Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 200-од от 27.08.2021 года Директор школы О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РАБОТА С ТЕКСТОМ. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ» (приложение к ООП СОО МАОУ АГО «АСОШ №6») Уровень образования: среднее общее образование Количество часов: 69 часов 11 класс – 2 час в неделю, 68 часов Учебно – методический комплект для под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. Разработала: Андреевских Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория 1 Пояснительная записка Программа элективного курса «Работа с текстом. Учимся писать сочинение – рассуждение» предназначена для учащихся старших классов базового или профильного уровня. Содержание программы готовит учащихся к написанию итогового сочинение и сочинения на основе прочитанного текста. Данный курс исходит прежде всего из требований обязательного базового уровня по русскому языку и необходим для дополнительной подготовки учащихся, осваивающих программу среднего общего образования, к итоговой аттестации. Цели элективного курса: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям. Реализовать вышеназванные цели помогут следующие задачи: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе и сочинению по прочитанному тексту; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; 2 формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст сочинения; владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности. Планируемые результаты освоения курса В результате изучения курса учащийся должен уметь: адекватно понимать чужую речь; обрабатывать информацию; вычленять микротемы текста; создавать собственное связное высказывание в письменной форме по заданным параметрам; композиционно оформлять текст; отбирать языковые единицы и организовывать их в предложения и текст для передачи мысли; использовать в собственной речи различные грамматические конструкции. Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность: Целевые приоритеты Установление доверительных отношений учителем и его учениками Побуждение школьников соблюдать на общепринятые нормы поведения Методы и приёмы между Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя уроке Обсуждение правил общения со старшими (учителями) и сверстниками(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Привлечение внимания школьников к ценностному Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой аспекту изучаемых на уроках явлений информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания 3 учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Использование воспитательных Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского возможностей содержания учебного предмета поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных форм работы Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся школьников; дискуссии, групповая работа или работа в парах Мотивация эрудированных учащихся над их Наставничество неуспевающими одноклассниками Инициирование и поддержка исследовательской Реализация индивидуальных и групповых исследовательских проектов, деятельности школьников что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Содержание программы Тема и проблема. Тематика и проблематика текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Основные способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Комментарий как пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Типы комментариев. 4 Текстуальный комментарий. Концепционный комментарий. Типы информации в тексте. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Авторская позиция как итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Приемы выявления позиции автора. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Аргументация собственной позиции. Согласие / несогласие с авторской позицией. Правила построения текста-рассуждения. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Речевое оформление сочинения. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Курс безоценочный. В результате освоения курса и сдачи итогового зачета, обучающиеся получают общий зачет за курс. 5 Тематическое планирование учебного курса для 11 класса № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Наименование разделов и тем Всего часов Итоговое сочинение. Общие требования к написанию. Логическая схема сочинения – рассуждения. Требования к вступлению. Формулирование тезиса Подбор доводов и примеров. Требования к заключению. Формулирование вывода Проработка первого раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Внутренний мир человека и его личностные качества. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Познание человеком самого себя. Познание человеком самого себя. Свобода человека и ее ограничения. Свобода человека и ее ограничения. Проработка второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Семья, род; семейные ценности и традиции. Человек и общество Человек и общество Родина, государство; гражданская позиция человека. Родина, государство; гражданская позиция человека. Проработка третьего раздела «Природа и культура в жизни человека». Природа и человек. Наука и человек. Искусство и человек. 6 Контрольные работы Виды занятий Развитие речи другое 1 1 1 1 1 практикум 1 1 практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 практикум практикум практикум практикум практикум Практикум Практикум 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Язык и языковая личность. Практикум по итоговому сочинению. Стилистический анализ текста. Стилистический анализ текста. Средства связи в тексте. Средства связи в тексте. Средства связи в тексте. Средства связи в тексте. Запоминание деталей и понимание содержания текста. Запоминание деталей и понимание содержания текста. Типы речи. Логическая связь между предложениями . Логическая связь между предложениями. Сочинение по прочитанному тексту. Общие требования к написанию. Сочинение по прочитанному тексту. Общие требования к написанию. Тема и проблема. Тематика и проблематика текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Основные способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Комментарий как пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Типы комментариев. Текстуальный комментарий. Концепционный комментарий. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Авторская позиция как итог размышлений, вывод, к которому приходит автор 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практикум 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. текста. Приемы выявления позиции автора. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Аргументация собственной позиции. Согласие/несогласие с позицией автора. Правила построения текста-рассуждения. Понятие и структура аргумента. Виды аргументов. Типичные ошибки аргументации. Основные части сочинения. Виды и формы вступления и заключения. Речевое оформление сочинения. Распространенные речевые ошибки. Распространенные грамматические ошибки. Сочинение по прочитанному тексту. Сочинение по прочитанному тексту. ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 8 зачет зачет 2