МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования Администрации АГО МАОУ АГО "АСОШ №6" УТВЕРЖДЕНО [Директор] ________________________ [Голых О.А.] Приказ №140-од от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 12152) учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5-9 классов ПРИЛОЖЕНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК В БЛОКАХ» (объём:17 часов, для обучающихся 9 класса, 2023-2024 уч.год) пгт. Арти, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык в блоках» на уровень основного общего образования для обучающихся 9-х классов МАОУ АГО «АСОШ № 6» разработана в соответствии с требованиями: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; • концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р; • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МАОУ АГО «АСОШ № 6» от 30.08.2023 № 140-од «Об утверждении основных образовательных программ». Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ АГО «АСОШ № 6». Обучение направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения русского языка выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; 2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире; 3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; 4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук; 6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; 7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебноисследовательской, проектной, коммуникативной и др.; 10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты; 2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; 2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; 6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 7) владение различными приёмами редактирования текстов; 8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; 9) умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При решении задач обучения русскому языку на углубленном уровне отказ от линейного способа изложения материала и объединение частей различных разделов курса в структурно-содержательные блоки. При подобном структурировании учебного материала учитывается взаимосвязь между: • подачей теоретического материала; • отработкой на его основе: навыков грамотного письма, норм литературного языка, • различными аспектами анализа текста; • разнообразными формами организации речевой деятельности. Блочно-модульное построение углублённо-обобщающего курса русского языка в 9 классе позволяет: 1)представить содержание обучения в виде законченных самостоятельных информационных блоков-комплексов, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью; при этом дидактическая цель чётко формулируется для обучающегося и содержит указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения; 2) формировать различные типы компетенции на материале одного блока, состоящего из четырёх модулей; 3) обеспечить осмысленное возвращение и «наслоение» в каждом следующем разделе новых сведений о языке и речи на ранее изученные, что даёт более стойкий образовательный эффект, чем изучение материала по линейному принципу; 4) предоставить возможность ученику максимум времени работать самостоятельно, учиться самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях; 5) изменить форму общения учителя и ученика; блочно-модульное построение курса позволяет перевести обучение на субъектно-субъектную основу; отношения между обучающимся и обучающим становятся паритетными; 6) индивидуализировать работу с отдельным учеником, так как при использовании составных частей модуля на печатной основе и самостоятельной работе с ним учащихся у учителя высвобождается время для индивидуальной помощи и консультирования. Календарно-тематическое планирование 9 класс Наименование модуля (раздела) программы «Лексика и фразеология» Количество часов 1+1* Универсальные учебные действия (УУД) Цели педагогическая: создание условий для углубленного изучения лексики и фразеологии; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться выделять лексическое значение слова, находить в предложении синонимы, антонимы, омонимы и фразеологические обороты Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; «Морфемика и словообразован ие» 1 педагогическая: создание условий для работы с анализами слов - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться делать морфемный и словообразовательн ый анализ слов - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, «Грамматика. Морфология» 2 педагогическая: создание условий для выявления основных признаков самостоятельны х частей речи; - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться различать самостоятельные и служебные части речи - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: «Грамматика. Синтаксис» 4* педагогическая: создание условий для выявления основных признаков простого и сложного предложения; - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета ученическая: в Познавательные: результате - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение освоения данного логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, модуля ученик подтверждающих или опровергающих тезис; получит -осуществление библиографического поиска, извлечение возможность необходимой информации из различных источников; различать простое предложение от -определение основной и второстепенной информации, осмысление сложного, а также цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной различать знаки цели; препинания в -применение методов информационного поиска, в том числе с предложениях помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. «Орфография» 4 педагогическая: создание условий для выявления основных ошибок в орфограммах написания слов; Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета ученическая: в Познавательные: результате - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение освоения данного логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, модуля ученик подтверждающих или опровергающих тезис; получит -осуществление библиографического поиска, извлечение возможность, необходимой информации из различных источников; используя орфограммы, -определение основной и второстепенной информации, осмысление грамотно писать цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной слова цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; «Пунктуация» 3 педагогическая: создание условий для изучения грамотного расставления знаков препинания в предложениях; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета ученическая: в Познавательные: результате - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение освоения данного логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, модуля ученик подтверждающих или опровергающих тезис; научится -осуществление библиографического поиска, извлечение обособлять необходимой информации из различных источников; определение, обстоятельство, -определение основной и второстепенной информации, осмысление уточняющие члены цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной предложения, цели; вводные слова и -применение методов информационного поиска, в том числе с конструкции помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: «Речь» 1 педагогическая: создание условий для выявления основных признаков текста; - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться выделять главную мысль текста, отличать его от набора предложений, озаглавливать текст. - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; «Языковые нормы» 1 педагогическая: создание условий для выявления грамматических норм; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться находить грамматические нормы. - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; «Выразительно сть русской речи 1* педагогическая: создание условий для анализа средств выразительности ; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться анализировать - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Познавательные: - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; -осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников; средства выразительности. -определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами Регулятивные: - выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - обращается к способу действия, оценивая свои возможности; - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - адекватное восприятие устной и письменной речи; - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета Тематическое планирование № урока Тема Дата Количество часов 1. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. 1 2. Фразеологические обороты. Лексический анализ. Анализ средств выразительности 1 3. 1 4. Значимые части слова. Морфемный анализ слов. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова. 5. Словосочетание. 1 6. 1 8. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Второстепенные члены предложения. Осложненное простое предложение. Синтаксический анализ простого предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. 9. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ сложного предложения. 1 10. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е/Ё после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание служебных слов. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные определения. 1 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах и при уточняющих членах предложениях. Пунктуация в простом и сложном предложениях. 1 7. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1 1 1 1 1 1 1 1 17. Грамматические нормы. Итого: 1 17часов