РП 9 живой мр

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 140-од от «30» августа 2023 года
Директор школы
О.А. Голых

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Живой мир»
для обучающихся 9 классов

Арти, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Живой мир» на уровень
основного общего образования для обучающихся 9-х классов МАОУ АГО
«АСОШ № 6» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программам

—

образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• Концепции преподавания учебного предмета «Биология»;
• Концепции экологического образования в системе общего образования;
• СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
• учебного плана основного общего образования, утвержденного
приказом МАОУ АГО «АСОШ № 6» от 30.08.2023 № 140-од «Об
утверждении основных образовательных программ»;.

Рабочая

программа

ориентирована

на

целевые

приоритеты,

сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МАОУ АГО «АСОШ № 6».
Учебный курс «Живой мир» предназначен для учащихся 9 классов
основной школы.
Данный курс позволит расширить и систематизировать знания учащихся
о важнейших признаках основных царств живой природы: животных,
растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации
растений и животных: отдел (тип), класс; об

усложнении растений и

животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости
биосферы

и

результата

эволюции.

Преподавание

учебного

курса

предполагает использование различных педагогических методов и приёмов:
лекционно-семинарской

системы

занятий

и

тренинги

–

работу

с

тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Изучение
материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к
основному государственному экзамену (ОГЭ) и дальнейшему выбору
биологического и медицинского профиля. Элективный курс рассчитан на 17
часов учебных занятий.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты обучения
-формирование ответственного отношения к обучению, способности к
самообразованию;
- формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения

- планировать

свою

деятельность

самостоятельно и под руководством

учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами; выявлять причинно-следственные связи;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой
информации;
- работать с текстом и его компонентами; - создавать презентации, используя
возможности компьютерных технологий.
- организовывать свою учебную деятельность;
- ставить учебные задачи;
- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- сравнивать и классифицировать объекты;
- определять проблемы и предлагать способы их решения; - применять
методы анализа и синтеза;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой
информации, в том числе ресурсы Интернета; - представлять информацию в
различных формах;

- составлять аннотации, рецензии, резюме;
- Уметь делать сообщение, вести дискуссии.
Предметные результаты обучения:
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов:
-живых организмов; генов и хромосом;
-клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
- сущность биологических процессов:
-обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь

объяснять:

роль

биологии

в

формировании

современной

естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и
самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе(классификация).
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса по результатам

выполнения

практических работ ставится итоговая оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Содержание курса
Тема Признаки живых организмов
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых
объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение
биологических объектов.
Тема Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных,

человека.

Царство

Грибы.

Лишайники.

Организация,

классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. Царство
Растения.

Систематический

обзор

царства

Растения:

мхи,

папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани
и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские
черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип
Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения о эволюции. Усложнение растений и животных в

процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Тема Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов

к

Взаимодействия
паразитизм).

различным
разных

Сезонные

видов

экологическим

факторам.

Популяция.

(конкуренция, хищничество, симбиоз,

изменения

в

живой

природе.

Экосистемная

организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в
природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние 8 на собственную жизнь и жизнь
других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тематическое планирование учебного курса «Живой мир» для 9 класса
№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы.
Гены и хромосомы
Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы Признаки
живых организмов.
Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные
организмы
Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология
как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии –
возбудители заболеваний
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе,
жизни человека
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и
органы высших растений.
Основные семейства цветковых растений. Практическая работа:
«Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы,
Растения»
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы,
Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие
Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие
как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практическая работа «Решение тестовых заданий по темам: «Царство
Животные, Учение об эволюции органического мира»

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12

13
14

Виды занятий
Практические
другое
работы

1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1
1

1
1

1

15

Взаимодействия видов Влияние экологических факторов на организмы.

1

16

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

1

17

Практическая работа: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи
организмов и окружающей среды»

1

3

1

Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Мазяркина Т.В., Первак С.В. ОГЭ – 2023: типовые варианты
экзаменационных заданий. М.: Экзамен, 2022.
2. Учебники по биологии линии Пасечника В.В. 5-9 кл.
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов,
лишайников. 10-11 кл.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая
Российская энциклопедия, 2001. 3. Жизнь растений. Т. 1-6. М.: Просвещение,
1974 - 1982.
4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008
5. Пасечник В.В. Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.:
Просвещение, 20021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».