МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Артинского муниципального
округа
МАОУ "АСОШ № 6 им. Героя Советского Союза В.А. Шутова"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Голых О.А.
Приказ № 144-од
от «16» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Разработала:
Красильникова Любовь Николаевна,
учитель химии
1
Арти 2025
Рабочая программа по химии для обучающихся с задержкой психического развития
(ЗПР) на уровне основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
Примерной адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, Примерной рабочей
программы учебного предмета «Химия» (базовый уровень), Примерной программой
воспитания обучающихся при получении основного общего образования, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и элементов содержания,
представленных в Универсальном кодификаторе по химии, Концепции преподавания
учебного предмета «Химия», в образовательных организациях РФ, реализующих
основные общеобразовательные программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целом результаты освоения обучающимися с ЗПР учебного предмета «Химия»
совпадают с результатами примерной рабочей программы основного общего образования.
Наиболее значимыми являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
установка на осмысление личного опыта, наблюдений за химическими
экспериментами;
ориентация на правила индивидуального и коллективного безопасного поведения
при взаимодействии с химическими веществами и соединениями;
практическое изучение профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания (например, лаборант химического
анализа);
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя
или для окружающих;
основы экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной
практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
принятие решений в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе
обучения знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит информации;
готовность отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с
контекстом жизненной ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
2
выявлять причины и следствия простых химических явлений;
осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по заданным основаниям и
критериям для указанных логических операций;
строить логическое суждение после предварительного анализа, включающее установление
причинно-следственных связей;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач с помощью педагога;
с помощью педагога проводить химический опыт, несложный эксперимент, для
установления особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта;
прогнозировать возможное развитие химических процессов и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.).
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять
ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
3
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности,
определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: научные знания,
умения и способы действий, специфические для учебного предмета «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях:
представление о закономерностях и познаваемости явлений природы, понимание
объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности
человека в условиях современного общества; понимание места химии среди других
естественных наук;
владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для
составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций (с
опорой на алгоритм учебных действий); владение основами химической
номенклатуры (IUPAC и тривиальной) и умение использовать её для решения
учебно-познавательных задач с помощью учителя; умение использовать модели
для объяснения строения атомов и молекул по алгоритму с опорой на определения;
представление о системе химических знаний и умение с помощью учителя
применять систему химических знаний для установления взаимосвязей между
изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе
выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической
информации, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество,
простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, относительные
атомная и молекулярная массы, количество вещества, моль, молярная масса,
молярный объем, оксид, кислота, основание, соль (средняя), химическая реакция,
реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена,
тепловой эффект реакции, экзо- и эндотермические реакции, раствор, массовая
доля химического элемента в соединении, массовая доля и процентная
концентрация вещества в растворе, ядро атома, электрический слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, валентность, степень окисления, химическая связь,
электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь,
металлическая связь, кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая,
молекулярная), ион, катион, анион, электролит и не электролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, скорость химической реакции,
катализатор, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов,
сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы, Периодический закон Д. И.
Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
4
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической диссоциации, а
также представления о научных методах познания, в том числе экспериментальных и
теоретических методах исследования веществ и изучения химических реакций;
представление о периодической зависимости свойств химических элементов
(радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных веществ от
положения элементов в Периодической системе (в малых периодах и главных
подгруппах) и электронного строения атома; умение объяснять связь положения
элемента в Периодической системе с числовыми характеристиками строения
атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов),
распределением электронов по энергетическим уровням атомов первых трех
периодов, калия и кальция; классифицировать химические элементы с опорой на
определения физического смысла цифровых данных периодической таблицы;
умение классифицировать химические элементы, неорганические вещества и
химические реакции с опорой на схемы; определять валентность и степень
окисления химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической
структуры в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах веществ
(кислот, оснований), окислитель и восстановитель по алгоритму учебных действий;
умение характеризовать с опорой на схему физические и химические свойства
простых веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор,
сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных
веществ, в том числе их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород,
сероводород, оксиды и гидроксиды металлов I - IIA групп, алюминия, меди (II),
цинка, железа (II и III), оксиды углерода (II и IV), кремния (IV), азота и фосфора
(III и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая, азотная, фосфорная,
угольная, кремниевая кислота и их соли); описывать с опорой на план и ключевые
слова; умение прогнозировать и характеризовать свойства веществ в зависимости
от их состава и строения после предварительного анализа под руководством
педагога, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность
протекания химических превращений в различных условиях, влияние веществ и
химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
умение составлять по образцу, схеме, алгоритму учебных действий молекулярные
и ионные уравнения реакций (в том числе реакций ионного обмена и
окислительно-восстановительных реакций), иллюстрирующих химические
свойства изученных классов / групп неорганических веществ, а также
подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними;
умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю вещества в
растворе, количество вещества и его массу, объём газов с опорой на общие
формулы; умение проводить расчеты по уравнениям химических реакций и
находить количество вещества, объем и массу реагентов или продуктов реакции с
опорой на образец, алгоритм учебных действий; владение основными методами
научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) при
изучении веществ и химических явлений с опорой на алгоритм учебных действий;
умение сформулировать проблему и предложить пути ее решения с помощью
педагога; знание основ безопасной работы с химическими веществами, химической
посудой и лабораторным оборудованием;
наличие практических навыков планирования и осуществления следующих
химических экспериментов под руководством учителя с обсуждением плана
работы или составлением таблицы:
изучение и описание физических свойств веществ;
5
ознакомление с физическими и химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
изучение способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств;
получение водорода и изучение его свойств;
получение углекислого газа и изучение его свойств;
получение аммиака и изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения
характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, растворимыми и
нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;
вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»;
решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»;
химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного
обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-, бромид-,
иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы
аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств, графиков
и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни, а также правилами поведения в целях сбережения здоровья и
окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые
организмы определенных веществ, а также способов уменьшения и предотвращения их
вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма
человека;
владение основами химической грамотности, включающей умение правильно
использовать изученные вещества и материалы (в том числе, минеральные
6
удобрения, металлы и сплавы, продукты переработки природных источников
углеводородов (угля, природного газа, нефти) в быту, сельском хозяйстве, на
производстве; умение приводить примеры правильного использования изученных
веществ и материалов;
умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять
причины многообразия веществ; умение интегрировать химические знания со
знаниями других учебных предметов с помощью педагога;
представление о сферах профессиональной деятельности, связанных с химией и
современными технологиями, основанными на достижениях химической науки;
наличие опыта работы с различными источниками информации по химии (научнопопулярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы) с опорой на
алгоритм: умение объективно оценивать информацию о веществах, их
превращениях и практическом применении.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия»,
распределенные по годам обучения
8 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная
масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид,
кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции;
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,
массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ, молекулярных
уравнений химических реакций, электронного баланса;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления
элементов в бинарных соединениях с опорой на определения, в том числе
структурированные; принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
иметь представление о системе химических знаний, уметь с помощью учителя применять
систему химических знаний, для установления взаимосвязи между изученным материалом
и при получении новых знаний, а также при работе с источниками химической
информации. Ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне,
применять при выполнении учебных заданий и решении расчетных задач с опорой на
алгоритм учебных действий изученные законы и теории: закон сохранения массы,
Периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
атомно-молекулярная теория. Соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям);
7
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции
(по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степени окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов,
подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций с опорой на схемы;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях после предварительного
обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю
химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей –
для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы
познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и
мысленный) под руководством педагога;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и др.), подтверждающих качественный состав неорганических
веществ (качественные реакции на ионы) под руководством педагога.
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула,
ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции,моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация (ПДК) вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать знаки и символы для фиксации результатов наблюдений, составления
формул веществ и уравнений химических реакций, записи данных условий задач.
Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе и таблице
растворимости кислот, оснований и солей в воде для выполнения заданий.
