Мир природы и человека 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 162-од
от «28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
для детей с умственной отсталостью

Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1В
Количество часов: 66 часов

Разработчик: учитель начальных классов
Аристова Галина Александровна

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для
обучающихся 1 коррекционного класса разработана в соответствии:
- учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е
классы (I вариант);
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы.
/ Под редакцией
В.В.Воронковой.-М., 2010 г.
Цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека, накоплении опыта безопасного взаимодействия с объектами и
явлениями окружающего мира.
Задачи:
 уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе,
дать новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира;
 выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
 сформировать знания учащихся о природе своего края;
 сформировать
первоначальные
сведения
о
природоохранной
деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Программа
реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
2

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего
мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения закрепления представлений, постоянное обращение
к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта
взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной
деятельности;
―постепенного усложнения содержания предмета :расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой.
Место учебного предмета «Мир природы и человека»
в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2
часа в неделю и 66 часов в год.
Результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты
1) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
2) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
3 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
3

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми;
-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
4

Содержание учебного предмета
№
Раздел
1 Сезонные
изменения.

2

Содержание
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки,
время суток. Время суток на циферблате часов. Дни
недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные
признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.
Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января.
Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя
осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Веснаранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен
года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность
сезонных
изменений.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Изменения, происходящие в природе в разное время
года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура
воздуха (тепло, холодно, жара, мороз, замеры
температуры); осадки (снег ,дождь, иней, град); ветер
(холодный, теплый, направление и сила, на основе
наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом,
теплая, холодная вода), почвы (сухая, влажная
,заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе.
Долгота дня зимой и летом.
Растения и
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы,
животные в разное насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев,
время года.
плодов и семян. Ознакомление с названиями растений
5

3

Одежда людей,
игры детей, труд ,
людей в разное
время года.

4

Неживая природа.

5

Живая природа.

и животных. Раннецветущие, летние и осенние
растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние
и дикие животные в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на
прогулку.
Учет
времени
года,
погоды,
предполагаемых
занятий
(игры,
наблюдения,
спортивные занятия).Игры детей в разные сезоны
года. Труд людей в сельской местности и городе в
разное время года. Предупреждение простудных
заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние
объектов неживой природы. Простейшие признаки
объектов неживой природы
по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребенком), место в природе, значение. Элементарные
сведения о Земле, как планете, и Солнце –звезде,
вокруг которой в космосе двигается Земля.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды.
Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний
вид, место произрастания, использование. Значение
для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение
(корень,
стебель,
лист).
Уход.
Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые
растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена.
Первичные представление о способах
размножения. Развитие растение из семени на
примере гороха или фасоли. Значение растений в
природе. Охрана, использование человеком.
Грибы.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные.
Название. Место произрастания. Внешний вид.
6

6

Человек

Значение в природе. Использование человеком.
Животные и птицы.
Животные домашние.Звери. Птицы. Названия.
Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место
в жизни человека (для чего содержат животное),
забота и уход за животным. Скотный двор, птичник,
ферма.
Животные дикие.Звери. Птицы. Змеи. Лягушка.
Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой
(подкормка, изготовление кормушек) и весной в
период гнездования (сбор веток для гнезд,
соблюдение тишины
и уединенности птиц на
природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой
природы, уход за комнатными растениями, посадка и
уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правили сбора урожая
грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами
ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным, и
т.п.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш,
школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и
руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на
картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши.
Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание,
обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка
зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью
вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена
органов чувств. Бережное отношение к себе,
7

7

Безопасное
поведение

соблюдение правил охраны органов
чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека
(внутренние органы).
Здоровый
образ
жизни:
гигиена
жилища
(проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим
сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием
ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик,
одноклассник, друг. Личные вещи ребенка:
гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи - фрукты», продуктовый,
промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или
др.), книжный ). Зоопарк или краеведческий музей.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека.Школа.
Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов
транспорта (машины легковые и грузовые, метро,
маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы).
Городской пассажирский транспорт.
Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила
поведения.
Наша Родина -Россия. Наш город. Населенные
пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы.
Россия – многонациональная страна. Праздники
нашей страны. Достижение нашей страны в науке и
искусствах. Великие люди страны или края. Деньги
нашей страны. Получение и расходование денег.
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по
8

