МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артинского городского округа МАОУ АГО "АСОШ №6" УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Голых О.А. Приказ №140-од от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-6 классов Арти 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Алгебра» на уровень основного общего образования для обучающихся 7–9-х классов МАОУ АГО «АСОШ № 6» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р; учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МАОУ АГО «АСОШ № 6» от 30.08.2023 № 140-од «Об утверждении основных образовательных программ»; федеральной рабочей программы учебного курса «Алгебра», который входит в состав учебного предмета «Математика». Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ АГО «АСОШ № 6». Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получениюзнаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации; • собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструированиеэкономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Страхование» и т. д. 2 Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; • игры, практические заданияпо работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм; • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Результаты освоения курса Личностные результаты (личностные характеристики и установки)изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансоваяграмотность»: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернетсайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). • Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; 3 • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. • Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Формы занятий При проведении занятий курса «Финансовая грамотность» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательскихработ, круглый стол и др.). Содержание курса Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этогозащититься (6 часов) Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этогозащититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можностраховать. Как работает страховая компания Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Что такое социальные пособия и какие они бывают. Раздел 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (5 часов) Для чего нужны банки. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. 4 № п/п 1. 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 Календарно-тематическое планирование(16 час) Тема Количество часов всего ср проект Название раздела (количество часов) Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (5 часов) Почему возникают риски потери денег и имущества и как 1 от этого защититься Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как 1 можно страховать Ролевая игра «Страхование». 1 Как работает страховая компания 1 Обобщение результатов изучения раздела 1 1 0,5 Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) Могут ли люди быть финансово независимыми от 1 государства. Что такое налоги и почему их надо платить Какие бывают налоги. Учимся считать налоги 1 0,5 1 Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства Что такое социальные пособия и какие они бывают. Какие 1 социальные пособия получают люди Обобщение результатов изучения раздела 2 1 1 Раздел 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (5 часов) Для чего нужны банки. Какие бывают вклады 1 1 Что такое кредиты и надо ли их брать 1 0,5 Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Решение задач 1 Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Ролевая игра «Открываем фирму» Обобщение результатов изучения раздела 3 1 1 1 1 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» 0,5 0,5 05 Методика оценивания образовательных достижений Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов,которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»: • личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; • способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения. 5 Данные особенности оценивания, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио. самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов. 1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты. 2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку. 3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку. 4. Осуществляется согласование оценок. Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале. Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально. Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь. Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых миниисследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса, учащиеся выполняют контрольную работу. Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога. 6 Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов: 1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»); 2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»); 3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. Учебно-методическое обеспечение курса 1. 2. 3. 4. 5. Основная литература Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся разумному финансовому поведению) Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению) Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». – В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с. 7 8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 4. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 5. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru 6. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказыне очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с. 7. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 8