Математика 2 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

УТВЕРЖДЕНО:
Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""
АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

Приказ № 162-од
от « 28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
(для обучающихся по адаптированным образовательным программам
для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 8.1)

Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 коррекционный
Количество часов: 136 часов

Составитель:
Аристова Галина Александровна,
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог высшей
квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой; 4
е издание. – М.: Просвещение, 2013г.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю и ориентирована на учебник Алышевой Т.В. «Математика».
Учебник для 2 класса вспомогательной школы М., «Просвещение», 2013г.
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией И.М.
Бгажноковой
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
1.Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о
геометрических фигурах.
2. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода с числами
3.Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел,
измерению величин.
Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной
области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
 Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
 Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (
по 3 по 4 не обязательно);
 Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных
чисел с двузначными возможна помощь учителя);













Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного
материала);
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно);
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника (возможна помощь учителя);
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.

Достаточный уровень:
 Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
 Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
 Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными);
 Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =;
 Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
 Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
 Определять время по часам с точностью до часа;
 Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и в два действия);
 Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
 Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
 Решать задачи в два действия;
 Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
 Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
 Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника;
 Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам)

Содержание учебного предмета.
Повторение. Первый десяток
Решение примеров на +и- в пределах 10. Задача и ее основные части.
Счет двойками, тройками, пятёрками.
Отношения «больше», «меньше», «равно».Сравнение чисел. Знаки <, >, =. Отрезок. Решение простых задач на сравнение.
Сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на «+» и «-».
Сравнение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Знаки <,>, =
Сравнение равных отрезков по длине. Построение отрезков равных по длине. Сравнение отрезков по длине.
Второй десяток.
Знакомство с десятками, единицами
Устная нумерация чисел в пределах 20.Письменная нумерация чисел в пределах 20. Числа от 11 до 20.Простые и составные
задачи.
Мера длины.
Понятие «дециметр». Сравнение отрезков. Построение отрезков заданной длины.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Увеличение числа на несколько единиц.
Задача, содержащая отношение «больше на».Уменьшение числа на несколько единиц. Решение и сравнение задач, содержащих
отношения «больше на», «меньше на».
Луч.
Знать понятие «луч».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Компоненты при сложении. Нахождение суммы. Сложение двузначного числа с однозначным числом. Компоненты при
вычитании. Нахождение разности. Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Приемы вычитания типа: 20 – 3, 17–
12, 20–14.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Действия с числами, полученными при измерении длины.
Действия с числами, полученными при измерении массы. Действия с числами, полученными при измерении ёмкости. Меры
времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Прибавление чисел. Состав чисел до 20. Решение примеров с помощью рисунка.

Решение примеров с помощью счётных палочек. Переместительное свойство сложения. Четырёхугольники: квадрат. Свойства
углов, сторон.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.
Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. Сложение и вычитание с
переходом через десяток. Треугольник: вершины, углы, стороны. Деление предметных совокупностей на 2 равные части.
Повторение.
Числовой ряд 1 – 20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел. Нахождение
неизвестного числа
Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих разделов и тем:
Краткое содержание раздела
1.Первый десяток. Повторение
2. Увеличение и уменьшение
несколько единиц
3.Меры длины

часы
числа

24
на 12

4. Второй десяток
5. Углы
6.Сложение чисел в пределах 20 без перехода
через десяток
7.Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении
8. Неделя
9. Повторение пройденного материала

5
45
2
26
10
2
10

Список литературы
1. «Математика» учебник для 2 класса вспомогательной школы. А.ААлышева.М. «Просвещение», 2013г.
2. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». М.Н.Перова, М.»Просвещение», 2013г.

Календарно – тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Кол-во
ча-сов

1

Первый десяток. Повторение
Представления о величине.

