Русский язык 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
Подписан: Голых Ольга
Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 6""", G=Ольга Александровна,
SN=Голых, CN=Голых Ольга
Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 162-од
от « 28» августа 2020 года
Директор школы
____________ О. А. Голых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
для детей с умственной отсталостью

Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1В
Количество часов: 99 часов

Разработчик: учитель начальных классов
Аристова Галина Александровна

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся 1 коррекционного класса разработана в соответствии:
- учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е
классы (I вариант);
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1)
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы.
/ Под редакцией
В.В.Воронковой.-М., 2010 г.
Цель учебного предмета «Русский язык» развитие устной и
письменной речи, формирование практически значимых орфографических и
пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических
функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.
Задачи учебного предмета «Русский язык»:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их
пониманию текст;
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- повысить уровень общего развития обучающихся;
- формировать нравственные качества школьников.
Обучение русскому языку
в специальных (коррекционных)
образовательных классах осуществляется в 1 классе в течение всего учебного
года. Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом и делится
на два периода: добукварный и букварный.
В процессе обучения грамоте в добукварный период учащиеся
подготавливаются к овладению первоначальными навыками письма,
происходит привитие интереса к обучению, ведётся работа по
совершенствованию пространственной ориентировки, развитию мелкой
моторики пальцев рук.
В букварный период формируется звукобуквенный анализ и синтез как
основа овладения письмом. Материалом для письма являются элементы букв,
буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Тематический план определяет порядок и последовательность изучения
предмета, темы.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на
основе
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIIIвида под редакцией В. В. Воронковой(М., Просвещение, 2010
2

г.)и учебника В. В. Воронковой, И. В. Коломыткиной «Букварь» (М.,
Просвещение, 2016 г.)
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 3 часа в
неделю и 99 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» в 1 классе
Личностные результаты:
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности
на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
совместно с учителем оценивать результаты своих действий и
действий одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную
задачу;
ориентироваться на странице в тетрадях, прописях, альбомах;
с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые
в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
под руководством учителя работать с информацией, представленной
в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации
в прописях, тетрадях и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения
(нескольких предложений);
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.

3

Предметные результаты:
иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
различать и узнавать звуки окружающей действительности;
дифференцировать неречевые и речевые звуки;
иметь практические умения работать с языковыми единицами
(буква, слово, предложение);
уметь работать с условно-графическим изображением слова,
предложения;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в
словесную форму под руководством учителя;
классифицировать и объединять заданные слова по значению,
исключать лишний предмет;
понимать и показывать пространственное расположение фигур;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения
(предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи,
фрукты, школьные принадлежности и др.);
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец
слова);
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове,
делить слова на слоги;
различать слово и предложение, слово и слог;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из
предложения;
осознавать слово как единство звучания и значения;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения, выбирать знак для конца
предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие
этим схемам;
составлять предложения из данных слов;
составлять предложения по схеме;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова,
простые предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не
расходится с произношением.

4

Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец
обучения в 1 классе
Минимальный уровень

Достаточный уровень
добукварный период
- знать правила поведения учащихся в школе; - понимать и рассказывать, кто такой ученик,
- знать правила обращения с учебной книгой чем он отличается от дошкольника;
«Букварь»;
- знать правила поведения учащихся в школе;
- знать основные цвета;
- понимать и выполнять правила посадки за
различать звуки окружающей
партой;
действительности;
- называть письменные принадлежности,
- находить лишний предмет по цвету, форме, необходимые для учёбы, с опорой на
величине;
иллюстрации;
- иметь практические представления о таких - знать правила обращения с учебной книгой
понятиях как предложение, слово;
«Букварь»;
- выделять звуки А, У, О в начале слов, с
- знать основные цвета, называть их и
опорой на иллюстрацию и схему;
правильно использовать;
- составлять предложения с опорой на
- различать звуки окружающей
иллюстративный материал и вопросы
действительности, называть их, соотносить с
учителя;
предметами;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- исключать лишний предмет по цвету,
- рисовать и раскрашивать по трафарету и
форме, величине;
шаблону различные предметы и
- иметь практические представления о таких
геометрические фигуры;
понятиях как предложение, слово, часть
- рисовать по пунктирным линиям, обводить слова (слог), звук;
элементы рисунка.
- делить предложения (из двух-трех слов) на
слова, с опорой на схему;
- делить двусложные слова на слоги, с
опорой на схему;
- выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале
слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на
иллюстративный материал и вопросы
учителя;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и
шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить
элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ
букв, а затем элементы букв.
букварный период
- различать звуки на слух и в собственном
- различать звуки на слух и в собственном
произношении, знать буквы;
произношении;
- читать по слогам отдельные слова,
- читать по слогам слова, предложения и
соотносить их с предметными картинками;
короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с
- отвечать на вопросы по содержанию
помощью учителя отвечать на вопросы по
прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
5

содержанию, опираясь на наглядные
средства;
- списывать с печатного текста отдельные
слоги и слова.

- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного
текстов прочитанные и разобранные слова и
предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и
слова, написание которых не расходится с
произношением (последние - после звукослогового проговаривания).
-

Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце
учебного года в форме проверочной работы.

6

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 1 классе
№

Раздел программы

Содержание программы
Добукварный период

1

Привитие навыков учебной
деятельности.

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Привитие умения правильно сидеть за
партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании чтото сказать, просить разрешения выйти из класса.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного
расположения на парте тетради и пользования карандашом.

2

Диагностика

3

Развитие зрительных и
пространственных восприятий

4

Развитие моторных умений

Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в
процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый,
желтый). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок по
образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различие коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул,
флажок) вместе с учителем или по заданному образцу.
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем
подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный
диктант).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в
последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Упражнения для развития координации движений кисти рук: сжимание и разжимание
пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие
пальчиков друг другом, изображение из пальчиков животных и других предметов.
Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с
мозаикой.
Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление
фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем
образцу.
Специальная работа с учащимися, имеющими расстройства движений рук (совместно с
врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления
7

5

Формирование графических умений.
Специальная подготовка к обучению
письму.

6

Изучение букв

1-й этап
2-й этап

дефекта.
Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание
горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги.
Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление
карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура
при штриховке.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв,
в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с
закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка,
овал – слива, полуовал – месяц.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой
последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая
палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период
Последовательное изучение и усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и
прописных букв. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и
соединению их в слоги, слова.
Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания.
Выкладывание звукобуквенной схемы слова, слов из букв разрезной азбуки.
Запись под диктовку букв и слогов.
Изучение букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Повторение пройденных букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов
(ма-ма, о-са).
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.

8

3-й этап

4-й этап.

Повторение пройденных букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных
слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых слогов с
последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Повторение пройденных букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Практическое различение при письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в
сильной позиции); твердых и мягких.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из
усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в
именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с
последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

9

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. Правила посадки при письме. Работа с
шаблоном.
Обводка по шаблону. Круг, овал.
Обводка по шаблону. Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Прямые и кривые линии.
Письмо прямых горизонтальных и вертикальных палочек.
Письмо наклонных палочек.
Письмо маленьких и больших палочек с закруглением внизу.
Письмо маленьких и больших палочек с закруглением вверху.
Письмо палочек с закруглением вверху и внизу.
Письмо палочек с двумя закруглениями.
Письмо палочек с закруглениями, соединённых друг с другом.
Письмо полуовалов и овалов.
Письмо палочек с петлей внизу.
Письмо элементов прописных букв. Закрепление навыка написания элементов
строчных букв.
Буква а. Знакомство со строчной буквой а.
Буква у. Знакомство со строчной буквой у.
Слова ау, уа.
Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения слов. Сравнительный
Звукобуквенный анализ слов ау-уа
Буква м. Знакомство со строчной буквой м. Обратные слоги ам, ум.
Звукобуквенный анализ и письмо данных слов.
Письмо заглавной буквы М. Закрытые слоги ам, умЗвукобуквенный анализ и письмо
слогов.
Письмо заглавной буквыА. Открытые слоги ма, му.Звукобуквенный анализ и письмо
слогов.

1

2
3
4
5
6
7
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

Форма контроля
ПР,КР,тесты

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Письмо строчной и заглавной буквыОо.
Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо.
Письмо слова «мама» и предложения с этим словом. Правила графического оформления
предложения.
Буква с. Знакомство со строчной буквой с. Заглавная буква С.
Слоги ос, ас, ус, са, со, су. Составление и письмо слов сама, оса.
Письмо строчной и заглавной буквы Х х.Составление и письмо слов с усвоенными
слогами: сухо, муха, ухо, мама, сама.
Повторение пройденного материала.
Знакомство со строчной буквой ш. Заглавная буква Ш.
Дифференциация
с – ш. Письмо слогов и слов.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Письмо строчной буквы л. Запись слогов.
Знакомство с заглавной буквой Л.Письмо слов с буквой л. Запись слогов и слов с
изученными буквами.
Знакомство со строчной буквой ы. Письмо слогов и слов с буквой ы.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Знакомство со строчной буквой н.Письмо слогов.
Письмо по слуху букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа
Письмо заглавной буквыН. Письмо слов и предложений.
Знакомство со строчной буквой р. Письмо слогов и слов.
Заглавная буква Р. Письмо слов, предложений с изученными буквами.
Дифференциация р – л.
Письмо слов и предложений с предварительным
звукобуквенным анализом.
Знакомство со строчной буквой к.Письмо слов и предложений.
Знакомство с заглавной буквой К. Письмо слов и предложений.
Письмо строчной буквы п. Письмо слогов, слов и предложений.
Письмо заглавной буквы П.Письмо слов и предложений.
Письмо строчной и заглавной буквыТт.
Письмо слов и предложений с изученными буквами по слуху и с печатного текста.

