Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» УТВЕРЖДЕНО: Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "" АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Приказ № 162-од от « 28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1) Уровень образования: начальное общее образование Класс: 2 коррекционный Количество часов: 136 часов Составитель: Аристова Галина Александровна, учитель начальных классов, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой; 4 е издание. – М.: Просвещение, 2013г. Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю и ориентирована на учебник Алышевой Т.В. «Математика». Учебник для 2 класса вспомогательной школы М., «Просвещение», 2013г. Нормативно – правовые основания разработки программы 1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6». 5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6». 6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Задачи: 1.Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах. 2. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода с числами 3.Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю Количество часов в год по программе: 136 часов Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета К личностным результатам освоения АООП относятся: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Минимальный уровень: Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке ( по 3 по 4 не обязательно); Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя); Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Определять время по часам с точностью до часа; Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного материала); Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени); Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно); Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя); Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника (возможна помощь учителя); Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя. Достаточный уровень: Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными); Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =; Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Определять время по часам с точностью до часа; Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и в два действия); Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени); Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решать задачи в два действия; Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника; Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) Содержание учебного предмета. Повторение. Первый десяток Решение примеров на +и- в пределах 10. Задача и ее основные части. Счет двойками, тройками, пятёрками. Отношения «больше», «меньше», «равно».Сравнение чисел. Знаки <, >, =. Отрезок. Решение простых задач на сравнение. Сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на «+» и «-». Сравнение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Знаки <,>, = Сравнение равных отрезков по длине. Построение отрезков равных по длине. Сравнение отрезков по длине. Второй десяток. Знакомство с десятками, единицами Устная нумерация чисел в пределах 20.Письменная нумерация чисел в пределах 20. Числа от 11 до 20.Простые и составные задачи. Мера длины. Понятие «дециметр». Сравнение отрезков. Построение отрезков заданной длины. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Увеличение числа на несколько единиц. Задача, содержащая отношение «больше на».Уменьшение числа на несколько единиц. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». Луч. Знать понятие «луч». Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Компоненты при сложении. Нахождение суммы. Сложение двузначного числа с однозначным числом. Компоненты при вычитании. Нахождение разности. Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Приемы вычитания типа: 20 – 3, 17– 12, 20–14. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Действия с числами, полученными при измерении длины. Действия с числами, полученными при измерении массы. Действия с числами, полученными при измерении ёмкости. Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление чисел. Состав чисел до 20. Решение примеров с помощью рисунка. Решение примеров с помощью счётных палочек. Переместительное свойство сложения. Четырёхугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Треугольник: вершины, углы, стороны. Деление предметных совокупностей на 2 равные части. Повторение. Числовой ряд 1 – 20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел. Нахождение неизвестного числа Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих разделов и тем: Краткое содержание раздела 1.Первый десяток. Повторение 2. Увеличение и уменьшение несколько единиц 3.Меры длины часы числа 24 на 12 4. Второй десяток 5. Углы 6.Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток 7.Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 8. Неделя 9. Повторение пройденного материала 5 45 2 26 10 2 10 Список литературы 1. «Математика» учебник для 2 класса вспомогательной школы. А.ААлышева.М. «Просвещение», 2013г. 2. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». М.Н.Перова, М.»Просвещение», 2013г. Календарно – тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во ча-сов 1 Первый десяток. Повторение Представления о величине. 