24
1

Сравнение
предметов
по
размеру
Сравнение предметов по массе
Количествен-ные
представления
Временные представления
Пространственные
представления
Отношения порядка следо-вания
Числовой ряд от 1 до 10
Свойства чисел в числовом ряду
Состав чисел в пределах 10
Знаки отношения: «больше»,
«меньше», «равно»
Сравнение чисел в пределах 10
Компоненты при сложении
Компоненты при вычитании
Сложение в пределах 10
Вычитание в пределах 10
Закрепление по теме «Сложение
и вычитание в пределах 10»
Число «0», как компонент
сложения

1

Форма контроля
ПР,КР,тесты
1 четверть

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дистанционное обучение

19
20
21
22

23

24

25
26
27
28
29
30
31

32

33

Сложение с числом 0
Вычитание с числом 0
Сложение и вычитание с «0»
Повторение по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Контрольная
работа
№1
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Работа
над
ошибками.
Закрепление
по
теме
«Сложение и вычитание в
пределах 10»
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Однозначные числа
Увеличение числа на несколько
единиц
Задачи на увеличение числа на
несколько единиц
Решение задач на увеличение
числа на не-сколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Задачи на уменьшение числа на
не-сколько единиц
Решение задач на увеличение и
уменьшение
на
несколько
единиц
Составление и решение задач по
картинке на увеличение и
уменьшение на несколько ед.
Меры времени - сутки.

1
1
1
1

1

1

12
1
1
1
1
1
1
1

1

1

34

35

36

37
38
39
40

41

42
43
44
45
46
47

Закрепление по теме «Увеличение и уменьше-ние на несколько единиц»
Проверочная работа №1 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 10»
Работа
над
ошибками.
Закрепление
по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах
10»
Меры длины
Прямая линия. Луч. Отрезок.
Мера
длины:
сантиметр.
Измерение отрезков
Дециметр. Закрепление по теме
«Меры длины»
Итоговая контрольная работа
№2 по темам «Сложе-ние и
вычита-ние в пределах 10»,
«Меры длины»
Работа
над
ошибками.
Закрепление по
пройденным
темам

1

Второй десяток
Второй десяток

45
1

Число 11 . Состав числа.
Число12. Состав числа
Число13. Состав числа.
Разряды чисел
Решение задач на уменьшение
на несколько единиц

1
1
1
1
1

1

1

5
1
1
1
1

1

2 четверть.

Решение задач на увеличение на
несколько единиц.
Числа 11-13
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания»
Контрольная работа №3 по теме
«Сложе-ние
десятка
с
однозначными числами».
Работа над ошибками. Знаки
сравнения

1

Комбинирован-ный

1
1

Повторительно-обобщитель-ный
Закрепление

1

Проверка знаний и умений

Выполнение заданий на пройденную тему

1

Повторение пройденного

1

Комбинирован-ный

54

Сравнение чисел
Числа в пределах 13
Число 14 Состав числа

Решение примеров и задач на темы на которые
были
допущены
ошибки
Определение
сравнение
Решение примеров на сравнение

1

Комбинирован-ный

Образование числа 14

55

Сравнение чисел

1

Комбинирован-ный

Решение примеров на сравнение

56

Нахождение суммы и остатка

1

Комбинирован-ный

Решение примеров на сложение и вычитание

57

Число15.
Числа от 1 до 15

1

Изучение нового

Образование числа 15

и 1

Комбинирован-ный

3 четверть.
Присчитывание и отсчитывание по 1

48
49
50

51

52

53

Решение примеров на увеличение и
уменьшение чисел
Решение примеров и задач
Устный счет. Работа с дидактическим
материалом

58

Счёт по 1 Увеличение
уменьшение числа на один

59

Сравнение чисел

1

Комбинирован-ный

Соединение чисел знаками =, >,<

60

Решение задач в одно действие

1

Комбинирован-ный

Работа над решением задач

61

Порядковый счёт до 15

1

Комбинирован-ный

Счёт предметов по порядку следования

62

Выполнение действий сложения 1
и вычитания

Комбинирован-ный

Решение примеров

63

Случаи сложе-ния и вычита-ния
двузнач-ного и одноз-начного
чисел
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания»
Контрольная работа №4 по теме
«Сложе-ние
десятка
с
однозначными числами и соответствующие случаи вычитания».
Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Сложение десятка с однозначными
числами и со-ответствующие
случаи вычи-тания».

