Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Финансовая грамотность 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского муниципального округа
МАОУ «АСОШ № 6 им. Героя Советского Союза В.А. Шутова»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "АСОШ № 6 им. Героя
Советского Союза В.А. Шутова"
________________________
Голых О.А.
Приказ № 144-од от 16.06.2025 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
«Финансовая грамотность»
для 2 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю -1;
кол-во часов в год - 34

\
п. Арти
2025

Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность: первые шаги»
во 2 и 3 классе составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями),

Адаптированной

основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и авторской
программы «Экономика: первые шаги» для начальной школы О.С. Корнеевой.
Цели и задачи
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка и его отношение к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы даже младший школьник знал, что такое потребности и ограничение
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, представлял
назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена
товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно
распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести
детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной
жизни.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью
обучения основам финансовой грамотности учащихся младших классов является
формирование

начальных

представлений

об

окружающих

экономических

условиях жизни и деятельности людей.
Общая характеристика факультатива
Курс финансовой грамотности в начальной школе носит пропедевтический
характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического
компонента

предметов

«Обществознание»,

«География»,

«Технология»,

«История», «Экономика» в основной школе.
Отбор

содержания

факультативного

курса

подчиняется

следующим

принципам.
1.

Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В

содержание программы по финансовой грамотности вошли те явления, с

которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу
актуализации их жизненного опыта.
2.

Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его

интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных
задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической
сфере.
3.

Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы

по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития
экономического мышления, необходимого для ориентации в современных
рыночных

условиях

жизни,

создаются

условия

для

приобретения

ими

элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и
старшей школе формируются экономические понятия.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему
содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая
тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает
содержание факультатива «Финансовая грамотность: первые шаги». Её изучение
даёт возможность:
−

формировать у учащихся представление об экономике как сфере

деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
−

обеспечивать

осознание

младшими

школьниками

взаимосвязи

деятельности человека с её результатами;
−

развивать основы потребительской культуры;

−

расширять активный словарь учащихся, включать в него экономические

термины;
−

способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне

новых социальных ролей, таких как «покупатель», «потребитель», и функций, их
характеризующих;
−

формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

−

показать необходимость человеческих знаний и образования для

формирования нового информационного общества и создания инновационной
экономики.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления
о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах
труда

людей.

Младшие

школьники

начинают

осознавать

зависимость

благосостояния общества и человека, удовлетворения потребностей от уровня
образования, от качества труда. Кроме того, они познают значение для человека
природных богатств, вырабатывают бережное отношением к природе и всем
видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда
людей.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации
обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической

деятельности:

работу

с

текстами

и

иллюстрациями,

познавательными заданиями, ролевые, дидактические и имитационные игры,
учебные задания.
Личностные,

регулятивные,

коммуникативные

и

познавательные

результаты освоения программы факультатива.
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как
экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между
членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что
представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость.
Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к
вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким
образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности,
уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» затрагивает такой
важный вопрос, как отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают,
как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (о членах своей
семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Планируемые результаты
К концу обучения ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей
человека.
Сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Базовые учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих
населению услуги.
Содержание программы факультатива
2-3 класс
1. Что нам нужно для жизни (11 часов)
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные
потребности, характерные для всего живого: потребность в пище, воде, тепле,
безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение,
образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия
жизни и профессии.
Базовые учебные действия:


различать потребности по видам;



определять потребности домашних питомцев;



формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:


игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;



рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

2. «Хочу», «могу» и «надо» (8 часов)
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия
человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все
желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в
первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких
желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким
в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками,
отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Базовые учебные действия:


определять потребности близких;



оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:


рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы

помочь людям?».
3. Как товары и услуги исполняют желания (15 часов)
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с
помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы
можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда,
обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на
рынках, ярмарках.
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель —
человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами
(получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).
Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации
(учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу,
поликлинику, на почту и т. д.
Школа

(вуз,

колледж)

как

учреждение,

которое

предоставляет

образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и
желания человека помогает исполнить образование.

Базовые учебные действия:


соотносить виды товаров и место их приобретения;



различать товары и услуги: понимать разницу между ними;



кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих

населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:


изготовление изделий из природного материала для подарка;



игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин», «Ярмарка»;



экскурсия в магазин;



экскурсия на почту.

Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, выполнена в полном объёме.
№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.

Тема занятия
1 четверть (9 ч.)

Введение.
Потребности — это всё то, что требуется для
жизни.
Рисование на тему «Что я возьму с собой на
необитаемый
остров».
Игра «Собери портфель».
Потребности в безопасности (защите от
внешних врагов и преступников, помощи при
болезни).
Культурные
потребности,
характерные
только для человека: общение, образование,
проявление своих интересов.
Естественные потребности, характерные для
всего живого: в пище, воде, тепле,
безопасности
(на
примере
домашних
питомцев).
Потребности и желания людей разного
возраста, имеющих разные условия жизни и
разные профессии.
Социальные потребности.
Рисование «Что мне нужно для жизни».
2 четверть (8 ч.)

Кол-во
часов

Дата проведения
план
факт

1

02.09

1

09.09

1
1

16.09
23.09

1

30.09

1

07.10

1

14.10

1
1

21.10
28.10

10. Потребности в уважении (признании со
стороны других людей, самоуважении, в
приобретении определённого общественного
положения).
11. Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно
для жизни?»
12. Желания, как первый шаг появления
культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
13. Делаю выбор. Желания (потребности) членов
семьи, которые необходимо удовлетворять в
первую очередь.
14. Ценность желаний, направленных на других
людей (из
таких желаний рождаются открытия и
изобретения).
15. Рисование на темы: «Мои желания», «Что я
изобрету для того, чтобы помочь людям?»
16- Хочу и могу. Желания (потребности) членов
17. семьи, которые необходимо удовлетворять в
первую очередь.
3 четверть (10 ч.)
18. Работа и профессия членов семьи.
19. Как можно помочь своим близким в
исполнении их желаний?
20. Итоговое занятие по теме «Хочу», «могу» и
«надо».
21. Что такое деньги? Их происхождение.
22. Потребности людей в деньгах.
23. Доходы семьи.
24. Твой вклад в доходы семьи.
25. Расходы семьи.
26. Товары, услуги и цены.
27. Где покупают товары?

1

11.11

1

18.11

1

25.11

1

02.12

1

09.12

1

16.12

2

23.12
30.12

1
1

13.01
20.01

1

27.01

1
1
1
1
1
1
1

03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03

1
1
1
1
1
1
1

31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05

1

19.05

4 четверть (8 ч.)

Почему цены разные?
Что значит экономить?
Как вести учёт доходов и расходов?
Мы идём за покупками.
Покупатель — продавец.
Игра «Магазин».
Услуги — действия, которые оказывают
человеку различные люди и организации.
35. Итоговое занятие.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Литература
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под
редакцией Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Землянская Е. «Экономика для младших школьников».
3. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебное пособие. — М.: ВИТАПРЕСС, 2007.
4. Журнал «Начальная школа» № 1/1998.
5. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель №
13–15/2000.
6. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель №
19–20/2002.
7. Словари, справочные и энциклопедические издания.
8. Райзберг А. «Твоя экономика».- Москва, 1996 г.
9. Фирсов Е.Г. «Интеллектуальные игры для школьников. Экономика».Ярославль, 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».