Русский язык 3-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АГО
«АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 162-од
от « 28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых

Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 1-4 классов

п. Арти
2020 год

Пояснительная записка

I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в
соответствии c требованиями основных нормативных документов, которыми должен
руководствоваться учитель начальных классов при реализации ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования/Минобрнауки РФ – Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Учебный план ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
АООП обучающихся с УО.
С Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3;
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от
19.12.2014 №1599).
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом
особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с
ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: Русский
язык» 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, в 2-х частях, Москва, «Просвещение»,
2018г
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными
задачами являются:
-Закреплять умение писать буквы
-Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и
различия в составе слова, определять последовательность звук в слове
-Формировать умение выделять гласные и согласные звуки из слов в начале, середине и
конце.
-Развить написание слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении
артикуляции и т.д.
-Формировать умение составлять по заданию предложения, выделять предложения из
речи и текста
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
Система оценки результатов:
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего предмета русского языка в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными работами (диктант, комбинированное списывание).
Планируемые результаты

Личностные результаты.
3 класс.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4 класс
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
3 класс
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое
высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой
материал, давать простейшие объяснения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
4 класс

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить
речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный
языковой материал, давать простейшие объяснения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
3 класс
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов.
Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между
словами по вопросам.
Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать
звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
4 класс

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи
между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (35-40 слов).
Описание места учебного предмета «Русский язык»
Разделы и темы
Добукварный период
Букварный период (4 этапа)
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение
Итого

1класс
15 ч
84 ч
----------99 ч

Количество часов
2 класс
3 класс
4 класс
------------9ч
9ч
6ч
39 ч
16 ч
36 ч
30 ч
50 ч
28 ч
16 ч
10 ч
20 ч
8ч
17 ч
12 ч
102 ч
102 ч
102 ч

Всего
15 ч
84 ч
24 ч
91 ч
108 ч
46 ч
37 ч
405 ч

Содержание программы
1 класс

Программа
состоит
из
соответствующих добукварному и букварному периодам.

двух

разделов,

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Основные
задачи добукварного периода: подготовить обучающегося к овладению первоначальными
навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и
речевого
развития
каждого
ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у ребёнка общеречевых навыков,
по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации
дидактических
игр
и
игровых
упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Обучающийся учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции
(сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные
упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Ученик, у которого обнаруживается грубое
нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой
для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей

действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и
т. д. Обучающийся практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он
учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять
отдельные
звуки
в
начале
слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени
направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения,
к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного
восприятия напечатанных или написанных слов. Обучающийся учится различать
геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок,
геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном
направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному
учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающегося к обучению
письму. Ученик приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и
раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки,
напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке
учащегося к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического
развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
К концу добукварного периода обучающийся должен уметь делить предложения (из
двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов,
владеть графическими навыками. В процессе обучения выясняется уровень общего и
речевого развития обучающегося, специфические затруднения, которые необходимо
учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у обучающегося формируется звукобуквенный
анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте
являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В адаптированных общеобразовательных программах VIII вида несколько изменен (по
сравнению с общеобразовательной программой) порядок изучения звуков, букв и слоговых
структур. Он является наиболее доступным умственно отсталому школьнику, так как
учитывает особенности его аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию
смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с
другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые
слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после
них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и
буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других
игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание
уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения
понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам
анализа.
При обучении письму важно научить ребёнка правильному начертанию букв и
соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений
опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и
составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе по

адаптированной общеобразовательной программе VIII вида обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки,
которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые
таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
2 класс
Повторение
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов
на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их различение. Согласные звонкие и глухие,
артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их
различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с
гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их
различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю,
я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Слово
Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто?
что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы;
рама — рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка,
сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства
(стакан — кружка, кушетка — диван); различение слов по их отношению к родовым
категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что
делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос
подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а
рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами,
обозначающими предметы).
Предлог как отдельное слово (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к
которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание
прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по
картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двухтрех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в
слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в
соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.
Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по
структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с
произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание
предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов,
начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под
руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными
рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных
вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с
чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь

Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе
демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную
тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление
предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное
высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
3 класс
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме
вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого?
чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква
в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое?
какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств),
сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень
твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами
(с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.

Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений
с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого?
или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с
предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких
случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений,
сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа
письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание
сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и
предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по
указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
4 класс
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме
вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на
слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при

обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и
середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные.
Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и
глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка
написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах
в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому?
чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.
Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к
данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова,
обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного
предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих
признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по
ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь
черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со
словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о
(об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем,
данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство с построением простого
предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого?
или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому?
чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа
(кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление
предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить
на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких
случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с
последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа
письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1-я
группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д,
з;4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:1-я группа — И,
Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;4-я
группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии
с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное
списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением
изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в
предложении.
Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п

Тема урока

Русский язык
Количество Контрольные
часов
работы

Повторение 9 ч
1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Предложение.
Выборочное написание
предложений о
предмете.
Дополнение
предложений
подходящими по смыслу
словами.
Работа с
деформированным
предложением.
Составление
предложений по
опорным картинкам.
Расчленение сплошного
текста на предложения.
Составление
предложений, используя
вопросы.
Контрольный работа
«Составление
предложений»
Деление текста на
предложения.
Звуки и буквы 16 ч
Определение звуков и
букв.
Слова сходные по
звучанию.
Сходные по буквам
слова.
Алфавит (порядок букв
в русском языке).
Расположение слов в
алфавитном порядке.
Знакомство с книгой
«Орфографический

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

*

Развитие речи

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.

35.

словарь для
школьников».
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и
буквы.
Сопоставление гласных
и согласных звуков.
Слогообразующая роль
гласных.
Деление слова на слоги.
Гласные буквы И, Е.
Гласные буквы Ё, Ю.
Гласные буквы Я, Э.
Ударение в слове. Знак
ударение.
Гласные ударные и
безударные.
Контрольный диктант.
Слово 50 ч
Упражнения в
постановке ударения в
словах.
Ударение в словахомографах (замок –
замок).
Постановка ударения в
двусложных и
трёхсложных словах.
Слог как часть слова.
Слогообразующая роль
гласных.
Деление слов на слоги.
Перенос части слова при
письме.
Правило переноса, где
слог – гласная буква.
Твердые и мягкие
согласные (понятие).
Различение твердых и
мягких согласных при
обозначении мягкости
гласными е, ё, ю, я, и.
Упражнения в
написании слов с
твердыми и мягкими
согласными.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

*

36.

37.
38.

39.
40.
41.
42.

43.
44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

Мягкий знак на конце
слова. Образование слов
с мягким знаком.
Мягкий знак в середине
слова.
Мягкость согласных
перед гласными и, ю, я,
е, ё и буквой ь.
Правописание жи – ши.
Правописание ча – ща.
Правописание чу – щу.
Правописание слов с
непроверяемыми
написаниями в корне.
Парные звонкие и
глухие согласные.
Различие слов с
парными звонкими и
глухими согласными БП, Д -Т, К-Г.
Произношение и
правописание слов с
парными согласными Ж
– Ш, З-С, В-Ф.
Парные звонкие и
глухие согласные в
середине слова.
Звонкие и глухие
согласные на конце
слова.
Сопоставление
согласных букв на конце
слова и перед гласными
в форме одних и тех же
слов. Самостоятельная
работа
Объяснения в написании
слов со звонкой и глухой
согласной на конце.
Проверка написания
путём изменения формы
слова (гриб - грибы).
Написание звонких и
глухих согласных на
конце слова.
Понятие о
разделительном мягком
знаке.

1

1
1

1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

*

53.

54.

55.

56.
57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Правило переноса слов с
разделительным «Ь»
знаком.
Разделительный мягкий
знак в словах,
обозначающих много
предметов.
Правописание слов с
разделительным Ь
знаком.
Слова, обозначающие
названия предметов.
Классификация слов и
постановка вопросов к
словам кто это? что это?
Изменение слов,
обозначающих названия
предметов, по числам.
Изменение слов,
обозначающих названия
предметов, по вопросам.
Большая буква в именах,
фамилиях людей и
кличках животных.
Большая буква в
названиях городов, сел,
деревень, улиц.
Понятия о словах,
обозначающих действие,
умение находить их в
тексте. Самостоятельная
работа.
Вопросы что делает? что
делал? что будет делать?
Дописывание
предложений.
Вопросы: что сделал?
что сделает? Постановка
вопросов.
Изменение слов,
обозначающих действия,
по числам.
Подбор к данному
предмету ряда действий
и определение предмета
по ряду действий.
Согласование со словом,
обозначающим предмет
и действие предмета.