погоде, проветривание помещений, предупреждение
появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена
полости носа и рта, предупреждение контактов с
больными людьми. Поведение во время простуды
(постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной
болезни
(изоляция
больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья,
прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из
поликлиники. Случаи
обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы:
обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании
медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с
домашним животным. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по
телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в
незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице
группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила
безопасного
использование
учебных
принадлежностей, инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.
Правила обращения с горячей водой (в кране, в
чайнике), электричеством, газом (на кухне).
9

Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце
учебного года в форме проверочной работы.

10

Тематическое планирование учебного предмета
№

Тема

Количество
часов

1

Сезонные
изменения в
живой и неживой
природе.(Осенняя
прогулка.
Составление
коллекции
листьев.
Наступают
холода. Зима.
Сосулька, капель,
ручей. Весна.
Весенняя уборка.
Скоро лето.
Ледоход. Улица).
Школа
.(Школьное
здание. Классная
комната. Ученик.
Учебные
вещи. Дежурство
по классу.
Обучение
движению
группой).

10

Семья

1

2

3

Основные виды учебной
деятельности
Учащихся
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.
Наблюдение за демонстрациями
учителя.
Просмотр
учебных
фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Работа с раздаточным материалом.
Сбор
и
классификация
коллекционного материала.
Составление текста по серии
сюжетных картинок.
Различение
времен
года
по
признакам
Моделирование и оценка различных
ситуаций поведения в школе и
других общественных
местах.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Наблюдение за
демонстрациями
учителя.
Просмотр
учебных
фильмов. Составление рассказа по
плану, по картинному плану.
Составление текста по серии
сюжетных картинок.
Знакомство с членами семьи, с
родственными отношениями между
ними;
рассуждение
о
важности
уважительного
отношения
к
пожилым людям.

6

11

4

Одежда и обувь.
Обувь. Уход за
обувью. Одежда
для школы. Уход
за одеждой.

3

5

Овощи и фрукты.
Яблоко Груша.
Морковь. Репа.
Посадка лука.

5

6

Комнатные
растения(Фикус,
бальзамин).

2

7

Дикие и домашние
животные. Кошка.
Собака. Волк.
Заяц.

6

Рассматривание
иллюстраций,
высказывание своих суждений их
аргументация; подбор одежду для
разных случаев её использования;
объяснение, как надо ухаживать за
одеждой и обувью;
отличие одежды для девочек и
мальчиков, школьная форма.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.
Называние
предметов,
характеристика их по основным
свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу,
запаху,
материалу).
Наблюдение за демонстрациями
учителя.
Просмотр
учебных
фильмов.
Составление текста по серии
сюжетных картинок.
Наблюдение
за
комнатными
растениями,
сравнение
их,
характеристика.
Выполнение
практической работы по уходу за
комнатными растениями.
Выделение
группы животных,
которых
одомашнил
человек;
рассказывание о своих наблюдениях
за
домашними
животными,
обсуждение,
чем
отличаются
условия их жизни от жизни диких
животных;
Рассуждение о пользе домашних
животных,
о
необходимости
заботиться о них; работа с
разрезными
карточками,
распределение
животных
на
домашних и диких. Наблюдение за
12

домашними
питомцами
и
рассказывание
о
них
своим
одноклассникам, о том, какие у них
повадки, как они ухаживают за
ними, как воспитывают; вывод об
ответственном
отношении
к
животным, которых приручили.
8

Птицы. Ворона.
Синица. Птицы
весной.

3

9

Охрана здоровья.
Охрана здоровья и
безопасное
поведение.

