РП 7 ОФГ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артинского городского округа
МАОУ АГО "АСОШ №6"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Голых О.А.
Приказ №140-од от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 5-6 классов

Арти 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Алгебра» на уровень основного общего образования для
обучающихся 7–9-х классов МАОУ АГО «АСОШ № 6» разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 концепции
развития математического образования, утвержденной распоряжением
Правительства от 24.12.2013 № 2506-р;
 учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МАОУ АГО «АСОШ
№ 6» от 30.08.2023 № 140-од «Об утверждении основных образовательных программ»;
 федеральной рабочей программы учебного курса «Алгебра», который входит в состав учебного
предмета «Математика».
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ АГО «АСОШ № 6».
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
•
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование
активной
жизненной
позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах
финансово грамотного поведения;
•
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также
способов поиска и изучения информации в этой области;
•
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получениюзнаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами,
как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает
конструированиеэкономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках
с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные
проекты, например: «Банк и его услуги», «Страхование» и т. д.
2

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
•
игры, практические заданияпо работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами,
а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной
работы и работы в малых группах.
Результаты освоения курса
Личностные результаты (личностные характеристики и установки)изучения курса «Финансовая
грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи
и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов
и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях,
участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых
жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансоваяграмотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернетсайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в
зависимости
от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе
диаграммы связей;
• выполнение логических
действий
сравнения
преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ
информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян,
о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для
частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных
благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты
по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность,
финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в
области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
• Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой
грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
3

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических

отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и
активизации.
• Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций
в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных
проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и
практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет,
знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы занятий
При проведении занятий курса «Финансовая грамотность» используются различные формы: беседа,
игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, мини-проект,
мини-исследование, фестиваль исследовательскихработ, круглый стол и др.).
Содержание курса
Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этогозащититься (6 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этогозащититься. Что такое страхование и
для чего оно необходимо. Что и как можностраховать. Как работает страховая компания
Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо
платить. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
Раздел 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (5 часов)
Для чего нужны банки. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать.

4

№
п/п

1.
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1

Календарно-тематическое планирование(16
час)
Тема
Количество часов
всего
ср
проект
Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
(5 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как
1
от этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как
1
можно страховать
Ролевая игра «Страхование».
1
Как работает страховая компания
1
Обобщение результатов изучения раздела 1
1
0,5
Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от
1
государства. Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают налоги. Учимся считать налоги
1
0,5
1
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
Что такое социальные пособия и какие они бывают. Какие
1
социальные пособия получают люди
Обобщение результатов изучения раздела 2
1
1
Раздел 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (5 часов)
Для чего нужны банки. Какие бывают вклады
1
1
Что такое кредиты и надо ли их брать
1
0,5
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
Решение задач
1
Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Ролевая игра
«Открываем фирму»
Обобщение результатов изучения раздела 3
1
1
1
1
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая
грамотность»

0,5

0,5

05

Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные
достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов,которые в
соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы
заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой
грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Две принципиальные характеристики
оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые
возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни,
где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного
финансового поведения.
5

Данные особенности оценивания, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают
персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование
при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения
направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе
портфолио. самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя)
своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной
деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно,
чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е.
образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности,
обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает
свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной
системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения
учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и
средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать
собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений
по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть
дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать
и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его
финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и
презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела
или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и
итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии.
Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать
собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к
развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты
выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в
дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в
рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых
результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом
промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых миниисследованиях, стендовые доклады,
учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На
занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса, учащиеся выполняют контрольную
работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных
результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием
материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую
контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов
реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции
и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих —
самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
6

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе,
оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном.
При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он
достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что
соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что
соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Учебно-методическое обеспечение курса

1.

2.

3.

4.

5.

Основная литература
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7
классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению) Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей.
5–7 классы общеобразоват.орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению)
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические
рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. –
(Учимся разумному финансовому поведению).
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы
общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому
поведению)
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». – В трех томах. Т. 2.
Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. –
Москва, 2019. – 54 с.

7

8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг.
М.:
ВИТА-ПРЕСС,
2016.
(Дополнительное
образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
4. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.:
Российская
экономическая
школа,
2010.
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
6. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказыне
очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
7. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет:
учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».