РП 5-6 ОФГ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артинского городского округа
МАОУ АГО "АСОШ №6"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Голых О.А.
Приказ №140-ОД от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 5-6 классов

Арти 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» на
уровень основного общего образования для обучающихся 5–6-х классов
МАОУ АГО «АСОШ № 6» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
• концепции развития математического образования, утвержденной
распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р;
• учебного плана основного общего образования, утвержденного
приказом приказом МАОУ АГО «АСОШ № 6» от 30.08.2023 № 140-од «Об
утверждении основных образовательных программ».
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МАОУ АГО «АСОШ № 6».
Программа составлена на основе учебной программы Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А.
Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО,
2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение
2

планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков,
на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом,
реализующим интересы
обучающихся
5–6
классов
в
сфере
экономики семьи. Курс рассчитан на 52 часов: 34 часа в 5 классе, 18 часов в 6
классе.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной
жизненной
позиции, основанной
на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и
выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и
изучения информации в этой области;
•
воспитание интереса
учащихся
к
дальнейшему
получению
знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и
проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с
такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на
различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими
простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года»,
3

«Расходы
на
проведение
праздника
(школьного,
семейного,
государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье
и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и

4

предоставления
информации
и
публичных
проектной работы и работы в малых группах.

выступлений,

Результаты освоения курса
Личностные результаты (личностные характеристики и установки)
изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении,
понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности
за
своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен
быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их
влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая
грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и
журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической
информации
в
зависимости
от
поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы
связей;
•
выполнение
логических
действий
сравнения
преимуществ
и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
5

•
установление
причинно-следственных
связей
между
уплатой
налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
•
построение рассуждений-обоснований (от
исходных
посылок к
суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том
числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по
депозитам и
кредитам,
проводить
расчёты
с
валютными
курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая
финансовая
информация,
учебный
проект
в области экономики семьи, учебное исследование экономических
отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов
по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе
определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в
семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических
отношений
в
семье
и
обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных
знаний
и
умений
для
решения
элементарных
вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье
и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов
по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций
и
позиций
в
совместной
деятельности,
находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов сторон;
6

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать
своё
мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
•
умение
использовать
информационно-коммуникационные
технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный
курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах
и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в
экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией,
её
осмысление,
проведение
простых
финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Формы занятий
При проведении занятий курса «Финансовая грамотность» используются
различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и
7

групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной
литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательских
работ, круглый стол и др.).
Содержание курса
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (6 часа)
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
5. Обобщение результатов 1 раздела.
6. Выполнение работ на РЭШ
Раздел 2. Доходы и расходы семьи (17 часов)
1. Деньги: что это такое
2. Функции денег
3. Учебные мини-проекты «Деньги»
4. Из чего складываются доходы семьи
5. Учимся считать семейные доходы
6. Исследуем доходы семьи
7. Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
8. Как появляются расходы семьи
9. Учимся считать семейные расходы
10. Исследуем расходы семьи, практическая работа
11. Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
12. Как сформировать семейный бюджет
13. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
14. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
15. Обобщение результатов изучения 2 раздела.
16. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
17. Выполнение работа на РЭШ.
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (11 часов)
1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого
защититься
8

2. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно
страховать
3. Как работает страховая компания
4. Ролевая игра «Страхование»
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».
Практическая работа «Заем, виды займов».
Деловая игра «Работа банка».
Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься»
10. Обобщение результатов изучения курса финансовая грамотность за 5
класс
11. Выполнение работ на РЭШ.
Календарно-тематическое планирование
5.
6.
7.
8.
9.

5 класс (34 часа)
№
п/п

1.
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема

Количество
часов

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (6 часа)
Почему так важно развивать свою финансовую
1
грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
1
Учимся оценивать финансовое поведение людей
1
Учимся оценивать свое финансовое поведение
1
1
Обобщение результатов 1 раздела
Выполнение работ в РЭШ
1
Раздел 2. Доходы и расходы семьи (17 часов)
Деньги: что эта такое
1
Функции денег
1
1
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
1
Учимся считать семейные доходы
1
Исследуем доходы семьи
1
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
1
1
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
1
Исследуем расходы семьи
1
Учебные мини-проекты «расходы семьи»
1

9

Практикум

1
1

1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Как сформировать семейный бюджет
1
Ролевая игра «Семейный совет по составлению
1
бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
1
1
Обобщение результатов изучения 2 раздела
1
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
1
1
Выполнение работ в РЭШ
1
1
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(11 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и
1
как от этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
1
Что и как можно страховать
1
Ролевая игра «Страхование»
1
1
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит,
1
депозит».
Практическая работа «Заем, виды займов».
1
Деловая игра «Работа банка».
1
1
Деловая игра «Я хочу взять кредит».
1
1
Презентация портфолио «Риски потери денег и
1
1
имущества и как человек может от этого защититься»
Обобщение результатов изучения курса финансовая
1
1
грамотность за 5 класс
Выполнение работ в РЭШ
1
1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п/

1.

2.
3.
4.

5.

Раздел
Тема урока

Колво
часов

6 класс (34 часа)

Финансовое планирование
Личное
финансовое
планирование. Личный бюджет.
Семейный бюджет.
Доходы семейного бюджета. Виды
доходов семейного бюджета.
Решение задач на тему «Доходы
семьи»
Источники доходов семейного
бюджета. Расходы семейного
бюджета. Виды расходов семейного
бюджета.
Решение задач на тему «Семейный

Виды занятий
Практикум

1

Проект

Другое
1

1
1

1

1

1

1
10

6.
7.
8.

бюджет»
Сбережения. Накопления.
Решение задач на тему
«Накопления»
Дорогие покупки. Бюджетный
баланс.

1
1

1

1

Финансовые решения в семье
9.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Деньги и их виды. Функции денег.
Платёжные
системы.
Национальная платёжная система.
Быстрые платежи.
Наличные деньги. Безналичные
деньги.
Валюты.
Российский
рубль — национальная валюта.
Решение задач на тему «Платежи
и покупки»
Осознанное
финансовое
поведение.
Собственность. Имущество и
обязательства.
Решение задач на тему «Имущество
и обязательства
Решение задач на тему
«Коммунальные платежи»
Личная ответственность при
использовании денег.
Обобщение результатов изучения
курса
Обобщение результатов изучения
курса
ИТОГО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

18

Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
1. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование
инновационных
образовательных
технологий
для
формирования
компетентностных образовательных результатов школьников: методические
рекомендации
для
учителя
к
программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
2. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470
11

с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая
грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)

12

8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая
грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр.
орг.
М.:
ВИТА-ПРЕСС,
2016.
(Дополнительное
образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.:
Российская
экономическая
школа,
2010.
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
6. Детский экономический словарь, или
Маленькие
рассказы
не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
104 с.
7. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет:
учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».