Елочка» А. Филиппенко 1 Музыка и ты 33,34 « Утро» из сюиты « Пер Гюнт» Э. 3 ,35 Григ – слушание « Добрый день» Я. Дубравин разучивание 36,37 « Доброе утро» Д. Кабалевский – слушание « Солнце» грз.нар.песня – разучивание 2 38,39 « Солдатущки, бравы ребятушки» р.н.песня – ссушание 2 « Бравые солдаты» М. Парцхаладзе _ разучивание 40 41 « Марш» С. Прокофьев – слушание Деревянные ложки – музыкальный инструмент « Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский – слушание 3 « Будем в армии служить» Ю. Чичков – разучивание 42 43 44 « Горячий конь» подвижная игра Баян – слушание звучания « Улыбка» В. Шаинский – слушание, подпевание 2 « Мамин праздник» Ю. Юрьев – разучивание 45 46 47 48 49 50 Металлофон – муз.инструмент Высокие и низкие звуки – различать 3 « Мы запели песенку» Р. Рустамов – разучивание « Узнай по голосу» - хороводная игра Обобщающий урок 1 Музыка в цирке « Цирк» И. Дунаевский увертюра из 2 музыки к к/ф « Цирк» слушание Труба – муз.инструмент – слушание звучания « Добрые слоны» А. Журбин – разучивание 51 52 « Слон» Р. Тульбович – слушание « Слон и скрипочка» О. Юдахина – разучивание 2 Боковой галоп – муз. ритм. движение - разучивание 53 Барабан – муз. инструмент. « Мы катаемся на пони» Г. Крылатов – разучивание 1 54 55 « Лошадка» И. Арсеева – подпевание, разучивание смысловых движений « Клоуны» пьеса Д. Кабалевский – слушание 2 « Тяв-тяв» В Герчик – слушание, подпевание Комбинированный урок « Мы любим цирк» слушание, пение, рисование Край, в котором ты живешь « Во поле береза стояла» - р.н.хоровод Балалайка – музыкальный инструмент 1 58 59 Наш оркестр – ложки, бубен, треугольник, колокольчик. « Во саду ли в огороде» - исполнение « Мы на луг ходили» хороводная игра 2 60 « Я с комариком плясала» - р.н.песня - слушание « Две тетери» р.н.песня разучивание 1 61,62 « Кадриль» р.н. песня – слушание « Песенка Львенка и Черепахи» Б. Гладков – разучивание 2 56 57 1 « Воротики» Р. Рустамов игра 63 Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации 1 64,65 « Плясовая» В. Семенов – слушание « Солнышко» р.н. попевка 2 « На лесной поляне» Б. Кравченко игра на развитие ритма 66 « Мир похож на цветной луг» заключительный урок 1 УМК - «Музыка» учебник 1 класса (часть1) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак М., ДРОФА, 2012 - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы» под редакцией В. В, Воронковой-М., ВЛАДОС, 2010г. - «Настольная книга школьного учителя музыканта» Ю.Б.Алиев М.,ВЛАДОС,2007 - «Пение в школе» И.Зикса вып.8,9 М., «Советский композитор»2000. - «Чебурашка» вып.3,4,5,6 А.Гоморев М., «Советский композитор» 2000. - дидактический материал «Веселые нотки», «Найди инструмент», «Музыкальное лото». - Шумовые и звукорядные музыкальные инструменты - Куклы би-ба-бо - Аудио аппаратура - DVD диски