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

*

68.

69.

70.

71

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

Понятия о словах,
которые обозначают
названия признаков.
Подбор и называние
ряда признаков (качеств)
данного предмета и
определение предмета
по ряду признаков.
Сравнивание двух
предметов по их
качествам(снег белый, а
уголь чёрный)
Согласование слов,
обозначающих признаки
со словами,
обозначающие название
предметов.
Согласование слов,
обозначающих признаки
со словами,
обозначающие название
предметов.
Понятие о предлоге.
Правописание
предлогов.
Понятие о предлоге.
Правописание
предлогов.
Контрольный диктант
«Правописание
предлогов».
Предложение 10 ч
Согласование слов в
предложении.
Составление
предложений с
употреблением
родительного (Кого?
Чего?) падежа
Согласование слов в
предложении.
Составление
предложений с
употреблением
родительного (Кого?
Чего?) падежа
Составление
предложений с
употреблением

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

*

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.
87.
88.
89.
90.

винительного (Кого?
Что?) падежа
Согласование слов в
предложении.
Составление
предложений с
употреблением
родительного (Кого?
Чего?) падежа
Составление
предложений с
употреблением
дательного(Кому?
Чему?) падежа.
Составление
предложений с
употреблением
дательного(Кому?
Чему?) падежа.
Составление
предложений с
употреблением
творительного(Кем?
Чем?) падежа
Составление
предложений с
употреблением
предложного ( О ком? О
чём?) падежа
Составление
предложений из слов,
данных в начальной
форме (столяр, строгать,
доска)
Составление
предложений из слов,
данных в начальной
форме. Самостоятельная
работа
Повторение 17 ч
Повторение по теме
«Звуки и буквы»
Повторение по теме
«Звуки и буквы»
Повторение по теме
«Звуки и буквы»
Повторение по теме
«Звуки и буквы»
Повторение по теме
«Слово»

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

*

Повторение по теме
«Слово»
92. Повторение по теме
«Слово»
93. Повторение по теме
«Слово»
94. Повторение по теме
«Слово»
95. Повторение по теме
«Слово»
96. Повторение по теме
«Слово»
97. Повторение по теме
«Слово»
98. Большая буква в именах
людей.
99. Большая буква в
кличках животных.
100. Согласование слов в
предложении.
101. Согласование слов в
предложении.
102. Итоговый урок
91.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 4 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Русский язык
Тема урока
Количество Контро Развитие
часов
льные
речи
работы
Повторение 6 ч
Предложение. Выражение в
1
предложении законченной мысли.
Связь слов в предложении. Входной
1
1
контрольный диктант
Составление предложений с
1
употреблением слов в косвенных падежах
по вопросам.

Работа над деформированным
предложением.
Дополнение предложений словами.
Р.р. Работа с текстом. Запись рассказа
по плану.
Звуки и буквы 36 ч
Алфавит. Р.р. Составление рассказа
по серии картинок.
Мягкий знак обозначает мягкость
согласного.

1
1
1

1
1

1

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Мягкий знак на конце и в середине
слова. Мягкие согласные.
Мягкий знак на конце и в середине
слова. Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь перед гласными
е,ё,ю,я,и.
Употребление ь в конце и в середине
слова.
Деление на слоги слов с ь. Р.р.
Письменные ответы на вопросы.
Сочетания гласных с
шипящими. Гласные после
шипящих.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Р.р. Составление рассказа по плану и
данным предложениям.
Диктант по теме «Гласные после
шипящих».
Парные звонкие и глухие согласные
на конце слова. Проверка написания
путём изменения формы слова и
подбора родственных слов
Парные звонкие и глухие согласные в
середине слова.
Проверка написания парных
согласных в середине слова.
Проверка и написание слов с парными
звонкими и глухими согласными на
конце и в середине слова.
Контрольный диктант за 1 четверть
Работа над ошибками
Упражнение в написании слов с парными
звонкими и глухими согласными на конце
и в середине слов.
Объяснение написания парных согласных
на конце и в середине слова.

1
1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
*

1

1
1
1

1
1
1
1

Р.р Составление текста
поздравительной открытки.
Р.р. Составление рассказа поданному
началу и концу.