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47
48
49

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Письмо строчной и заглавной буквы. И, и.Письмо слов и предложений.
Повторение пройденного материала.
Повторение изученных букв.
БукваИ как отдельное слово.
Запись слов с буквой и.
БукваИ- показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ и письмо слов с
твёрдыми и мягкими согласными при обозначении мягкости ы-и.
Письмо строчной и заглавной буквыЗз. Письмо слогов и слов с буквой з.
Дифференциация з – с. Письмо слов и предложений.
Письмо строчной буквы в. Письмо слов и предложений с данной буквой.
Письмо заглавной буквы В. Письмо слов и предложений с данной буквой.

1
1
1

1
1
1

1
1

Письмо строчной и заглавной буквы. Ж, ж. Письмо слов и предложений.
Письмо по слуху слов и предложений с изученными буквами.
Дифференциация ж – ш. Сравнительный
звукобуквенный анализ. Письмо слогов жи – ши и слов с данными слогами.
Буква б. Знакомство со строчной буквой б. Письмо слогов и слов с данной буквой.
Знакомство с заглавной буквой Б. Составление и написание предложений.
Дифференциация б – п. Письмо слов и предложений.

1
1
1

Буква г.Знакомство со строчной буквой г. Письмо слогов, слов, предложений.
Заглавная буква Г.Составление и письмо предложений.
Дифференциация г – к. Письмо слов с данными буквами.
Буква д. Знакомство со строчной буквой д. Письмо слогов и слов с буквой д.
Письмо заглавной буквы Д. Составление слов и предложений с данной буквой.
Дифференциация д – т.Сравнительный
Звукобуквенный анализ слогов и слов с данными буквами.
Письмо буквый. Письмо слов и предложений с буквой й.
Дифференциация и – й. Звукобуквенный анализ и письмо слов.
Письмо буквы ь.

1
1
1
1
1
1

Написание слов с ь на конце и их звукобуквенный анализ. Сравнительный анализ слов
и их написание с ь знаком на конце и в середине слова.
Письмо слов с двумя согласными в начале слова.

1

12

1
1
1

1
1
1

1

Письмо слов с двумя согласными на конце слова.
Буква е. Знакомство со строчной буквой е. Составление и написание слов с буквой е.
Письмо заглавной буквы Е. Письмо слов и предложений.
Буква ё. Знакомство со строчной буквой ё. Письмо слов с данной буквой.
Заглавная буква Ё. Письмо слов и предложений с данной буквой. Обозначение
твёрдости-мягкости согласных буквами о – е.
77 Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами.
78 Письмо строчной и заглавной буквы Я я, слогов, слов, предложений.
79 Письмо по слуху слов и предложений с изученными буквами.
80
Письмо строчной и заглавной
буквы Ю ю, слогов, слов,
предложений.
81 Письмо слов и предложений с буквой ю.
82 Письмо слов и предложений с предварительным звукобуквенным анализом.
83 Письмо строчной буквы ц , слогов, слов, предложений.
84 Письмо заглавной буквы Ц. Письмо предложений.
85 Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов с последующей записью.
86 Письмо строчной буквы ч. Письмо слогов и слов с буквой ч.
87 Письмо заглавной буквы Ч, письмо предложений.
88 Письмо слов и предложений со слогами ча - чу.
89 Письмо строчной и заглавной буквы Щщ, слогов, слов, предложений.
90 Письмо слов с буквами ц, ч, щ.
91 Правописание слогов
ча – ща, чу – щу.
92 Письмо строчной буквы ф, письмо слов и предложений.
93 Письмо заглавной буквы Ф, слов, предложений. Дифференциация в – ф.
94 Письмо строчной и заглавной буквы. Э э, слогов, слов, предложений.
95, Письмо слов с разделительным ъ.
96
97 Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации
98, Письмо слогов, слов, предложений.
99
72
73
74
75
76

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2
1
2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
по учебному предмету «Русский язык»
в 1 классе
Материально – техническое обеспечение:
-ноутбук;
- проектор;
-интерактивная доска;
-индивидуальный раздаточный материал и дидактический материал;
-разрезная азбука;
-лента букв;
-алфавит;
-презентационные материалы;
-демонстрационные карточки печатных и письменных букв, слоговые
таблицы;
-касса букв;
-шаблоны;
-лента букв;
-карточки для звуко-буквенного анализа;
-карточки «Схемы слов»;
-таблицы по развитию речи;
-магнитная азбука;
Учебно–методическое обеспечение:
Учебник «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина.М.: Просвещение, 2016.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».