МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МАОУ АГО "АСОШ №6" УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Голых О.А. Приказ № 140-од от «30» августа 2023 г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд (Кулинария)» (для 6 класса) Арти 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.............................................................. 9 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Поварское дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд (Поварское дело)» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа в год (6 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд». Цель обучения – получение обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. 3 Задачи обучения: овладение санитарно - гигиеническими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в работе повара; развитие потребности в труде; обучение обязательному общественно полезному труду; подготовка к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; расширение знаний о кулинарии как о предметно-преобразующей деятельности человека; расширение кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в приготовлении пищи; расширение знаний о продуктах, материалах, используемых в поварском деле; формирование представлений о технологии производства пищи; ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных производственных профилей мастерских в в условиях соответствии школьных с учебно- физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; ознакомление с профессией повара, формирование представлений о предприятиях общественного питания, структуре процесса приготовления пищи, деятельности предприятия общественного питания, содержании и условиях труда повара; формирование трудовых навыков и умений, необходимых для участия в производительном труде, связанном с приготовлением пищи; формирование знаний об организации труда и рабочего места повара, планировании его трудовой деятельности; 4 совершенствование практических умений и навыков использования различных продуктов и материалов, используемых в поварском деле; коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (Поварское дело)» в 6 классе определяет следующие задачи: введение допрофессиональных знаний и умений, необходимых для ознакомления с профессией повара; приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности; формирование умений производить расчёт продуктов для приготовления блюд; знакомство и первоначальное практическое усвоение необходимых в повседневной жизни приёмов ручного базового (безопасного) и механизированного труда в поварской деятельности; 5 расширение кругозора, развитие познавательного деятельности трудового характера, воспитание интереса и хозяйственности и аккуратности в практической работе; формирование умения работать с режущими кухонными инструментами; формирование умений выполнять практические действия по нарезке простых форм нарезки овощей: соломка, кубики, дольки, брусочки; формирование умений работать с бытовыми приборами: тостер, кухонный комбайн, индукционная варочная панель. 6 I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. На уроках профильного труда «Поварское дело» используются современные цифровые образовательные ресурсы, которые служат средством развития трудовых навыков обучающихся. Они включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять, защищать свои идеи, давать определения понятий, точно выражать свои мысли, работать в паре, группе. Применение изучении современных трудового информационных профиля технологий «Поварское при дело» позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; повысить мотивацию обучения (например, применяя изобразительные средства программы или вовлекая в игровую ситуацию); формировать культуру познавательной деятельности. 7 Содержание разделов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Название раздела Значение продуктов в жизни человека Продовольственные товары Продовольственный магазин Кухня - место приготовления пищи, зоны кухни Кухонные принадлежности: шинковка (терка), разделочные доски из дерева, пластика, стекла Кухонная посуда: салатник, сковорода, кастрюля Знакомство с продуктами и материалами, используемыми в поварском деле, их основными свойствами Виды зелени Свежие и отварные овощи Яйца. Знакомство с технологией приготовления блюд из яиц: варка, жарка и приготовление омлета Бутерброды, виды бутербродов: закусочные бутерброды (канапе) Горячие напитки: кофе, какао Итого: Количество часов Количество контрольных работ, тестов 2 2 6 1 2 2 20 1 4 10 8 1 6 1 2 68 4 8 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность начальных представлений о собственных возможностях; овладение начальными трудовыми умениями и навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; формирование начальных умений и навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Предметные: Минимальный уровень: иметь представление о разных группах продуктов питания; значении отдельных видов питания, относящихся к различным группам; понимать их значение для здорового образа жизни человека; готовить несложные блюда под руководством учителя; иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдать требования к процессу приготовления пищи; соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; отбирать (с помощью учителя) продукты, инвентарь, посуду и оборудование, необходимые для работы; иметь представление о назначении и устройстве применяемых ручных инструментов, приспособлений и оборудования; 9 читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в процессе приготовления блюд; понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его