24 1 Сравнение предметов по размеру Сравнение предметов по массе Количествен-ные представления Временные представления Пространственные представления Отношения порядка следо-вания Числовой ряд от 1 до 10 Свойства чисел в числовом ряду Состав чисел в пределах 10 Знаки отношения: «больше», «меньше», «равно» Сравнение чисел в пределах 10 Компоненты при сложении Компоненты при вычитании Сложение в пределах 10 Вычитание в пределах 10 Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» Число «0», как компонент сложения 1 Форма контроля ПР,КР,тесты 1 четверть 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дистанционное обучение 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Сложение с числом 0 Вычитание с числом 0 Сложение и вычитание с «0» Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание в пределах 10» Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Однозначные числа Увеличение числа на несколько единиц Задачи на увеличение числа на несколько единиц Решение задач на увеличение числа на не-сколько единиц Уменьшение числа на несколько единиц Задачи на уменьшение числа на не-сколько единиц Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц Составление и решение задач по картинке на увеличение и уменьшение на несколько ед. Меры времени - сутки. 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Закрепление по теме «Увеличение и уменьше-ние на несколько единиц» Проверочная работа №1 по теме «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 10» Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах 10» Меры длины Прямая линия. Луч. Отрезок. Мера длины: сантиметр. Измерение отрезков Дециметр. Закрепление по теме «Меры длины» Итоговая контрольная работа №2 по темам «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 10», «Меры длины» Работа над ошибками. Закрепление по пройденным темам 1 Второй десяток Второй десяток 45 1 Число 11 . Состав числа. Число12. Состав числа Число13. Состав числа. Разряды чисел Решение задач на уменьшение на несколько единиц 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 четверть. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Числа 11-13 Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными числами и со-ответствующие случаи вычи-тания» Контрольная работа №3 по теме «Сложе-ние десятка с однозначными числами». Работа над ошибками. Знаки сравнения 1 Комбинирован-ный 1 1 Повторительно-обобщитель-ный Закрепление 1 Проверка знаний и умений Выполнение заданий на пройденную тему 1 Повторение пройденного 1 Комбинирован-ный 54 Сравнение чисел Числа в пределах 13 Число 14 Состав числа Решение примеров и задач на темы на которые были допущены ошибки Определение сравнение Решение примеров на сравнение 1 Комбинирован-ный Образование числа 14 55 Сравнение чисел 1 Комбинирован-ный Решение примеров на сравнение 56 Нахождение суммы и остатка 1 Комбинирован-ный Решение примеров на сложение и вычитание 57 Число15. Числа от 1 до 15 1 Изучение нового Образование числа 15 и 1 Комбинирован-ный 3 четверть. Присчитывание и отсчитывание по 1 48 49 50 51 52 53 Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел Решение примеров и задач Устный счет. Работа с дидактическим материалом 58 Счёт по 1 Увеличение уменьшение числа на один 59 Сравнение чисел 1 Комбинирован-ный Соединение чисел знаками =, >,< 60 Решение задач в одно действие 1 Комбинирован-ный Работа над решением задач 61 Порядковый счёт до 15 1 Комбинирован-ный Счёт предметов по порядку следования 62 Выполнение действий сложения 1 и вычитания Комбинирован-ный Решение примеров 63 Случаи сложе-ния и вычита-ния двузнач-ного и одноз-начного чисел Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными числами и со-ответствующие случаи вычи-тания» Контрольная работа №4 по теме «Сложе-ние десятка с однозначными числами и соответствующие случаи вычитания». Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными числами и со-ответствующие случаи вычи-тания». 1 Комбинирован-ный Решение примеров убавление чисел по 1 1 Комбинирован-ный Устный счет. Работа по карточками 1 Проверка и коррекция знаний и Выполнение заданий на пройденную тему умений 1 Повторительно-обобщающий Решение примеров и задач на повторение Однозначные, двузначные числа Решение задач в одно действие Выполнение действий сложения и вычитания Решение задач с недостающи-ми данными Число16. Сравнение чисел 1 1 1 Изучение нового материала закрепление пройденного Комбинирован-ный 1 Комбинирован-ный 1 Комбинирован-ный Определение терминов Составление по картинкам и их решение Решение примеров с однозначными и двузначными числами Постановка недостающих данных и решение задачи Образование числа 16 их 1 Комбинирован-ный Запись задач и их решение 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Запись задач решение кратко и на прибавление и 73 Решение при-меров на сло- 1 жение и вычи-тание однозначных и двуз-начных чисел Комбинирован-ный Выполнение действий – прибавление и убавление однозначных и двузначных чисел 74 Закрепление 75 Вычитание из двузначного 1 числа одно-значного Число 17 1 Комбинирован-ный Решение примеров с вычитанием чисел из двузначных однозначных и двузначных Образование числа 17 76 Число 18 1 Комбинирован-ный Образование числа 18 77 Число 19 1 Комбинирован-ный Образование числа 19 78 Число 20 1 Комбинирован-ный Образование числа 20 79 Вычислитель-ные приемы при 1 помощи счет Комбинирован-ный Откладывание на счётах чисел и прибавление 80 Числовой ряд от 1 до 20 1 Комбинирован-ный Количественный подсчёт предметов 81 Сравнение чисел 1 Комбинирован-ный Соединение знаками сравнения 82 Составление и решение задач с 1 недостающи-ми числами Комбинирован-ный Постановка недостающего числа и решение задач 83 Выполнение действий сложения 1 и вычитания Составление примеров и их 1 решение Именованные числа. Сравнение 1 Комбинирован-ный Решение примеров на увеличение уменьшение чисел Работа по составлению примеров Контрольная работа №5 по теме 1 «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». Обобщительный 84 85 86 Комбинирован-ный Комбинирован-ный и Определение именованных чисел и их сравнение Выполнение заданий на пройденную