Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "" АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от «28» августа 2020 года Директор школы О.А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью (приложение к ООП ООО МАОУ АГО «АСОШ №6») Уровень образования: основное общее образование (5 – 9 класс) Количество часов: 525 часов 5 класс – 3 часа в неделю, 105 часов 6 класс – 3 часа в неделю, 105 часов 7 класс – 3 часа в неделю, 105 часов 8 класс – 3 часа в неделю, 105 часов 9 класс – 3 часа в неделю, 105 часов Разработали: Лёшин Михаил Иванович учитель физической культуры I квалификационной категории; Панов Никита Андреевич, Учитель физической культуры Федотова Ирина Анатольевна, учитель физической культуры I квалификационной категории. 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Минимальный уровень: знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя); выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности; выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя); участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры. Достаточный уровень: представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде; выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела), подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя); выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; 2 знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения; объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. Содержание учебного предмета Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение. В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики. В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.). Освоение раздела «Лыжная и конькобежная подготовка» направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе. Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал). Теоретические сведения Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений. Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры. Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. 3 Гимнастика Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики. Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов. Легкая атлетика Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах. Практический материал: Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п. Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности. Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат». Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель. Лыжная и конькобежная подготовки Лыжная подготовка Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма. Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов. Практический материал. Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты. Конькобежная подготовка Теоретические сведения. Занятия на коньках как средство закаливания организма. Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время. Подвижные игры Практический материал. 4 Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др. Спортивные игры Баскетбол Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий баскетболом на организм учащихся. Практический материал. Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача. Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча. Волейбол Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол. Практический материал. Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево. Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами. Настольный теннис Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр. Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры. Хоккей на полу Теоретические сведения. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Практический материал. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее изученных правил. Подвижные игры и игровые упражнения: - коррекционные; - с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием; - с бегом на скорость; - с прыжками в высоту, длину; - с метанием мяча на дальность и в цель; - с элементами пионербола и волейбола; - с элементами баскетбола; - игры на снегу. Проверочные испытания по видам упражнений: - бег 30—60 м; - бег 500 м; - прыжок в длину с места; - сила кисти (правой, левой); - метание малого мяча на дальность; 5 - бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. - подтягивания; Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае. Оценивание результатов физической подготовленности производится индивидуально. 6 Тематическое планирование по физической культуре в 5 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Наименование разделов и тем Легкая атлетика - 9 ч. Инструктаж по ТБ. Высокий старт до 10-15 м. Встречная эстафета. Высокий старт до 10-15 м. Бег с ускорением 30-40м. Бег с ускорением 30-40м. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 50-60 м. Эстафеты. Бег с ускорением 50-60 м. Специальные беговые упражнения. Бег 60 м на результат. Встречная эстафета. Равномерный бег 10 минут. Эстафеты Специальные беговые упражнения. Высокий старт. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом перешагивания. Гимнастика-6 ч. Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения. ОРУ без предметов на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки). Развитие силовых возможностей. Вис согнувшись, вис прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки). Строевые упражнения. Подтягивание в висе на перекладине. Развитие силовых возможностей. ОРУ с обручем. Подтягивание в висе на перекладине. Подтягивание в висе на перекладине на результат. Строевые упражнения, перестроения. Баскетбол - 27 ч. Инструктаж по ТБ. Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в минибаскетбол. Терминология баскетбола. Терминология баскетбола. Игра в мини-баскетбол. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Передача мяча от груди в движении. Эстафеты. Передача мяча от груди в движении. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. ОРУ. Ведение мяча с разной высотой отскока. Эстафеты. ОРУ. Ведение мяча с разной высотой отскока. Развитие координационных способностей. Бросок мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. Бросок мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в круге. Бросок двумя руками от головы с места. Ловля мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча на месте. Развитие координационных способностей. Ведение мяча в движении и с изменением скорости. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в квадрате. Ведение мяча в движении и с изменением скорости. Бросок двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Бросок двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Позиционное нападение 5:0 без изменения позиций игроков. Терминология баскетбола. Позиционное нападение 5:0 без изменения позиций игроков. Игра в мини-баскетбол. Бросок одной рукой от плеча. Нападение быстрым прорывом. Бросок одной рукой от плеча. Игра в мини-баскетбол. Бросок одной рукой от плеча в движении. Эстафеты. Бросок одной рукой от плеча в движении. Развитие координационных способностей. ОРУ. Игры: 2x2, 3x3. Эстафеты. ОРУ. Игры: 2x2, 3x3. Игра в мини-баскетбол. Игра в мини-баскетбол. Эстафеты. Развитие координационных способностей. Гимнастика -12 ч. Строевые упражнения. Перестроения. Вскок в упор присев. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. ОРУ с предметами. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Строевой шаг. Развитие силовых способностей. ОРУ. Развитие координационных способностей. Строевые упражнения. ОРУ с предметами. Развитие силовых качеств и гибкости. Эстафеты. Строевой шаг. Кувырок вперед. Эстафеты. ОРУ в движении. Кувырок вперед. Развитие координационных способностей. Кувырок вперед и назад, Эстафеты. Кувырок вперед и назад на оценку. Эстафеты. ОРУ с обручем. Строевые упражнения. Развитие силовых качеств. ОРУ с гимнастической палкой. Развитие силовых качеств и гибкости. Лыжная подготовка-21 ч. Инструктаж по ТБ. Требования к одежде на уроке. Подбор лыж для учащихся. Одновременный двухшажный ход. Прохождение 1,5 км. Одновременный двухшажный ход. Прохождение 1,5 км. Одновременный двухшажный ход и бесшажный. Эстафеты. Бесшажный ход. Подъем « елочкой». Подъем «елочкой». Прохождение 1,5 км. Оказание помощи при обморожении. Упражнение «Снежинка», повороты на месте. Торможение и поворот упором. Эстафеты. Торможение и поворот упором. Прохождение 2 км. Прохождение 2 км. Игра « Остановка рывком». Прохождение 2 км на результат. Игра « С горки на горку» Игры: « С горки на горку», « Остановка рывком», эстафеты. Прохождение дистанции 2,5 км. Эстафеты. Торможение «плугом». Одновременный двухшажный ход и бесшажный. Эстафеты. Торможение «плугом». Прохождение дистанции 2,5 км. Подъем «полуелочкой». Сочетание лыжных ходов. Подъем «полуелочкой». Эстафеты. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 Спуски в низкой стойке. Игры: « С горки на горку», « Остановка рывком», Спуски в низкой стойке. Прохождение дистанции 2,5 км. Прохождение дистанции 2,5 км. Эстафеты. Прохождение дистанции 2,5 км. На результат Волейбол -18 ч. Инструктаж по ТБ. Стойка и передвижение игрока. Стойка и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками, в парах и над собой. Передача мяча сверху двумя руками, в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах и над собой. Передача двумя руками сверху на месте. Прием мяча снизу двумя руками в парах и над собой. Эстафеты. Нижняя прямая передача 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. Нижняя прямая передача 3-6 м. Перемещение в стойках. Перемещение в стойках. Игра в мини-волейбол. Прием мяча снизу, над собой и на сетку. Эстафеты. Прием мяча снизу, над собой и на сетку. Игра в мини-волейбол. Прием мяча сверху, над собой, передача мяча партнеру сверху двумя руками. Эстафеты. Прием мяча сверху, над собой, передача мяча партнеру сверху двумя руками. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. Прием мяча сверху, над собой, передача мяча партнеру сверху двумя руками. Игра в мини-волейбол. Передача мяча на месте, в парах снизу и сверху. Эстафеты. Передача мяча на месте, в парах снизу и сверху. Игра в мини-волейбол. Нижняя прямая подача мяча 3-6м. на результат. Эстафеты. ОРУ. Игра в мини-волейбол. Эстафеты. Передача мяча в квадрате, треугольнике. Игра в мини-волейбол. ОРУ. Передача мяча в квадрате, треугольнике. Игра в мини-волейбол. Легкая атлетика-9 ч. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом перешагивания. Метание теннисного мяча на дальность. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом перешагивания. Специальные беговые упражнения. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Специальные беговые упражнения. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом перешагивание на результат. Эстафеты. Метание теннисного мяча на заданное расстояние и на дальность. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма. Метание теннисного мяча на дальность на результат. Специальные беговые упражнения. Равномерный бег 10 минут. Развитие выносливости. Равномерный бег 10 минут. Специальные беговые упражнения. Эстафеты. ОРУ. Равномерный бег 10 минут. Эстафеты. ОРУ. Игры на свежем воздухе Резерв. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 105 Резерв Итого за год 105 уроков 10 11