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений с
опорой на определения, в том числе структурированные; виды химической связи
8
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по
химической формуле; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип
кристаллической решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их
по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств
химических элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с
учётом строения их атомов;
классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций с опорой на схемы;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и
сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих
существование генетической связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления
электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания
химических превращений после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю
химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения
свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы
воспитания
9
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую
деятельность:
Целевые приоритеты
Методы и приёмы
Установление
доверительных Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя
отношений между учителем и его
учениками
Побуждение
школьников Обсуждение правил общения со старшими
соблюдать на уроке общепринятые (учителями)
и
сверстниками(школьниками),
нормы поведения
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации
Привлечение внимания школьников Организация их работы с получаемой на уроке
к ценностному аспекту изучаемых социально
значимой
информацией
на уроках явлений
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Использование воспитательных
Демонстрация детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
возможностей содержания учебного человеколюбия и добросердечности, через подбор
предмета
соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе
Применение
интерактивных
учащихся
на
форм
уроке Интеллектуальные
игры,
стимулирующие
работы познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссии, групповая работа или работа в парах
Мотивация
эрудированных Наставничество
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками
Инициирование
и
поддержка Реализация
индивидуальных
и
групповых
исследовательской
деятельности исследовательских проектов, что даст школьникам
школьников
возможность приобрести навык самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека1. Тела и вещества. Физические свойства
веществ. Агрегатное состояние веществ. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей. Правила безопасного обращения с веществами и
лабораторным оборудованием. Понятие о методах познания в химии.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов.
Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное
учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства
состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического
элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций.
Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в
лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и
описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических
(плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды)
и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций
(разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение
гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди
(II));изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование,
выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли;
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон
сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства. Реакции горения
простых и сложных веществ. Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Применение кислорода. Понятие об оксидах. Круговорот кислорода в
природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и
химические свойства (на примере взаимодействия с неметаллами и оксидами металлов),
применение, способы получения. Понятие о кислотах и солях.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Расчеты по химической формуле. Расчеты массовой доли химического элемента в
11
соединении, количества вещества, молярной массы, молярного объема газов. Расчёты по
химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода. Ее состав, строение и молекулы. Вода как растворитель.
Растворы. Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах. Понятие растворимости
веществ в воде. Расчет массовой доли вещества в растворе (процентная концентрация).
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды (разложение, реакции с
натрием, оксидом кальция, оксидом серы (IV) реакции с металлами, кислотными и
основными оксидами). Понятие об основаниях. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Важнейшие классы неорганических соединений. Классификация неорганических
соединений. Оксиды: состав, классификация (кислотные, основные, амфотерные,
несолеобразующие - на примере оксида углерода (II) и оксида азота (II)), номенклатура.
Получение и химические свойства оксидов (взаимодействие с водой, кислотами,
щелочами). Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований (взаимодействие
с оксидами неметаллов, кислотами, солями). Получение оснований.
Кислоты: состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, на примере
соляной и серной кислот), способы получения. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Соли (средние): номенклатура солей, способы получения, взаимодействие солей с
металлами, кислотами, щелочами и солями, применение.
Понятие об амфотерных гидроксидах (на примере цинка и алюминия): химические
свойства (взаимодействие с кислотами и щелочами, разложение при нагревании) и
получение.
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Генетические ряды.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе;
получение и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с
кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с
образцами оксидов и описание их свойств; получение и изучение свойств водорода
(горение); наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей
растворения веществ с различной растворимостью; приготовление растворов с
определённой массовой долей растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами
(натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение
растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов
неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов
в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором
серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых
оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции
12
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера,
номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической
системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп, в
зависимости от атомного (порядкового) номера Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев – учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность
атомов химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и
восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых
13
трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в
Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость
свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная).
Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции. Термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Смещение химического равновесия. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Понятие о степени диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Полные
и сокращённые ионные уравнения реакций. Химические свойства кислот, оснований и
солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Среда раствора.
Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-,
карбонат-, силикат-, фосфат- анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния,
кальция, алюминия, железа (2+) и (3+), меди (2+), цинка, присутствующие в водных
растворах.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток
неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от
воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ,
процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование
видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций
ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения); распознавание неорганических веществ с помощью
качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов. Химические
свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами – водородом и
кислородом, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека.
Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
14
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов кислорода и
серы. Характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные
модификации кислорода и серы. Химические свойства серы (взаимодействие с
неметаллами – водородом и кислородом, металлами, концентрированными азотной и
серной кислотами). Сероводород: строение, физические и химические свойства
(кислотные и восстановительные свойства). Оксиды серы как представители кислотных
оксидов. Серная кислота: физические и химические свойства (общие и специфические).
Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Сернистая кислота.