тему 1 Повторение пройденного Выполнение заданий 2 1 1 26 Изучение нового Комбинирован-ный Определение – углы, прямой угол Определение острый, тупой углы 1 Изучение нового материала 91 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Увеличение и умень-шение числа на несколько еди-ниц». Углы Прямой угол Углы: острый и тупой Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток Решение задач в одно действие 1 Комбинирован-ный Решение примеров на сложение без перехода через разряд Запись задач кратко и их решение 92 Отсчитывание по 1-5 1 Закрепление пройденного 93 Решение задач с недостаю-щими 1 данными Комбинирован-ный 94 Переместительное слагаемых Прибавление к меньшее Изучение нового Решение разных видов примеров Закрепление пройденного Решение примеров 1 Закрепление пройденного Решение примеров с отношениями –на больше 1 Обобщающий Решение задач 1 Закрепление Устный счет. Работа по карточкам. 1 Итоговый Выполнение заданий 87 88 89 90 95 96 97 98 99 свойство 1 большему 1 Отношения «на больше» «на меньше» Решение задач с отношениями: «на меньше»«больше» Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд» Проверочная работа №2 по теме «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 20 без перехода через Решение примеров на вычитание без перехода через разряд Подстановка недостающих данных и решение задач 100 101 102 103 104 105 разряд с числами, полу-ченными при измерении». Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение и вычита-ние в пределах 20 без перехода через разряд». Составление и решение примеров Составление и решение задач по картинкам Выполнение действий сложения и вычитания Сложение двузначного и однозначного чисел Сравнение числовых выражений 1 Повторение Исправление ошибок, решение примеров и задач 1 Комбинирован-ный 1 Комбинирован-ный Составление примеров по схемам и их решение Составление задач по картинкам и их решение 1 Комбинирован-ный 1 Комбинирован-ный Решение примеров на нахождение суммы и остатка по таблицам Выполнение сложения чисел 1 Комбинирован-ный Выполнение сравнения числовых выражений 106 Повторение «Сложение и 1 вычитание в пределах 20 без перехода через разряд». Обобщающий Решение примеров и задач 107 Контрольная работа №6 по теме 1 «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 20 без перехода через разряд». Итоговый Выполнение заданий на пройденную тему 108 Повторение Исправление ошибок, решение примеров и задач 109 Работа над ошибками. 1 Закрепление по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах 20 без пе-рехода через разряд». Сложение вида 17+3 (10+7+3) 1 Изучение нового материала 110 Вычитание вида 20-4 (10+10-4) Изучение нового Определение примеров Определение примеров 1 состава чисел. Решение состава чисел, решение 111 Вычитание из круглых десятков 1 Комбинирован-ный 112 113 Вычитание вида: 16-3 (16-10-3) Вычитание вида: 20-12 (20-10-2) 1 1 Изучение нового Изучение нового 114 Решение при-меров на вычи- 1 тание двузнач-ного числа из двузначного Закрепление пройденного Вычитание из круглых десятков двузначных чисел 115 Контрольная работа №7 по теме «Сложе-ние и вычи-тание в преде-0лах 20 без пе-рехода через разряд». Работа над ошибками. Закрепление «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд». Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Сложение чисел, полученных при измерении Вычитание чи-сел, получен-ных при изме-рении Решение задач с вариантом – дороже. 1 Итоговый Выполнение заданий 1 Обобщение знаний 116 и Определение круглых десятков, решение примеров Работа по образцу Вычитание из круглых десятков двузначных чисел систематизация Исправление ошибок, решение примеров и задач 10 1 Изучение нового Сложение именованных чисел 1 Изучение нового Вычитание именованных чисел 1 Изучение нового Решение задач с именованными числами 120 Решение задач с вариантом – 1 дешевле. Изучение нового Решение задач с именованными числами 121 Выполнение действий сло- 1 жения и вычи-тания в преде-лах Повторение пройденного Решение примеров 117 118 119 20 Проверочная работа №3 по теме «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 20 без перехода через разряд». Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 20 без перехода через разряд». Построение отрезка больше заданного и меньше заданного Решение задач с вариантом длиннее заданного Решение задач с условием шире 1 Итоговый Выполнение заданий 1 Обобщающий Работа над исправлением ошибок 1 Изучение нового Построение отрезков Изучение нового Решение задач 1 Изучение нового Решение задач 2 1 1 10 Повторение изученного Повторение изученного Устный счет. Решение примеров и задач Работа с циферблатами часов 129 Неделя Мера времени – неделя Мера времени – час Повторение пройденного материала Счёт по 2 1 Закрепление пройденного 128 129 130 131 Счёт по 5 Деление на 2 равные части Геометричес-кие фигуры Сложение в пределах 20 1 1 1 1 Закрепление пройденного Закрепление пройденного Повторение пройденного Повторение пройденного Счёт предметов парами, прибавление (убавление) по 2 Счёт предметов по 5, решение задач Деление поровну предметов Построение из фигур предметов Решение примеров и задач 132 133 134 Вычитание в пределах 20 Решение задач в одно действие Закрепление по теме «Сложение и вычи-тание чисел полученных при измерении» Контрольная работа № 8 по теме 1 1 1 Повторение пройденного Повторение пройденного Обобщающий Решение примеров и задач Решение задач Решение примеров и задач 1 Итоговый Выполнение заданий 122 123 124 125 126 и уже 127 128 135 136 «Сложе-ние и вычита-ние в пределах 20 без перехода через разряд» Работа над ошибками. Зак- 1 репление по те-ме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд» Обобщающий Решение примеров и задач