Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДЕНО:
Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""
АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Приказ № 162-од
от « 28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
(для обучающихся по адаптированным образовательным программам
для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1)
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 коррекционный
Количество часов: 136 часов
Составитель:
Аристова Галина Александровна,
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог высшей
квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой; 4
е издание. – М.: Просвещение, 2013г.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю и ориентирована на учебник Алышевой Т.В. «Математика».
Учебник для 2 класса вспомогательной школы М., «Просвещение», 2013г.
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М.
Бгажноковой
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
1.Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о
геометрических фигурах.
2. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода с числами
3.Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел,
измерению величин.
Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной
области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (
по 3 по 4 не обязательно);
Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных
чисел с двузначными возможна помощь учителя);
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного
материала);
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно);
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника (возможна помощь учителя);
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.
Достаточный уровень:
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными);
Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =;
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и в два действия);
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
Решать задачи в два действия;
Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника;
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам)
Содержание учебного предмета.
Повторение. Первый десяток
Решение примеров на +и- в пределах 10. Задача и ее основные части.
Счет двойками, тройками, пятёрками.
Отношения «больше», «меньше», «равно».Сравнение чисел. Знаки <, >, =. Отрезок. Решение простых задач на сравнение.
Сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на «+» и «-».
Сравнение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Знаки <,>, =
Сравнение равных отрезков по длине. Построение отрезков равных по длине. Сравнение отрезков по длине.
Второй десяток.
Знакомство с десятками, единицами
Устная нумерация чисел в пределах 20.Письменная нумерация чисел в пределах 20. Числа от 11 до 20.Простые и составные
задачи.
Мера длины.
Понятие «дециметр». Сравнение отрезков. Построение отрезков заданной длины.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Увеличение числа на несколько единиц.
Задача, содержащая отношение «больше на».Уменьшение числа на несколько единиц. Решение и сравнение задач, содержащих
отношения «больше на», «меньше на».
Луч.
Знать понятие «луч».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Компоненты при сложении. Нахождение суммы. Сложение двузначного числа с однозначным числом. Компоненты при
вычитании. Нахождение разности. Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Приемы вычитания типа: 20 – 3, 17–
12, 20–14.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Действия с числами, полученными при измерении длины.
Действия с числами, полученными при измерении массы. Действия с числами, полученными при измерении ёмкости. Меры
времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Прибавление чисел. Состав чисел до 20. Решение примеров с помощью рисунка.
Решение примеров с помощью счётных палочек. Переместительное свойство сложения. Четырёхугольники: квадрат. Свойства
углов, сторон.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.
Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. Сложение и вычитание с
переходом через десяток. Треугольник: вершины, углы, стороны. Деление предметных совокупностей на 2 равные части.
Повторение.
Числовой ряд 1 – 20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел. Нахождение
неизвестного числа
Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих разделов и тем:
Краткое содержание раздела
1.Первый десяток. Повторение
2. Увеличение и уменьшение
несколько единиц
3.Меры длины
часы
числа
24
на 12
4. Второй десяток
5. Углы
6.Сложение чисел в пределах 20 без перехода
через десяток
7.Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении
8. Неделя
9. Повторение пройденного материала
5
45
2
26
10
2
10
Список литературы
1. «Математика» учебник для 2 класса вспомогательной школы. А.ААлышева.М. «Просвещение», 2013г.
2. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». М.Н.Перова, М.»Просвещение», 2013г.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
ча-сов
1
Первый десяток. Повторение
Представления о величине.
24
1
Сравнение
предметов
по
размеру
Сравнение предметов по массе
Количествен-ные
представления
Временные представления
Пространственные
представления
Отношения порядка следо-вания
Числовой ряд от 1 до 10
Свойства чисел в числовом ряду
Состав чисел в пределах 10
Знаки отношения: «больше»,
«меньше», «равно»
Сравнение чисел в пределах 10
Компоненты при сложении
Компоненты при вычитании
Сложение в пределах 10
Вычитание в пределах 10
Закрепление по теме «Сложение
и вычитание в пределах 10»
Число «0», как компонент
сложения
1
Форма контроля
ПР,КР,тесты
1 четверть
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дистанционное обучение
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Сложение с числом 0
Вычитание с числом 0
Сложение и вычитание с «0»
Повторение по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Контрольная
работа
№1
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Работа
над
ошибками.