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной
кислоты. Нахождение серы и её соединений в природе. Применение серы и ее соединений
в быту и в промышленности. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями
серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов азота и
фосфора, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства (взаимодействие с
металлами и неметаллами - кислородом и водородом). Круговорот азота в природе.
Аммиак: физические и химические свойства (окисление, основные свойства водного
раствора), получение и применение. Соли аммония: состав, физические и химические
свойства (разложение, взаимодействие со щелочами), применение. Качественная реакция
на ионы аммония. Азотная кислота, её физические и химические свойства (общие и
специфические), получение. Нитраты (разложение). Азотистая кислота. Использование
нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и
водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами, неметаллами, концентрированными азотной и серной
кислотами). Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота: физические и химические
свойства, получение. Понятие о минеральных удобрениях: нитраты и фосфаты. Понятие о
комплексных удобрениях. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности
строения атомов углерода и кремния. Валентность и характерные степени окисления
атомов углерода и кремния. Распространение углерода в природе, характерные степени
окисления.
Углерод, аллотропные модификации (графит, алмаз), физические и химические свойства
простых веществ (взаимодействие с металлами, неметаллами, концентрированными
азотной и серной кислотами). Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды
углерода, их физические и химические свойства, получение и применение, действие на
организм человека. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза
глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их
физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и
сельском хозяйстве.
Общие представления об особенностях состава и строения органических соединений
углерода (на примере метана, этилена, этанола, уксусной кислоты. Их состав и
химическое строение. Классификация органических веществ. Понятие о биологически
важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.
15
Кремний, его физические и химические свойства (на примере взаимодействия с
металлами и неметаллами), получение и применение. Соединения кремния в природе.
Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты,
физические и химические свойства, получение и применение в быту, промышленности (в
медицинской, электронной, строительной и др.). Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной
кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их
протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их
соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами
хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно
использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и
наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота,
фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами
азотных и фосфорных удобрений; получение аммиака и изучение его свойств; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно
использование видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита; ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным
углём и устройством противогаза; получение углекислого газа и изучение его свойств;
проведение качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их
протекания; ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов.
Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства
металлов (взаимодействие с кислородом, водой, кислотами). Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии.
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
(на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция
(оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства железа
16
(взаимодействие с металлами, кислотами и солями). Оксиды, гидроксиды и соли
железа(II) и железа(III): состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия
с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды;
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов);
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания
пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов);
исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека.
Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту.
Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической
грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов,
полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины,
единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических
элементов.
17
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества
по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной
работы в химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
3.
Признаки протекания химических реакций.
4.
Получение кислорода и изучение его свойств.
5.
Получение водорода и изучение его свойств.
6.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
7.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
8.
Реакции ионного обмена.
9.
Качественные реакции на ионы в растворе.
10.
Получение аммиака и изучение его свойств.
11.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их
соединений».
13.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
18
Тематическое планирование по химии. 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 ч, из них 1 ч – резервное время)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Виды занятий
Лабораторные
опыты,
практические
работы
Контрольные
Демонстрации,
работы
расчетные задачи
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ
МОЛЕКУЛЯРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) (54 ч)
(УРОВЕНЬ
АТОМНО-
1
Предмет химии. Химия ЛО № 1.
как часть естествознания. Рассмотрение
Вещества и их свойства
веществ с
различными
физическими
свойствами
2
Методы
химии
3
Практическая работа 1. ПР № 1
Приемы
безопасной
работы с оборудованием
и веществами. Строение
пламени
Ознакомление
с
лабораторным
оборудованием;
приемы
безопасной работы
с ним
4
Чистые
вещества
и
смеси. Способы очистки
веществ:
отстаивание,
фильтрование,
выпаривание,
кристаллизация,
дистилляция
Способы очистки
веществ:
кристаллизация,
дистилляция
5
Практическая работа 2. ПР № 2
Очистка
загрязненной
поваренной соли
6
Физические
и ЛО № 3.
химические
явления. Примеры
Химические реакции
физических и
познания
в
ЛО № 2.
Разделение смеси
с помощью
магнита
19
Нагревание
сахара.
Нагревание
парафина. Горение
химических
явлений
7
Атомы, молекулы и ионы
8
Вещества молекулярного
и
немолекулярного
строения.