1

Комбинирован-ный

Решение примеров
убавление чисел по 1

1

Комбинирован-ный

Устный счет. Работа по карточками

1

Проверка и коррекция знаний и Выполнение заданий на пройденную тему
умений

1

Повторительно-обобщающий

Решение примеров и задач на повторение

Однозначные, двузначные числа
Решение задач в одно действие
Выполнение действий сложения
и вычитания
Решение задач с недостающи-ми
данными
Число16. Сравнение чисел

1
1
1

Изучение нового материала
закрепление пройденного
Комбинирован-ный

1

Комбинирован-ный

1

Комбинирован-ный

Определение терминов
Составление по картинкам и их решение
Решение примеров с однозначными и
двузначными числами
Постановка недостающих данных и решение
задачи
Образование числа 16

их 1

Комбинирован-ный

Запись задач и их решение

64

65

66

67
68
69
70
71
72

Запись задач
решение

кратко

и

на

прибавление

и

73

Решение при-меров на сло- 1
жение и вычи-тание однозначных и двуз-начных чисел

Комбинирован-ный

Выполнение действий – прибавление и
убавление однозначных и двузначных чисел

74

Закрепление

75

Вычитание из
двузначного 1
числа одно-значного
Число 17
1

Комбинирован-ный

Решение примеров с вычитанием чисел из
двузначных однозначных и двузначных
Образование числа 17

76

Число 18

1

Комбинирован-ный

Образование числа 18

77

Число 19

1

Комбинирован-ный

Образование числа 19

78

Число 20

1

Комбинирован-ный

Образование числа 20

79

Вычислитель-ные приемы при 1
помощи счет

Комбинирован-ный

Откладывание на счётах чисел и прибавление

80

Числовой ряд от 1 до 20

1

Комбинирован-ный

Количественный подсчёт предметов

81

Сравнение чисел

1

Комбинирован-ный

Соединение знаками сравнения

82

Составление и решение задач с 1
недостающи-ми числами

Комбинирован-ный

Постановка недостающего числа и решение
задач

83

Выполнение действий сложения 1
и вычитания
Составление примеров и их 1
решение
Именованные числа. Сравнение 1

Комбинирован-ный

Решение примеров на увеличение
уменьшение чисел
Работа по составлению примеров

Контрольная работа №5 по теме 1
«Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц».

Обобщительный

84
85
86

Комбинирован-ный
Комбинирован-ный

и

Определение именованных чисел и их
сравнение
Выполнение заданий на пройденную тему

1

Повторение пройденного

Выполнение заданий

2
1
1
26

Изучение нового
Комбинирован-ный

Определение – углы, прямой угол
Определение острый, тупой углы

1

Изучение нового материала

91

Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Увеличение и умень-шение числа на
несколько еди-ниц».
Углы
Прямой угол
Углы: острый и тупой
Сложение чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Сложение чисел в пределах 20
без перехода через десяток
Решение задач в одно действие

1

Комбинирован-ный

Решение примеров на сложение без перехода
через разряд
Запись задач кратко и их решение

92

Отсчитывание по 1-5

1

Закрепление пройденного

93

Решение задач с недостаю-щими 1
данными

Комбинирован-ный

94

Переместительное
слагаемых
Прибавление
к
меньшее

Изучение нового

Решение разных видов примеров

Закрепление пройденного

Решение примеров

1

Закрепление пройденного

Решение примеров с отношениями –на больше

1

Обобщающий

Решение задач

1

Закрепление

Устный счет. Работа по карточкам.

1

Итоговый

Выполнение заданий

87

88
89

90

95

96
97
98

99

свойство 1
большему 1

Отношения «на больше» «на
меньше»
Решение задач с отношениями:
«на меньше»«больше»
Закрепление по теме «Сложение
и вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд»
Проверочная работа №2 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через

Решение примеров на вычитание без перехода
через разряд
Подстановка недостающих данных и решение
задач

100

101
102
103
104
105

разряд с числами, полу-ченными
при измерении».
Работа
над
ошибками.
Закрепление по теме «Сложение и вычита-ние в пределах 20
без перехода через разряд».
Составление и решение примеров
Составление и решение задач по
картинкам
Выполнение
действий
сложения и вычитания
Сложение
двузначного
и
однозначного чисел
Сравнение числовых выражений

1

Повторение

Исправление ошибок, решение примеров и
задач

1

Комбинирован-ный

1

Комбинирован-ный

Составление примеров по схемам и их
решение
Составление задач по картинкам и их решение

1

Комбинирован-ный

1

Комбинирован-ный

Решение примеров на нахождение суммы и
остатка по таблицам
Выполнение сложения чисел

1

Комбинирован-ный

Выполнение сравнения числовых выражений

106

Повторение
«Сложение
и 1
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд».