Закрепление
по
теме
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Однозначные числа
Увеличение числа на несколько
единиц
Задачи на увеличение числа на
несколько единиц
Решение задач на увеличение
числа на не-сколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Задачи на уменьшение числа на
не-сколько единиц
Решение задач на увеличение и
уменьшение
на
несколько
единиц
Составление и решение задач по
картинке на увеличение и
уменьшение на несколько ед.
Меры времени - сутки.
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Закрепление по теме «Увеличение и уменьше-ние на несколько единиц»
Проверочная работа №1 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 10»
Работа
над
ошибками.
Закрепление
по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах
10»
Меры длины
Прямая линия. Луч. Отрезок.
Мера
длины:
сантиметр.
Измерение отрезков
Дециметр. Закрепление по теме
«Меры длины»
Итоговая контрольная работа
№2 по темам «Сложе-ние и
вычита-ние в пределах 10»,
«Меры длины»
Работа
над
ошибками.
Закрепление по
пройденным
темам
1
Второй десяток
Второй десяток
45
1
Число 11 . Состав числа.
Число12. Состав числа
Число13. Состав числа.
Разряды чисел
Решение задач на уменьшение
на несколько единиц
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2 четверть.
Решение задач на увеличение на
несколько единиц.
Числа 11-13
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания»
Контрольная работа №3 по теме
«Сложе-ние
десятка
с
однозначными числами».
Работа над ошибками. Знаки
сравнения
1
Комбинирован-ный
1
1
Повторительно-обобщитель-ный
Закрепление
1
Проверка знаний и умений
Выполнение заданий на пройденную тему
1
Повторение пройденного
1
Комбинирован-ный
54
Сравнение чисел
Числа в пределах 13
Число 14 Состав числа
Решение примеров и задач на темы на которые
были
допущены
ошибки
Определение
сравнение
Решение примеров на сравнение
1
Комбинирован-ный
Образование числа 14
55
Сравнение чисел
1
Комбинирован-ный
Решение примеров на сравнение
56
Нахождение суммы и остатка
1
Комбинирован-ный
Решение примеров на сложение и вычитание
57
Число15.
Числа от 1 до 15
1
Изучение нового
Образование числа 15
и 1
Комбинирован-ный
3 четверть.
Присчитывание и отсчитывание по 1
48
49
50
51
52
53
Решение примеров на увеличение и
уменьшение чисел
Решение примеров и задач
Устный счет. Работа с дидактическим
материалом
58
Счёт по 1 Увеличение
уменьшение числа на один
59
Сравнение чисел
1
Комбинирован-ный
Соединение чисел знаками =, >,<
60
Решение задач в одно действие
1
Комбинирован-ный
Работа над решением задач
61
Порядковый счёт до 15
1
Комбинирован-ный
Счёт предметов по порядку следования
62
Выполнение действий сложения 1
и вычитания
Комбинирован-ный
Решение примеров
63
Случаи сложе-ния и вычита-ния
двузнач-ного и одноз-начного
чисел
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания»
Контрольная работа №4 по теме
«Сложе-ние
десятка
с
однозначными числами и соответствующие случаи вычитания».
Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания».