5

10 Человек Тело
человека. День
учителя. Личные
вещи ребёнка.
Игрушки. Игры с
водой. Игры с
песком, камнями,
глиной. Магазин.
Новый год.
Зоопарк. 23

Рассказ о своих наблюдениях за
птицами, выяснение, чем птицы
отличаются от млекопитающих;
различие птиц, называние среды
обитания и способ питания;
Классификация птиц, работа с
разрезными
карточками;
наблюдение за образом жизни птиц,
их
клювы,
ноги,
перья;
моделирование выбранной птицы
(по разрезным карточкам).
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Учатся ставить
учебную задачу (вместе с учителем)
и планировать её выполнение;
рассматривают
иллюстрации,
высказывают свои суждения и
аргументируют их.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей.
Называние
предметов,
характеристика их по основным
свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху,
материалу).
Наблюдение
за
демонстрациями
учителя.
Просмотр
учебных

18

13

февраля. 8 марта.
Мы в гостях. Мой
друг. Неделя
детской. День
рождение. День
победы. Место где
ты живёшь.
11 Повторение
пройденного

фильмов. Составление рассказа по
плану, по картинному плану.

Закрепление
пройденного
материала.
Выполнение письменной работы по
карточкам,
анализ
учебной
деятельности.

7

14

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во часов

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1 ЧЕТВЕРТЬ
Школа.
Класс.
Ученик правила поведения на уроке и на перемене. Парта – рабочее место
ученика. Учебные принадлежности.
Дежурство по классу.
Тело человека. Руки. Уход за руками.
Одежда для школы. Уход за одеждой.
Обувь. Уход за обувью.
День учителя.
Обучение движению группой.
Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился
Охрана здоровья и безопасное поведение.
Обобщающий урок.
Осень.
Составление коллекции листьев. Экскурсия.
Улица.
Повторение пройденного

17
18
19
20
21
22
23
24

2 ЧЕТВЕРТЬ
Семья.
Личные вещи ребенка, игрушки.
Игры с водой.
Наступают холода. Ознакомительная экскурсия.
Игры с песком, глиной, камнями.
Яблоко
Груша
Морковь.

1
2
3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
15

Дата

Дистанционное
обучение

1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Репа.
Магазин «Овощи-фрукты».
Охрана здоровья и безопасное поведение. Профилактика простудных
заболеваний:
Зима.
Новый год. Празднование в школе и дома.
Повторение пройденного
3 ЧЕТВЕРТЬ
Кошка.
Собака.
Домашние животные.
Заяц .
Волк .
Дикие животные.
Обобщающий урок.
Ворона.
Синица.
Зоопарк
Зоопарк (зоомагазин,)
23 февраля – День защитника Отечества.
Игры со снегом и льдом.
Фикус
Бальзамин.
8 марта.
Мы в гостях.
Мой друг. Совместная игра.

50
51
52
53
54
55

Светофор.
Повторение пройденного
Сосульки, капель, ручьи.
Неделя детской книги. Экскурсия в школьную библиотеку.
Птицы весной.
Ледоход.

1
1
1
1
1
1

25
26
27
28,29
30
31

16

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

56,57
58
59
60
61
62
63
64
65,66

Весенняя уборка. Подготовка к празднику. Экскурсия.
День Рождения.
Посадка лука
Весна.
День Победы.
Место, где ты живешь.
Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации.
Скоро лето. Охрана здоровья и безопасное поведение летом.
Повторение пройденного за год. Экскурсия.

17

2
1
1
1
1
1
1
1
2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности по учебному предмету «Мир природы
и человека» в 1 классе
Материально – техническое обеспечение:
-ноутбук;
- проектор;
-интерактивная доска;
-презентационные материалы;
-карточки для индивидуальной работы;
-комплекты обучающих карточек.
Учебно–методическое обеспечение:
С.В.Кудрина «Окружающий мир» Учебник для специальных
(коррекционных)
школ
VIII
вида
класс,
С.В.Кудрина.-М.:
Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2016.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».