Подписан: Голых Ольга Александровна
DN: ИНН=663601662658,
СНИЛС=01652582138,
E=arti_school_6@bk.ru, C=RU,
S=Свердловская область, L=Арти, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""
АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""",
G=Ольга Александровна, SN=Голых,
CN=Голых Ольга Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Утверждено
Приказом директора
Приказ №_______ от ___________ 20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе школьного педагога - психолога
ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании
нормативных документов:
- Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании», с учетом положений профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 года № 514н, в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений», постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля
2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
- Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании условий для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Должностная инструкция педагога-психолога
Педагог-психолог является специалистом, уравненным в отношении оплаты, присвоения категории,
продолжительности отпуска, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим
персоналом образовательной организации.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность педагога-психолога в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Артинского городского округа «Артинская средняя
общеобразовательная школе №6» (далее – Школа).
1.2. Педагог-психолог принимается и освобождается от занимаемой должности приказом директора
Школы.
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору Школы.
1.4. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие
общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и
педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе
школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести
соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога - психолога подтверждается
документом высшего учебного заведения.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации,
Законом РФ «Об образовании», федеральными законами, решениями Правительства РФ и органов
управления образования и воспитания детей и подростков, основными документами о правах
ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция ООН о правах ребенка,
Международная конвенция о правах и основных свободах человека).
1.6. Педагог – психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую
педагогику, психологию личности, детскую и возрастную психологию, социальную психологию,
патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, психогигиены,
профориентации, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
Педагог-психолог может применять в практической деятельности следующие методы: активного
обучения, социально-психологического тренинга; индивидуальной и групповой профконсультации,
диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка, методах убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного
возраста, их родителями, коллегами по работе; диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения и другие.
1.7. Режим рабочего времени педагога-психолога в пределах одной ставки при пятидневной рабочей
неделе составляет 36 часов в неделю (с учетом 30-минутного перерыва на обед составляет 7 часов
42 минуты в день).
Недельная нагрузка педагога-психолога распределяется следующим образом:
18 часов – выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участками
образовательного процесса;
18 часов - подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ
и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение
своей квалификации, организационно-методическая работа. Выполнение указанной работы
(подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в
Школе, так и за её пределами по согласованию с администрацией.
2. Цель деятельности педагога-психолога.
Основной целью деятельности педагога-психолога в Школе является психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса путем
2.1. оказания комплексной психолого-педагогической поддержки всем субъектам образовательного
процесса в реализации основных и дополнительных образовательных программ;
2.2. обеспечения комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию
детей в соответствии с их потенциальными возможностями; оказание психолого-педагогической
помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, содействие их развитию и социальной адаптации;
2.3. создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых,
способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой
личности;
2.4. содействия профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии обучающихся.
2. Задачи деятельности педагога-психолога В ходе профессиональной деятельности педагогпсихолог решает следующие задачи:
систематически отслеживает психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его
психического развития в процессе школьного обучения;
оказывает помощь в реализации возможностей, резервов развития каждого возраста,
содействующих личностному росту и раскрытию творческого потенциала учащихся;
оказывает своевременную психологическую помощь и поддержку учащимся, их родителям,
педагогам;
содействует педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в
классных коллективах;
участвует совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психологопедагогических условий преемственности процесса непрерывного образования;
содействует обеспечению деятельности педагогических работников научно-методическими
материалами и разработками в области психологии.
3. Функции педагога-психолога
3.1. Планирует, ведёт и анализирует психолого-педагогическую работу с учащимися;
3.2. Сопровождает адаптационные периоды обучающихся первых, пятых и десятых классов.
диагностирует готовность детей к школьному обучению;
консультирует родителей будущих первоклассников;
наблюдает и диагностирует первоклассников в период адаптации;
консультирует родителей первоклассников, педагогов в период адаптации;
проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми, находящимися в состоянии дезадаптации;
Принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода пятиклассников:
диагностирует готовность обучающихся начального звена к переходу в среднее звено школы;
наблюдает и диагностирует пятиклассников в период адаптации;
консультирует родителей пятиклассников, педагогов в период адаптации;
проводит коррекционные занятия с учащимися, испытывающими трудности в адаптации;
3.3. Проводит психодиагностику с целью изучения интеллектуальных, межличностных и
эмоциональных особенностей учащихся:
совершенствует подбор методик по диагностике познавательных способностей, индивидуальных
особенностей, эмоциональной сферы обучающихся;
адаптирует имеющийся инструментарий для диагностики познавательной сферы обучающихся с
ОВЗ.
3.4. Осуществляет коррекционно-развивающую работу в интеллектуальной, эмоционально-волевой
сферах, в том числе по приобретению умений и навыков коммуникации:
проводит занятия по развитию социальных и коммуникативных навыков;
проводит занятия по самопознанию и развитию индивидуальных и творческих способностей
учащихся;
проводит занятия по коррекции отклонений в эмоциональной сфере;
участвует в социально-психологическом тестировании старшеклассников;
осуществляет коррекционную работу с обучающимися с ОВЗ совместно с логопедом, соц.
педагогом, учителями-предметниками, классными руководителями.
3.5. Проводит работу по профессиональному самоопределению учащихся, в том числе:
выявляет уровень профессиональной готовности учащихся;
проводит диагностику профессиональных интересов, склонностей, профессионального типа
учащихся;
проводит развивающие занятия по профессиональному самоопределению учащихся;
проводит консультационную и просветительскую работу по профессиональной ориентации
учащихся.