Кристаллические
решетки
9
Простые и сложные
вещества. Химические
элементы. Металлы и
неметаллы
10
Язык
химии.
Знаки
химических элементов.
Относительная атомная
масса
11
Закон
постоянства
состава веществ
12
Химические формулы.
Относительная
молекулярная
масса.
Качественный
и
парафина.
Взаимодействие
растворов:
карбоната натрия и
соляной кислоты,
сульфата меди (II)
и
гидроксида
натрия.
Взаимодействие
свежеосажденного
гидроксида меди
(II) с раствором
глюкозы
при
обычных условиях
и при нагревании
Модели
кристаллических
решеток разного
типа
ЛО № 4.
Ознакомление с
образцами
простых
(металлы и
неметаллы) и
сложных
веществ,
минералов и
горных пород
Примеры простых
и
сложных
веществ в разных
агрегатных
состояниях
Шаростержневые
модели молекул
метана, аммиака,
воды,
20
количественный
вещества
состав
13
Массовая
доля
химического элемента в
соединении
14
Простейшие расчеты по
химическим формулам
15
Валентность химических
элементов. Определение
валентности элементов
по формулам бинарных
соединений
16
Составление химических
формул
бинарных
соединений
по
валентности
17
Атомно-молекулярное
учение
18
Закон сохранения массы
веществ
19
Химические уравнения
20
Типы
реакций
хлороводорода,
оксида углерода
(IV)
РЗ: Вычисление
относительной
молекулярной
массы вещества по
формуле.
Вычисление
массовой
доли
элемента
в
химическом
соединении.
Установление
простейшей
формулы вещества
по
массовым
долям элементов
Опыты,
подтверждающие
закон сохранения
массы веществ
химических ЛО № 5.
Разложение
основного
21
карбоната меди
(II). Реакция
замещения меди
железом
21
Проверочная работа 1
по
теме
«Первоначальные
химические понятия»
22
Кислород, его общая
характеристика.
Получение
кислорода.
Физические
свойства
кислорода
23
Химические свойства и
применение кислорода.
Оксиды.
Круговорот
кислорода в природе
Физические
и
химические
свойства
кислорода.
Получение
и
собирание
кислорода
методом
вытеснения
воздуха и методом
вытеснения воды
ЛО № 6.
Ознакомление с
образцами
оксидов
Условия
возникновения
прекращения
горения
и
24
Практическая работа 3. ПР № 3
Получение и свойства
кислорода
25
Озон.
кислорода
26
Воздух и его состав.
Защита
атмосферного
воздуха от загрязнений
Определение
состава воздуха
27
Водород, его общая
характеристика
и
нахождение в природе.
Получение водорода и
его физические свойства.
Меры безопасности при
работе с водородом
Получение
водорода
в
аппарате Киппа,
проверка водорода
на
чистоту,
горение водорода
на воздухе и в
кислороде,
собирание
Аллотропия
Получение озона
22
водорода методом
вытеснения
воздуха и воды
28
Химические
водорода
применение
свойства ЛО № 7.
и
его Взаимодействие
водорода с
оксидом меди (II)
29
Практическая работа 4. ПР № 4
Получение водорода и
исследование его свойств
30
Вода.
Методы
определения
состава
воды – анализ и синтез.
Вода в природе и
способы ее очистки.
Аэрация воды
Анализ
воды.
Синтез воды
31
Физические
и
химические
свойства
воды. Применение воды
Взаимодействие
воды с натрием,
кальцием,
магнием, оксидом
кальция, оксидом
углерода
(IV),
оксидом фосфора
(V) и испытание
полученных
растворов
индикатором
32
Вода – растворитель.
Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы.
Растворимость веществ в
воде
33
Массовая
доля
растворенного вещества
РЗ: Нахождение
массовой
доли
растворенного
вещества
в
растворе.
Вычисление массы
растворенного
вещества и воды
для приготовления
23
раствора
определенной
концентрации
34
Практическая работа 5. ПР № 5
Приготовление
растворов
солей
с
определенной массовой
долей
растворенного
вещества
35
Повторение и обобщение
по темам «Кислород»,
«Водород»,
«Вода.
Растворы»
36
Проверочная работа 2
по темам «Кислород»,
«Водород»,
«Вода.
Растворы»
37
Моль
–
единица
количества
вещества.