1

1

1

1

Ударные гласные. Ударение в слове.

1
1

Ударные и безударные гласные.
Закрепление.
Правописание безударных гласных.
Правописание безударных гласных.
Р.р. Ответы на вопросы по тексту.

1
1

1

Проверка безударных гласных.
Проверка написания слов с
безударной гласной.
Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Составление рассказа по картинке.
Диктант по теме «Правописание
безударных гласных».
Непроверяемые безударные гласные.
Непроверяемые безударные гласные.
Закрепление.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные

1
1

40.

Словарный диктант по теме Безударные
гласные

1

41.

Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Р.р. Описание котёнка.
Слово 28 ч
Слова, отвечающие на вопросы кто?
что? Изменение слов, обозначающих
предметы.
Изменение окончаний слов,
обозначающих предметы.
Слова, обозначающие названия
действий.
Слова, обозначающие действия
предметов.

1

1

1

1

Контрольный диктант по теме
«Предложение»

1

Слова, обозначающие названия
предметов и их действий. Р.р.
Описание квартиры.
Слова, обозначающие названия
признаков.
Слова, обозначающие названия
признаков отвечают на вопросы
какой? какая? какие? какой?.
Изменение слов, обозначающих
признаки предметов.
Слова, обозначающие названия
признаков предметов. Подбираем
признаки родному краю.
Контрольный диктант по теме Слова,
обозначающие предметы, признаки,
действия

1

33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.

42.
43.

44.
45.
46.
3ч
47.
48.

49.
50.

51.
52.

53.

1

1

1

*

1
1
1

1

1
1
1
*
1

1
1

1
1

1

1

54.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

Общее понятие об именах
собственных. Имена собственные
пишутся с большой буквы.
Употребление заглавной буквы при
написании имён собственных.
Закрепление изученного об именах
собственных. Р.р. Адрес на конверте.
Раздельное написание предлогов со
словами.
Упражнения в раздельном написании
предлогов со словами.
Урок-игра. Закрепление изученного о
предлогах.
Диктант по теме ««Имена
собственные. Предлоги».
Понятие о разделительном ъ.
Упражнение в написании слов с
разделительным ъ.
Понятие о родственных словах.
Общая часть родственных слов корень.
Единообразное написание корня в
однокоренных словах.
Подбор однокоренных слов.
Нахождение в словах корня, подбор
родственных слов.
Р.р. составление рассказа по серии
картинок, началу и опорным словам.
Закрепление знаний о родственных
словах.
Диктант по теме «Родственные
слова».
Предложение 20 ч
Предложение как единица речи.
Деление текста на предложения.
Упражнение в составлении и записи
предложений.
Предложение выражает законченную
мысль.
Контрольный диктант по теме
Предложение
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Закрепление.
Закрепление изученного о
предложении.
Знаки препинания в конце
предложения.

1

1
1

1

1
1
1
1

*

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

*

1
1
1
1
1
1
1
1

*

Вопросительный знак в конце
предложения. Закрепление.
80. Знаки препинания в конце
предложения. Р.р.Письмо маме.
81. Знаки препинания в конце
предложения.
82. Диктант по теме Знаки препинания
83. Название действия – сказуемые.
84. Сказуемые – главный член
предложения.
85. Подлежащее – главный член
предложения.
86. Подлежащее и сказуемое – главные
члены предложения.
87. Закрепление знаний о главных словах
в предложении. Второстепенные
члены предложения.
88. Главные и второстепенные слова в
предложении.
89. Р.р. Составление текста по вопросам и
опорным словам.
90. Диктант по теме «Главные и
второстепенные члены предложения».
Повторение 12 ч
91. Р.р. работа с деформированным
предложением. Родственные слова.
92. Правописание безударных гласных.
93. Непроверяемые безударные гласные.
94. Парные звонкие и глухие согласные.
95. Закрепление изученного о безударных
гласных, звонких и глухих согласных.
96. Контрольная диктант за год.
97. Главные и второстепенные члены
предложения.
98. Закрепление знаний о главных и
второстепенных членах предложения.
99. Дополнение предложений
второстепенными словами.
100. Р.р. Письменные ответы на вопросы.
Весенние цветы родного края
101. Знаки препинания в конце
предложения.
102. Р.р. Описание весны по плану.
79.

1
1

1

1
1
1
1

*

1
1
1

1
1
1

1
*

1

1

1
1
1
1
1
1

*

1
1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».