3.6. Оказывает консультативную помощь учащимся, их родителям, педагогам в вопросах развития,
воспитания и обучения, консультирует администрацию и педагогов в вопросах психологического
сопровождения.
3.7. Проводит психолого-педагогическое просвещение участников образовательного пространства:
выступает на родительских собраниях с соответствующей информацией и тематикой;
консультирует родителей по запросу;
выступает на заседаниях педагогического консилиума, педагогического совета, совета
профилактики;
проводит семинары по психологической тематике;
участвует в конференциях, семинарах и других методических мероприятиях в целях
самообразования и обмена опытом.
3.8. Проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направленных на ТОПМПК
(территориальная психолого-медико-педагогической комиссия) и по запросу ППк (психологопедагогического консилиума). Готовит по итогам обследования соответствующее заключение.
3.9. Проводит работу с детьми, имеющими склонность к асоциальному поведению, в случае
необходимости совместно с социальным педагогом, учителем-дефектологом, классными
руководителями.
3.10. Входит в состав психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, других
временных групп (по согласованию).
3.11. Ведёт обязательную документацию (согласно Приложению 1).
4. Права педагога-психолога
4.1. Педагог-психолог имеет право:
самостоятельно определять приоритетное направление работы с учётом реализуемых Школой
образовательных программ, проектов и инициатив, а также особенностей контингента;
вносить предложения администрации школы по улучшению качества образовательного процесса
в пределах своей компетенции;
запрашивать необходимые учебно-методические средства и оборудование для качественного
выполнения своих функциональных обязанностей;
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов
деятельности;
знакомиться с документацией, необходимой для качественного выполнения профессиональных
обязанностей;
проводить групповые, индивидуальные психологические обследования, занятия, групповые
тренинги;
иметь учебную и факультативную нагрузку (при наличии в учебном плане) в соответствии с
базовым образованием и имеющейся квалификацией;
обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов
детей.
4. Ответственность педагога-психолога Педагог-психолог несет ответственность:
за хранение протоколов обследований, документации, оформление их в установленном порядке.
за адекватность используемых диагностических, развивающих,
психопрофилактических методов и средств, обоснованность рекомендаций;
коррекционных
и
за сохранность конфиденциальной информации, ставшей ему известной в ходе исполнения им
профессиональных обязанностей.
Приложение1.
Перечень обязательной документации педагога-психолога
К обязательной документации, подлежащей хранению в кабинете педагога-психолога, относятся:
1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы.
2. Циклограмма педагога-психолога на учебный год;
3. Режим (расписание) работы.
4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика
Психологическое просвещение;
Психологическое консультирование
Групповая коррекционная / развивающая работа.
Индивидуальная коррекционная / развивающая работа.
Экспертная работа
Организационно-методическая работа
Статистический отчет
5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы)
6. Аналитические отчеты о работе психолога за учебный год
Психологическая диагностика
№
п/п
№
п/п
№
п/п
№
п/п
№
п/п
Дата
Предмет изучения
Дата
Форма
(инд./
групп.)
Методы, методики
Психологическое просвещение
Категория
Форма, тема мероприятия
сопровождения
(педагоги, родители и
др.)
Дата
Дата
Класс,
группа,
кол-во
человек
Примечание
Психологическое консультирование (1 полугодие)
КонсультируФорма
Повод обращения
емый (ые)
(инд./
Проблема
групп.)
Психологическое консультирование (2 полугодие)
КонсультируФорма
Повод обращения. Проблема
емый (ые)
(инд./
групп.)
Список
участников
Групповая коррекционная / развивающая работа
Число, месяц
Краткая характеристика программы
Число,
месяц
Тема
Примечание
Индивидуальная коррекционная / развивающая работа
Фамилия, имя _____________________________________________________________________
Возраст ________________________ Класс ____________
Причина обращения
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Описание особенностей ребенка
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Лист индивидуальных занятий
№ п\п
Тема занятия
Цель занятий
Примечания
Экспертная работа
№
п/п
Дата
Содержание работы
Примечание
Организационно-методическая работа
№
п/п
Дата
Содержание работы
Примечание
Администрация
Специалисты
Другие
(указать)
Количество
Индивииндивидуальных
дуальная
диагностика обследований
Дети
Педагоги
Родители
Количество
Групповая
диагностика групповых
диагностик
Дети
Педагоги
Родители
Количество человек в
групповых
диагностиках
Дети
Педагоги
Родители
Количество
Индивииндивидуальных
дуальная
занятий
коррекционная /
Дети
развиваПедагоги
ющая
Родители
работа
Количество человек,
посещающих
индивидуальные
занятия
Дети
Педагоги
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Год
1 пол
3
2 пол
Декабрь
2
Количество
консультаций
Дети
Педагоги
Родители
(законные
представители)
Ноябрь
1
Консультирование
Октябрь
Вид деятельности
Сентябрь
Статистический отчет
13
14
1
Групповая
коррекционная /
развивающая
работа
Просвещение и
профилактика
Экспертная
работа
Методическая
работа
Родители
2
Количество
групповых занятий
(пс. Практикум)
Дети
Педагоги
Родители
Количество человек,
посещающих
групповые занятия
Дети
Педагоги
Родители
Количество
мероприятий по
просвещению
Дети
Педагоги
Родители
Участие в
консилиумах, советах
профилактики и т.п.
(кол-во)
Работа в качестве
эксперта на
аттестации
Повышение
квалификации (колво часов при наличии
подтверждающего
документа)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14