Молярная масса
Химические
соединения
количеством
вещества 1 моль
38
Вычисления
по
химическим уравнениям
РЗ: Вычисления с
использованием
понятий «масса»,
«количество
вещества»,
«молярная масса»
39
Закон
Авогадро.
Молярный объем газов
40
Относительная
плотность газов
41
Объемные
газов при
реакциях
42
Простейшие расчеты по
химическим уравнениям
отношения
химических
РЗ: Вычисления с
использованием
понятий «масса»,
«количество
вещества»,
24
«молярная масса»,
«молярный
объем». Объемные
отношения газов
при химических
реакциях
43
Оксиды: классификация, ЛО № 8. Опыты,
номенклатура, свойства, подтверждающие
получение, применение
химические
свойства оксидов
Образцы оксидов
44
Гидроксиды. Основания:
классификация,
номенклатура, получение
Образцы
оснований
45
Химические
свойства
оснований.
Окраска
индикаторов в щелочной
и нейтральной средах.
Реакция нейтрализации.
Применение оснований
46
Амфотерные оксиды и ЛО № 10.
гидроксиды
Опыты,
подтверждающие
химические
свойства
амфотерных
гидроксидов
47
Кислоты:
состав,
классификация,
номенклатура, способы
получения
48
Химические
кислот
49
Соли:
состав,
классификация,
номенклатура, способы
получения
ЛО № 9. Опыты,
подтверждающие
химические
свойства
оснований
Нейтрализация
щелочи кислотой в
присутствии
индикатора
Образцы кислот
свойства ЛО № 11.
Опыты,
подтверждающие
химические
свойства кислот
Образцы солей
25
50
Свойства солей
ЛО № 12.
Опыты,
подтверждающие
химические
свойства солей
51
Генетическая
связь
между
основными
классами
неорганических
соединений
52
Практическая работа 6. ПР № 6
Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Важнейшие
классы
неорганических
соединений»
53
Обобщение и повторение
по
теме
«Основные
классы неорганических
соединений»
54
Контрольная работа 1
по теме «Основные
классы неорганических
соединений»
КР № 1
Раздел 2. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА (7 ч)
55
Классификация
химических элементов.
Понятие
о
группах
сходных элементов
Физические
свойства
щелочных
металлов.
Взаимодействие
натрия и калия с
водой. Физические
свойства
галогенов.
Взаимодействие
алюминия
с
хлором, бромом и
йодом
26
56
Периодический
Д.И. Менделеева
закон
57
Периодическая таблица
химических элементов
(короткая форма): А- и Бгруппы, периоды
58
Строение атома. Состав
атомных ядер. Изотопы.
Химический элемент –
вид атома с одинаковым
зарядом ядра
59
Расположение
электронов
по
энергетическим уровням.
Современная
формулировка
периодического закона
60
Значение
периодического закона.
Научные
достижения
Д.И. Менделеева
61
Повторение и обобщение
по теме «Периодический
закон и периодическая
система
химических
элементов
Д.И.
Менделеева. Строение
атома»
Взаимодействие
оксидов
натрия,
магния, фосфора,
серы с водой,
исследование
свойств
полученных
продуктов.
Раздел 3. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (8 ч)
62
Электроотрицательность
химических элементов
63
Ковалентная
связь.
Полярная и неполярная
ковалентная связь
27
64
Ионная связь
Сопоставление
физикохимических
свойств
соединений
с
ковалентными и
ионными связями
65
Валентность и степень
окисления.
Правила
определения
степеней
окисления элементов
66
Окислительновосстановительные
реакции
67
Повторение и обобщение
по
теме
«Строение
вещества.
Химическая
связь»
68
Подготовка к итоговой
контрольной работе по
химии за курс 8 класса
69
Итоговая контрольная
работа по химии за курс
8 класса
Всего
КР № 2
ЛО – 12
КР - 2
ПР - 6
Тематическое планирование по химии. 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 ч, из них 1 ч – резервное время)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Виды занятий
Лабораторные
опыты,
практические
работы
Контрольные
работы
Демонстрации,
расчетные задачи
Раздел 1. Многообразие химических реакций (16 ч)
28
1
Окислительновосстановительные
реакции
2
Реакции соединения,
разложения,
замещения и обмена с
точки
зрения
процессов окисления и
восстановления
3
Входная контрольная
работа
4
Тепловой
эффект
химических реакций.
