Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от « 28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью Уровень образования: начальное общее образование Класс: 1В Количество часов: 99 часов Разработчик: учитель начальных классов Аристова Галина Александровна Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии: - учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е классы (I вариант); - на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.Воронковой.-М., 2010 г. Цель учебного предмета «Чтение» - формирование первоначальных основ навыка чтения текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию. Задачи учебного предмета «Чтение»: - прививать интерес к чтению как средству познания мира и самого себя; - учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; - уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки; - улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность. - формировать положительные нравственные качества и свойства личности. Обучение грамоте в специальных (коррекционных) классах осуществляется в течение всего года. Обучение ведётся звуковым аналитикосинтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Основные задачи добукварного периода: - подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; - привить интерес к обучению; - выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух – трёх слов), на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. В специальных (коррекционных) образовательных классах изменён (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их аналитико – синтетической деятельности. 2 Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие её общей формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги – слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» составлена в соответствии с Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы» под. ред. В.В. Воронкова, СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2010 Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане На изучение предмета «Чтение» в 1 классе отводится 3 часа в неделю и 99 часов в год. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» в 1 классе Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением; осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного обучения; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Предметные результаты Обучающиеся должны уметь: 1. Различать звуки на слух и в произношении. 2. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. 3 3. Осознанно, правильно плавно читать по слогам слова, предложения, короткие букварные тексты. 4. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. 5. Пересказывать текст или часть текста под руководством учителя. 6. Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ. 7. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного с опорой на иллюстративный материал. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» Минимальный уровень: - чтение текста вслух по слогам; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений. Достаточный уровень: - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя; иллюстрацию; - выразительное чтение наизусть 3-4 стихотворений. Содержание учебного предмета «Чтение» в 1 классе № Раздел 1. Формирование учебного поведения 2. Диагностика Содержание Добукварный период Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Школьные вещи», «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе, их назначение», «Семья», «Утро школьника», «Окружающий меня мир». Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4 3. Развитие устной речи Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания;слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Совершенствование произношения. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта. 4. Развитие слухового Различение звуков окружающей действительности, внимания, узнавание их. Определение источника звука: «Кто фонематического позвал?», «По звуку отгадай предмет»; направление слуха. (как этап звука «Укажи, где пищит мышка»; силы звука: каждого урока) «Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков» и т.д. Имитация голосов животных (кто как голос подает), Звуковой анализ узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь, р-рр – рычит собака и др. Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет») Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раздва-три – без ошибок повтори: дом-дым, удочкауточка, бабушка-бабочка. Выделение слова в ряде предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. 5 5. Изучение букв 1-й этап. звуков Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, Запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений: (На полке мишка. На полу мышка. У веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): И-ра, А-ля, Ва-ся. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: мана, са-за, и т. д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте» и т. д. Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок. Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, дт, з-с, с-ш и т. д. Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, о, у, м, н, с в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки. Букварный период и Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком 6 2-й этап. 3-й этап. 4-й этап. положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом, сыр, нос, шар). Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: з-с, д-т, б-п (бочкапочка, коса-коза). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: (ф) – (в), (с) – (ц), (ч) 7 – (щ); ма-мя, су-цу, цвет-свет. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы. 8 Календарно- тематическое планирование № Тема урока Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Знакомство с классом. Беседа о начале учебного года. Школьные вещи. Семья. Знакомство детей с составом семьи. Игрушки. Понятие «слово». Предложение. Составление и анализ предложений. Утро школьника Составление и анализ предложений. Сад – сбор урожая. Понятия «слог» и «часть слова». Беседа на тему: «Огород». Работа над словом. Деление слов на слоги. Составление рассказа. Понятие «звук». Выделение из слова звук [а]. Выделение звука [а] в начале слова. Выделение звука [у] из слова. Выделение звука [м] из слова. Рассказ и работа над сказкой «Колобок». Рассказ и работа над сказкой «Репка». Звук и буква А, а. Звук и буква У, у. Слова ау, уа. Звуко – буквенный анализ слов. Составление слов из разрезной азбуки. Звук и буква М, м. Обратные слоги ам, ум. Звуко – буквенный анализ слов. Составление и чтение прямых открытых слогов ма, му. Звуко – буквенный анализ слогов ам – ма, ум – му. Звук и буква О, о. Составление и чтение слогов ом – мо. Звукобуквенный анализ слогов. Упражнения в составлении и чтении слогов ам – ма, ум – му, ом – мо. Составление и чтение слова «мама» и предложений с этим словом. Звук и буква С, с. Составление и чтение слогов и слов с буквой С, с. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение предложений. Звук и буква Х, х. Составление и чтение слогов с буквой х. 9 Повторение пройденных звуков и букв. Звук и буква Ш,ш. Составление и чтение слогов с буквой ш. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Развитие речи Дистанционное обучение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 53 54 Дифференциация звуков [с] – [ш]. Составление и чтение слогов с буквами с, ш. Звук и буква Л, л. Составление и чтение слогов с буквой л. Чтение односложных слов с изученными буквами. Звук и буква ы. Чтение слогов с буквой ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чтение предложений. Звук и буква Н, н. Составление и чтение слов и предложений с буквой н. Составление и чтение слов и предложений с буквой н. Составление и чтение слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Р, р. Составление и чтение слогов с буквой р. Дифференциация звуков [р] – [л]. Чтение слов и предложений. Звук и буква К, к.Составление и чтение слогов с буквой к. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква П, п. Составление и чтение слов с буквой п. Составление и чтение слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Т, т. Составление и чтение слогов с буквой т. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква И, и. составление и чтение слов с буквой и. Составление и чтение слов и предложений с изученными буквами. Повторение изученного материала. Повторение изученных букв. И – как отдельное слово. Чтение предложений с этим звуком. Звук и буква и как показатель мягкости согласных. Закрепление пройденного материала. Дифференциация ы-и. Звук и буква З,з. Составление и чтение слогов с буквой з. Чтение слогов и слов с буквой З, з в твердом и мягком варианте. Дифференциация букв и звуков [з] - [с]. Звук и буква В, в. Составление и чтение слогов с буквой в. Чтение слов с буквой в. 55 56 57 Звук и буква Ж, ж. Составление и чтение слогов с буквой ж. Чтение слогов и слов с буквой Ж, ж. Дифференциация букв и звуков [ж] – [ш]. Чтение слов и предложений с данными буквами. 1 1 1 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 10 1 1 1 1 1 2 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 Сочетание жи – ши. Звук и буква Б,б.Чтение слогов с буквой б. Чтение слогов и слов с буквой Б,б. Дифференциация букв и звуков [б] – [п]. Звук и буква Г, г. Чтение слогов с буквой Г, г. Чтение слогов и слов с буквой Г, г. Дифференциация букв и звуков [г] – [к]. Звук и буква Д, д.Чтение слогов с буквой Д, д. Чтение слогов и слов с буквой Д, д. Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Дифференциация букв и звуков [д] – [т]. Звук и буква Й, й. Чтение слов, предложений и текстов с заданной буквой. Дифференциация букв и звуков [й] – [и]. Мягкий знак – ь. ь – показатель мягкости согласных в конце слова. Разделительный ь. Составление и чтение слов со стечением двух согласных в начале слова. Составление и чтение слов со стечением двух согласных на конце слова. Звук и буква Е, е. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Е, е. Буква е как показатель мягкости согласных. Звук и буква Ё, ё. Чтение и составлениеслогов, слов с буквой ё в начале слова. Буква ё как показатель мягкости согласных. Составление и чтение слов с буквой ё после согласных. Чтение предложений с изученными буквами. Звук и буква Я, я. Чтение слогов с буквой я. Буква я – показатель мягкости согласных. Чтение слов и предложений, коротких текстов с буквой я. Звук и буква Ю, ю. Чтение слогов с буквой ю. Чтение слов и предложений с буквой Ю, ю. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов с твердыми и мягкими согласными. Чтение рассказа с изученными буквами. Звук и буква Ц, ц. Чтение слогов. Чтение и разбор слов с буквой Ц, ц. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 Чтение предложений с буквой Ц, ц. Звук и буква Ч, ч. Чтение слогов и слов. Чтение предложений и рассказов с буквой Ч, ч. Чтение слов и предложений со слогами ча, чу. Чтение и разбор сказки «Курочка Ряба». Звук и буква Щ, щ. Чтение слогов и слов. Чтение слов и предложений с буквами ц, ч, щ. Слоги ща, щу. Слова и предложения с данными слогами. Дифференциация слогов: ча – ща, чу – щу. Звук и буква Ф, ф. Чтение слогов и слов с буквой ф. Дифференциация букв и звуков [в] – [ф]. Звук и буква Э, э. Чтение слогов и слов с данной буквой. Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации Чтение слов и предложений с разделительным твердым знаком Закрепление изученного материала. 2 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по учебному предмету «Чтение» в 1 классе Материально – техническое обеспечение: -компьютер; - проектор; -интерактивная доска; -индивидуальный раздаточный материал и дидактический материал; -разрезная азбука; -лента букв; -алфавит; -презентационные материалы; -демонстрационные карточки печатных и письменных букв; -магнитная азбука; -таблицы по развитию речи. Учебно–методическое обеспечение: Учебник «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина М.: Просвещение, 2016. 13