Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "" АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от « 28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» (для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1) Уровень образования: начальное общее образование Класс: 2 коррекционный Количество часов: 34 часа Составитель: Аристова Галина Александровна, учитель начальных классов, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории Пояснительная записка. Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 составлена на основании: Нормативно – правовые основания разработки программы 1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6». 5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6». 6.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 8. «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г. Цели:формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи: Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края. Формировать знания обучающихся о природе своего края. Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе. Обоснование выбора содержания Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Мир природы и человека» создает фундамент значительной части предметов основной школы: биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека» Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Место учебного предмета в учебном плане. Предмет «Мир природы и человека»входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью раздела «Естествознание» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с правилами и нормамиСАНПИНа. На изучение предмета«Мир природы и человека»во 2 классе по учебному плану отводится: • количество часов в неделю - 1; • количество часов в год –34. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека». Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Предметные результаты: Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); Сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; Сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема); Способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения. Базовые учебные действия: Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Содержание учебного предмета. Сезонные изменения в природе. Временные изменения.Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня и ночи влетнее и зимнее время. Времена года. Осень.Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные осенью.Занятия людей осенью. Одежда.Обобщающий урок по теме «Осень». Времена года. Зима.Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные зимой.Одежда людей, игры детей.Занятия людей зимой.Обобщающий урок по теме «Зима». Времена года. Весна.Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные весной.Одежда людей, игры детей.Занятия людей весной.Обобщающий урок по теме «Весна». Времена года. Лето.Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные летом. Неживая природа.Неживая природа. Вода. Свойства воды.Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды. Живая природа. Растения.Комнатные растения. Части растений.Жизнь растений. Виды растений.Уход за комнатными растениями.Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.Уход за растениями сада и огорода. Животные.Разнообразие животных. Кошка и рысь. Породы кошек.Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Человек.Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Продукты питания.Правила питания.Профилактика отравлений. Минимальный уровень: Уровни овладения предметными результатами. представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Балловая система оценки сформированности БУД Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Дополнительная литература: 1.Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию.- М.: Интелект – Центр, 2005. 2. М.Ю. ГавриковаКоррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007. 3.Е.Д.Худенко, Е.В. Останина Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994. 4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя.- М: «Первое сентября», 2002. Тематическое планирование по предмету «Мир природы» 2класс. № п/п I 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 II III 3.1 3.2 3.3 Тема раздела Сезонные изменения в природе. Временные изменения. Времена года. Осень. Времена года. Зима. Времена года. Весна. Времена года. Лето. Неживая природа. Живая природа. Растения. Животные Человек. Итого. Кол-во часов 16ч 2ч 4ч 4ч 4ч 2ч 3ч 15ч 6ч 4ч 5ч 34 Содержание предмета по темам Тема урока. Содержание Долгота дня. Влияние Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ, с инвентарём солнца на смену времён года. для уборки класса. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе Сутки. Долгота дня летом. двигается Земля. Изменения, происходящие в природе в разное время. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. НРК «Долгота дня зимой и летом на Севере». Долгота дня зимой. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Изменения, происходящие в природе в разное время. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Времена года. Экскурсия «Осень. Основные признаки». Практическая работа «Сбор листьев, плодов и семян». Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. Растения осенью. «Животные осенью». НРК «Животные Урала». Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. Занятия и одежда людей осенью. Профилактика простуд и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. Экскурсия «Зима. Основные Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания признаки». качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. Растения и животные зимой. Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. НРК «Особенности смены времён года на Севере». Занятия людей зимой. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Неживая природа. Вода. Свойство воды. Правила безопасного использования инструментов для практических работ. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Вода горячая и холодная. Температура воды. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). Вода в природе. Значение воды. Экскурсия. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Живая природа. Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. Название. Внешний вид, использование. Значение для жизни человека. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Бережное отношение к дикорастущим растениям. Уход за комнатными растениями. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питание человека. Овощи. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Сад. Фрукты. Фрукты в питание человека. Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Уход за растениями сада и огорода. Фрукты и овощи. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Животные. Домашние и дикие животные. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Кошка и рысь. Породы кошек. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. Собака и волк. Породы собак. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. НРК «Животные нашей местности». Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе Севера. Рыбы.НРК «Рыба в водоёмах Ямала». Рыба. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека. Роль в природе. Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Практическая работа «Мытьё рук». Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Питание человека. Правила питания человека. Профилактика отравлений. Профилактика отравлений.Гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Экскурсия «Весна. Основные признаки». Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. Растения весной. Жизнь растений в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. Животные весной. НРК «Животные Урала». Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. Занятия людей весной. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. Экскурсия «Лето». Основные признаки». Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Сбор листьев, плодов и семян. Растения летом. Жизнь растений в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений Севера. Животные летом. Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями животных. Занятия людей летом.НРК «Занятие коренных жителей Ямала». Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями. НРК «Особенности лета на Севере». Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Безопасное поведение в природе. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью ко взрослым, к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Календарно – тематическое планирование № № Тема урока. Кол-во уроков Практические Дистанционное работы, проверочные работы, экскурсии 1 четверть – 7 часов 1 1 Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом. 1 2 2 НРК «Долгота дня зимой и летом на Севере». Долгота дня зимой. 1 3 3 Времена года. Экскурсия «Осень. Основные признаки». Практическая работа «Сбор листьев, плодов и семян». 1 4 4 Растения осенью. «Животные осенью». Животные Урала. 1 5 5 Занятия и одежда людей осенью. Профилактика простуд и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. 1 6 6 Экскурсия «Зима. Основные признаки». 1 7 7 Растения и животные зимой. 1 * * 2 четверть – 7 часов 8 1 НРК «Особенности смены времён года на Севере». Занятия людей зимой. 1 9 2 Неживая природа. Вода. Свойство воды. 1 Вода горячая и холодная. Температура воды. 1 10 3 * 11 4 Вода в природе. Значение воды. Экскурсия. 1 12 5 Живая природа. Комнатные растения. Части растений. Жизнь растений. 1 13 6 Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. 1 14 7 Уход за комнатными растениями. 1 * 3 четверть – 10 часов. 15 1 Огород. Овощи. Овощи в питание человека. 1 16 2 Сад. Фрукты. Фрукты в питание человека. 1 17 3 Уход за растениями сада и огорода. 1 18 4 Животные. Домашние и дикие животные. 1 19 5 Кошка и рысь. Породы кошек. 1 20 6 Собака и волк. Породы собак. 1 21 7 НРК «Животные нашей местности». 1 22 8 Рыбы.НРК «Рыба в водоёмах Ямала». 1 23 9 Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Практическая работа «Мытьё рук». 1 24 10 Питание человека. Правила питания человека. Профилактика отравлений. 1 * * 4 четверть – 9 часов 25 1 Экскурсия «Весна. Основные признаки». 1 * 26 2 Растения весной. 1 27 3 Животные весной. НРК «Животные Урала». 1 28 4 Занятия людей весной. 1 29 5 Экскурсия «Лето». Основные признаки». 1 30 6 Растения летом. 1 31 7 Животные летом. 1 33 8 Занятия людей летом.НРК «Занятие коренных жителей Ямала». 1 33 9 НРК «Особенности лета на Севере». Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. 1 34 Задания на лето. 1 *