Экзои
эндотермические
реакции
Примеры экзоэндотермических
реакций
5
Скорость химических
реакций.
Первоначальные
представления
о
катализе
Взаимодействие
цинка с соляной и
уксусной кислотами.
Взаимодействие
гранулированного
цинка и цинковой
пыли
с
соляной
кислотой.
Взаимодействие
оксида меди(II) с
серной
кислотой
разной концентрации
при
разных
температурах.
Горение
угля
в
концентрированной
азотной
кислоте.
Горение
серы
в
расплавленной
селитре
6
Практическая работа
1. Изучение влияния
условий проведения
химической реакции
на её скорость
КР № 1
ПР № 1
29
и
7
Обратимые
и
необратимые реакции.
Понятие о химическом
равновесии
Вычисления
по
термохимическим
уравнениям реакций
8
Сущность
процесса
электролитической
диссоциации
Испытание
растворов веществ на
электрическую
проводимость.
Движение ионов в
электрическом поле
9
Диссоциация кислот,
оснований и солей
10
Слабые и сильные
электролиты. Степень
диссоциации
11
Реакции
ионного ЛО № 1. Реакции
обмена и условия их обмена
между
протекания
растворами
электролитов
12
Химические свойства
основных
классов
неорганических
соединений в свете
представлений
об
электролитической
диссоциации
13
Химические свойства
основных
классов
неорганических
соединений в свете
представлений
об
окислительновосстановительных
реакциях
14
Гидролиз
солей.
Обобщение по темам
«Классификация
химических реакций»
и «Электролитическая
диссоциация»
30
15
Практическая работа
2.
Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Свойства
кислот,
оснований и солей как
электролитов»
16
Проверочная работа
по
темам
«Классификация
химических реакций»
и «Электролитическая
диссоциация»
ПР № 2
Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)
17
Положение галогенов
в
периодической
таблице и строение их
атомов.
Свойства,
получение
и
применение галогенов
18
Хлор. Свойства
применение хлора
19
Хлороводород:
получение и свойства
ЛО
№
2.
Вытеснение
галогенами друг
друга
из
растворов
их
соединений
Физические свойства
галогенов
и
20
Соляная кислота и её
соли
21
Практическая работа
3. Получение соляной
кислоты и изучение её
свойств
22
Положение кислорода
и
серы
в
периодической
системе химических
элементов, строение их
атомов. Аллотропия
серы
Получение
хлороводорода
растворение его
воде
ПР№ 3
Аллотропные
модификации серы
31
и
в
23
Свойства
применение серы
и ЛО
№
3.
Ознакомление с
образцами серы и
её
природных
соединений
24
Сероводород.
Сульфиды
25
Оксид
серы(IV). ЛО
№
5.
Сернистая кислота и её Качественная
соли
реакция
на
сульфит-ионы в
растворе
26
Оксид
серы(VI). ЛО
№
6.
Серная кислота и её Качественная
соли
реакции
на
сульфат-ионы в
растворе
27
Окислительные
свойства
концентрированной
серной кислоты
28
Практическая работа
4.
Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Кислород и сера»
29
Решение
задач
ЛО
№
4.
Качественная
реакция
на
сульфид-ионы в
растворе
Образцы природных
сульфидов
Образцы природных
сульфатов
ПР № 4
расчётных
Вычисления
по
химическим
уравнениям массы,
объёма и количества
вещества одного из
продуктов реакции
по массе исходного
вещества,
объёму
или
количеству
вещества,
содержащего
32
определённую долю
примесей
30
Положение азота и
фосфора
в
периодической
системе химических
элементов, строение их
атомов. Азот: свойства
и применение
31
Аммиак. Физические и
химические свойства.
Получение
и
применение
32
Практическая работа
5. Получение аммиака
и изучение его свойств
33
Соли аммония
34
Азотная
кислота.
Строение молекулы.
Свойства
разбавленной азотной
кислоты
35
Свойства
концентрированной
азотной кислоты
36
Соли азотной кислоты.
Азотные удобрения
37
Фосфор. Аллотропия
фосфора.
Свойства
фосфора
38
Оксид
фосфора(V).
Фосфорная кислота и
её соли. Фосфорные
удобрения
Получение аммиака
и его растворение в
воде
ПР № 5
ЛО
№
7.