Обобщающий

Решение примеров и задач

107

Контрольная работа №6 по теме 1
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд».

Итоговый

Выполнение заданий на пройденную тему

108

Повторение

Исправление ошибок, решение примеров и
задач

109

Работа
над
ошибками. 1
Закрепление по теме «Сложение и вычи-тание в преде-лах 20
без пе-рехода через разряд».
Сложение вида 17+3 (10+7+3)
1

Изучение нового материала

110

Вычитание вида 20-4 (10+10-4)

Изучение нового

Определение
примеров
Определение
примеров

1

состава

чисел.

Решение

состава

чисел,

решение

111

Вычитание из круглых десятков

1

Комбинирован-ный

112
113

Вычитание вида: 16-3 (16-10-3)
Вычитание вида: 20-12 (20-10-2)

1
1

Изучение нового
Изучение нового

114

Решение при-меров на вычи- 1
тание двузнач-ного числа из
двузначного

Закрепление пройденного

Вычитание из круглых десятков двузначных
чисел

115

Контрольная работа №7 по теме
«Сложе-ние и вычи-тание в
преде-0лах 20 без пе-рехода
через разряд».
Работа
над
ошибками.
Закрепление
«Сложение
и
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд».
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
Сложение чисел, полученных
при измерении
Вычитание чи-сел, получен-ных
при изме-рении
Решение задач с вариантом –
дороже.

1

Итоговый

Выполнение заданий

1

Обобщение
знаний

116

и

Определение круглых десятков, решение
примеров
Работа по образцу
Вычитание из круглых десятков двузначных
чисел

систематизация Исправление ошибок, решение примеров и
задач

10
1

Изучение нового

Сложение именованных чисел

1

Изучение нового

Вычитание именованных чисел

1

Изучение нового

Решение задач с именованными числами

120

Решение задач с вариантом – 1
дешевле.

Изучение нового

Решение задач с именованными числами

121

Выполнение
действий
сло- 1
жения и вычи-тания в преде-лах

Повторение пройденного

Решение примеров

117
118
119

20
Проверочная работа №3 по теме
«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд».
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложе-ние и
вычита-ние в пределах 20 без
перехода через разряд».
Построение отрезка больше
заданного и меньше заданного
Решение задач с вариантом
длиннее заданного
Решение задач с условием шире

1

Итоговый

Выполнение заданий

1

Обобщающий

Работа над исправлением ошибок

1

Изучение нового

Построение отрезков

Изучение нового

Решение задач

1

Изучение нового

Решение задач

2
1
1
10

Повторение изученного
Повторение изученного

Устный счет. Решение примеров и задач
Работа с циферблатами часов

129

Неделя
Мера времени – неделя
Мера времени – час
Повторение
пройденного
материала
Счёт по 2

1

Закрепление пройденного

128
129
130
131

Счёт по 5
Деление на 2 равные части
Геометричес-кие фигуры
Сложение в пределах 20

1
1
1
1

Закрепление пройденного
Закрепление пройденного
Повторение пройденного
Повторение пройденного

Счёт
предметов
парами,
прибавление
(убавление) по 2
Счёт предметов по 5, решение задач
Деление поровну предметов
Построение из фигур предметов
Решение примеров и задач

132
133
134

Вычитание в пределах 20
Решение задач в одно действие
Закрепление по теме «Сложение
и
вычи-тание
чисел
полученных при измерении»
Контрольная работа № 8 по теме

1
1
1

Повторение пройденного
Повторение пройденного
Обобщающий

Решение примеров и задач
Решение задач
Решение примеров и задач

1

Итоговый

Выполнение заданий

122

123

124
125
126

и уже

127
128

135

136

«Сложе-ние и вычита-ние в
пределах 20 без перехода через
разряд»
Работа над ошибками. Зак- 1
репление по те-ме «Сложение и
вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд»

Обобщающий

Решение примеров и задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».