1
Комбинирован-ный
Решение примеров
убавление чисел по 1
1
Комбинирован-ный
Устный счет. Работа по карточками
1
Проверка и коррекция знаний и Выполнение заданий на пройденную тему
умений
1
Повторительно-обобщающий
Решение примеров и задач на повторение
Однозначные, двузначные числа
Решение задач в одно действие
Выполнение действий сложения
и вычитания
Решение задач с недостающи-ми
данными
Число16. Сравнение чисел
1
1
1
Изучение нового материала
закрепление пройденного
Комбинирован-ный
1
Комбинирован-ный
1
Комбинирован-ный
Определение терминов
Составление по картинкам и их решение
Решение примеров с однозначными и
двузначными числами
Постановка недостающих данных и решение
задачи
Образование числа 16
их 1
Комбинирован-ный
Запись задач и их решение
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Запись задач
решение
кратко
и
на
прибавление
и
73
Решение при-меров на сло- 1
жение и вычи-тание однозначных и двуз-начных чисел
Комбинирован-ный
Выполнение действий – прибавление и
убавление однозначных и двузначных чисел
74
Закрепление
75
Вычитание из
двузначного 1
числа одно-значного
Число 17
1
Комбинирован-ный
Решение примеров с вычитанием чисел из
двузначных однозначных и двузначных
Образование числа 17
76
Число 18
1
Комбинирован-ный
Образование числа 18
77
Число 19
1
Комбинирован-ный
Образование числа 19
78
Число 20
1
Комбинирован-ный
Образование числа 20
79
Вычислитель-ные приемы при 1
помощи счет
Комбинирован-ный
Откладывание на счётах чисел и прибавление
80
Числовой ряд от 1 до 20
1
Комбинирован-ный
Количественный подсчёт предметов
81
Сравнение чисел
1
Комбинирован-ный
Соединение знаками сравнения
82
Составление и решение задач с 1
недостающи-ми числами
Комбинирован-ный
Постановка недостающего числа и решение
задач
83
Выполнение действий сложения 1
и вычитания
Составление примеров и их 1
решение
Именованные числа. Сравнение 1
Комбинирован-ный
Решение примеров на увеличение
уменьшение чисел
Работа по составлению примеров
Контрольная работа №5 по теме 1
«Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц».
Обобщительный
84
85
86
Комбинирован-ный
Комбинирован-ный
и
Определение именованных чисел и их
сравнение
Выполнение заданий на пройденную тему
1
Повторение пройденного
Выполнение заданий
2
1
1
26
Изучение нового
Комбинирован-ный
Определение – углы, прямой угол
Определение острый, тупой углы
1
Изучение нового материала
91
Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Увеличение и умень-шение числа на
несколько еди-ниц».
Углы
Прямой угол
Углы: острый и тупой
Сложение чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Сложение чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Решение задач в одно действие
1
Комбинирован-ный
Решение примеров на сложение без перехода
через разряд
Запись задач кратко и их решение
92
Отсчитывание по 1-5
1
Закрепление пройденного
93
Решение задач с недостаю-щими 1
данными
Комбинирован-ный
94
Переместительное
слагаемых
Прибавление
к
меньшее
Изучение нового
Решение разных видов примеров
Закрепление пройденного
Решение примеров
1
Закрепление пройденного
Решение примеров с отношениями –на больше
1
Обобщающий
Решение задач
1
Закрепление
Устный счет. Работа по карточкам.
1
Итоговый
Выполнение заданий
87
88
89
90
95
96
97
98
99
свойство 1
большему 1
Отношения «на больше» «на
меньше»
Решение задач с отношениями:
«на меньше»«больше»
Закрепление по теме «Сложение
и вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд»
Проверочная работа №2 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
Решение примеров на вычитание без перехода
через разряд
Подстановка недостающих данных и решение
задач
100
101
102
103
104
105
разряд с числами, полу-ченными
при измерении».
Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Сложение и вычита-ние в пределах 20
без перехода через разряд».
Составление и решение примеров
Составление и решение задач по
картинкам
Выполнение
действий
сложения и вычитания
Сложение
двузначного
и
однозначного чисел
Сравнение числовых выражений
1
Повторение
Исправление ошибок, решение примеров и
задач
1
Комбинирован-ный
1
Комбинирован-ный
Составление примеров по схемам и их
решение
Составление задач по картинкам и их решение
1
Комбинирован-ный
1
Комбинирован-ный
Решение примеров на нахождение суммы и
остатка по таблицам
Выполнение сложения чисел
1
Комбинирован-ный
Выполнение сравнения числовых выражений
106
Повторение
«Сложение
и 1
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд».