Взаимодействие
солей аммония со
щелочами
Образцы природных
нитратов
Образцы природных
фосфатов
33
39
Положение углерода и
кремния
в
периодической
системе химических
элементов, строение их
атомов. Аллотропные
модификации углерода
Модели
кристаллических
решёток алмаза
графита
и
40
Химические свойства
углерода. Адсорбция
41
Угарный газ: свойства,
физиологическое
действие
42
Углекислый
газ.
Угольная кислота и её
соли.
Круговорот
углерода в природе
ЛО
№
8.
Качественная
реакция
на
углекислый газ.
ЛО
№
9.
Качественная
реакция
на
карбонат-ион
43
Практическая работа
6. Получение оксида
углерода
(IV)
и
изучение его свойств.
Распознавание
карбонатов
ПР № 6
44
Кремний
и
его
соединения. Стекло.
Цемент
Образцы природных
силикатов
45
Обобщение по теме
«Неметаллы»
Вычисления
по
химическим
уравнениям массы,
объёма
или
количества одного из
продуктов реакции
по массе исходного
вещества,
объёму
или
количеству
вещества,
содержащего
34
Образцы природных
карбонатов
определённую долю
примесей
КР № 2
46
Контрольная работа
по теме «Неметаллы»
47
Положение металлов в
периодической
системе химических
элементов
Д.
И.
Менделеева.
Металлическая связь.
Физические свойства
металлов.
Сплавы
металлов
48
Нахождение металлов ЛО
№
в природе и общие Изучение
способы их получения образцов
металлов
49
Химические свойства
металлов.
Ряд
активности
(электрохимический
ряд
напряжений)
металлов
50
Щелочные металлы:
нахождение в природе,
физические
и
химические свойства
51
Оксиды и гидроксиды
щелочных металлов.
Применение
щелочных металлов
52
Щёлочноземельные
металлы. Нахождение
в природе. Кальций и
его
соединения.
Жёсткость воды и
способы её устранения
53
Алюминий.
Нахождение
10.
ЛО
№
11.
Взаимодействие
металлов
с
растворами солей
Взаимодействие
щелочных,
щёлочноземельных
металлов
и
алюминия с водой.
Сжигание железа в
кислороде и хлоре
Образцы важнейших
соединений натрия,
калия
ЛО
№
12.
Ознакомление со
свойствами
и
превращениями
карбонатов
и
гидрокарбонатов
Образцы важнейших
природных
соединений магния,
кальция.
Образцы важнейших
природных
в
35
природе.
алюминия
Свойства
соединений
алюминия
54
Амфотерность оксида ЛО№
13.
и
гидроксида Получение
алюминия
гидроксида
алюминия
и
взаимодействие
его с кислотами и
щелочами
55
Железо. Нахождение в
природе.
Свойства
железа
56
Соединения железа
57
Практическая работа
7.
Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Металлы
и
их
соединения»
58
Обобщающий урок по
теме «Металлы»
59
Проверочная работа
по теме «Металлы»
Образцы важнейших
природных
соединений
руд
железа
ЛО№
14.
Качественные
реакции на ионы
Fe2+ и Fe3+
ПР № 7
Вычисления
по
химическим
уравнениям массы,
объёма
или
количества одного из
продуктов реакции
по массе исходного
вещества,
объёму
или
количеству
вещества,
содержащего
определённую долю
примесей
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (10 ч)
36
60
Органическая химия
Модели
молекул
органических
соединений
61
Углеводороды.
Предельные
(насыщенные)
углеводороды
Горение
углеводородов
и
обнаружение
продуктов их горения
62
Непредельные
(ненасыщенные)
углеводороды
Получение
этилена.
Качественные реакции
на этилен
63
Производные
углеводородов.
Спирты
Растворение этилового
спирта
в
воде.
Растворение
глицерина в воде
64
Карбоновые кислоты.
Сложные
эфиры.
Жиры
Получение и свойства
уксусной
кислоты.
Исследование свойств
жиров: растворимость
в воде и органических
растворителях
65
Углеводы
Качественная реакция
на глюкозу и крахмал
66
Аминокислоты. Белки
67
Полимеры
68
Обобщающий урок по
теме
«Важнейшие
органические
соединения»
69
Итоговая
контрольная работа
за курс 9 класса
ИТОГО
Образцы изделий из
полиэтилена,
полипропилена
КР № 3
ЛО – 14, ПР – 7
37
КР – 3