Обобщающий
Решение примеров и задач
107
Контрольная работа №6 по теме 1
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд».
Итоговый
Выполнение заданий на пройденную тему
108
Повторение
Исправление ошибок, решение примеров и
задач
109
Работа
над
ошибками. 1
Закрепление по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах 20
без пе-рехода через разряд».
Сложение вида 17+3 (10+7+3)
1
Изучение нового материала
110
Вычитание вида 20-4 (10+10-4)
Изучение нового
Определение
примеров
Определение
примеров
1
состава
чисел.
Решение
состава
чисел,
решение
111
Вычитание из круглых десятков
1
Комбинирован-ный
112
113
Вычитание вида: 16-3 (16-10-3)
Вычитание вида: 20-12 (20-10-2)
1
1
Изучение нового
Изучение нового
114
Решение при-меров на вычи- 1
тание двузнач-ного числа из
двузначного
Закрепление пройденного
Вычитание из круглых десятков двузначных
чисел
115
Контрольная работа №7 по теме
«Сложе-ние и вычи-тание в
преде-0лах 20 без пе-рехода
через разряд».
Работа
над
ошибками.
Закрепление
«Сложение
и
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд».
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
Сложение чисел, полученных
при измерении
Вычитание чи-сел, получен-ных
при изме-рении
Решение задач с вариантом –
дороже.
1
Итоговый
Выполнение заданий
1
Обобщение
знаний
116
и
Определение круглых десятков, решение
примеров
Работа по образцу
Вычитание из круглых десятков двузначных
чисел
систематизация Исправление ошибок, решение примеров и
задач
10
1
Изучение нового
Сложение именованных чисел
1
Изучение нового
Вычитание именованных чисел
1
Изучение нового
Решение задач с именованными числами
120
Решение задач с вариантом – 1
дешевле.
Изучение нового
Решение задач с именованными числами
121
Выполнение
действий
сло- 1
жения и вычи-тания в преде-лах
Повторение пройденного
Решение примеров
117
118
119
20
Проверочная работа №3 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд».
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложе-ние и
вычита-ние в пределах 20 без
перехода через разряд».
Построение отрезка больше
заданного и меньше заданного
Решение задач с вариантом
длиннее заданного
Решение задач с условием шире
1
Итоговый
Выполнение заданий
1
Обобщающий
Работа над исправлением ошибок
1
Изучение нового
Построение отрезков
Изучение нового
Решение задач
1
Изучение нового
Решение задач
2
1
1
10
Повторение изученного
Повторение изученного
Устный счет. Решение примеров и задач
Работа с циферблатами часов
129
Неделя
Мера времени – неделя
Мера времени – час
Повторение
пройденного
материала
Счёт по 2
1
Закрепление пройденного
128
129
130
131
Счёт по 5
Деление на 2 равные части
Геометричес-кие фигуры
Сложение в пределах 20
1
1
1
1
Закрепление пройденного
Закрепление пройденного
Повторение пройденного
Повторение пройденного
Счёт
предметов
парами,
прибавление
(убавление) по 2
Счёт предметов по 5, решение задач
Деление поровну предметов
Построение из фигур предметов
Решение примеров и задач
132
133
134
Вычитание в пределах 20
Решение задач в одно действие
Закрепление по теме «Сложение
и
вычи-тание
чисел
полученных при измерении»
Контрольная работа № 8 по теме
1
1
1
Повторение пройденного
Повторение пройденного
Обобщающий
Решение примеров и задач
Решение задач
Решение примеров и задач
1
Итоговый
Выполнение заданий
122
123
124
125
126
и уже
127
128
135
136
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд»
Работа над ошибками. Зак- 1
репление по те-ме «Сложение и
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд»
Обобщающий
Решение примеров и задач