результатов; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; выслушивать предложения и мнения товарищей, адекватно реагировать на них; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Достаточный уровень: знать правила техники безопасности и соблюдать их; соблюдать правила организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место; производить самостоятельный отбор продуктов и инструментов, необходимых для работы; экономно расходовать продукты для приготовления блюд; планировать предстоящую практическую работу; составлять алгоритм действий для выполнения практической работы; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; знать способы хранения и переработки продуктов питания; составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; 10 самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; адекватно оценивать свои силы, понимание что можно и чего нельзя делать; обращаться к взрослым при затруднениях; решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию (вербальную и невербальную) как средство достижения цели; корректно выражать свой отказ и недовольство; уметь быть самостоятельным в быту; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. 11 Критерии оценки предметных результатов. Устный ответ Оценка «5»ставиться если: обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по поварскому делу; умеет использовать таблицы, схемы; понимает и объясняет терминологию предмета; самостоятельно выстраивает ответ Оценка «4» ставиться, если: обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: не может самостоятельно привести пример; отвечает на наводящий вопрос. Оценка «3»ставиться, если: обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа Оценка «5»ставиться, если: обучающийся умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет практические работы по приготовлению блюд; умеет рассказать о последовательности выполнения данного практического задания; Оценка «4» ставиться, если: обучающийся умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном; соблюдает правила техники безопасности 12 обучающийся последовательно выполняет порядок практической работы, соблюдает правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности: неаккуратно выполнено приготовленное блюдо; незначительно нарушена пооперационная последовательность Оценка «3» ставиться, если: обучающийся последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила техники безопасности, но допускает 3-4 ошибки при выполнении, неточности при приготовлении блюда: грубо нарушена пооперационная последовательность; нарушены правила техники безопасности; не умеет пользоваться технологической картой Оценка «2»не ставится 13 III. № Тема урока Колво часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Значение продуктов в жизни человека – 2 часов 1 Повторение. Правила поведения на уроках поварского дела. Инструктаж по технике безопасности 1 2 Значение овощей, фруктов, ягод, круп, бобовых и макаронных в питании человека, мясных и рыбных продуктов. 1 Ориентировка в учебнике: знакомство с учебником, его разделами, условными обозначениями. Чтение вступительной статьи учебника «Введение». Правила поведения на уроках поварского дела. Инструктаж по технике безопасности Определение значения слова «овощи». Классификация овощей по группам. Пищевая ценность овощей. Лечебные свойства фруктов Знакомятся с правилами поведения на уроке поварского дела, при выполнении кулинарных работ, после выполнения практических работ. Повторяют за учителем инструктаж по технике безопасности Проговаривают определение слова «овощи». Называют и показывают овощи разных групп с помощью учителя. Повторяют за учителем лечебные свойства фруктов Продовольственные товары. Продовольственный магазин-2 часов Знакомятся с правилами поведения на уроке поварского дела, при выполнении кулинарных работ, после выполнения практических работ. Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроках поварского дела. Повторяют инструктаж по технике безопасности. Знакомятся с журналом инструктажей Называют определение слова «овощи». Классифицируют овощи на группы. Находят по описанию учителя овощи. Рассказывают о пищевой ценности овощей, фруктов, ягод, бобовых, макаронных изделий. мясных и рыбных продуктов. Приводят примеры из личного опыта 3 Продовольственный магазин. Виды отделов 1 4 Покупка продуктов. Практическая работа «Изучение и чтение ярлыков» 1 Определение значения выражения «продовольственные товары». Знакомство с торговлей в Древней Руси. Виды отделов в продовольственных магазинах и их характеристика. Заполнение таблицы «Отдел продукты» Проговаривают за учителем значение выражения «продовольственные товары». Знакомятся с торговлей в Древней Руси. Участвуют в групповой работе по поиску информации или выполнению задания (на доступном уровне, с помощью педагога) по называнию видов отделов. Заполняют таблицу «Отдел продукты» с помощью учителя Повторение правил Проговаривают правила определения свежести определения свежести продуктов. продуктов. Использование в речи слов: Читают определение слов этикетка, ярлык, чек. «этикетка, ярлык, чек» и Значение этикеток на продуктах соотносят с рисунком. питания. Находят на этикетках Чтение информации на полезную информацию этикетках и чеках Называют значение выражения «продовольственные товары». Находят информацию (видеоматериал, карточки) о торговле в Древней Руси. Называют виды отделов и дают их характеристику. Заполняют таблицу «Отдел продукты» Называют правила определения свежести продуктов. Употребляют в речи слова: этикетка, ярлык, чек. Рассказывают о значении этикеток на продуктах питания. Выполняют тренировочные упражнения по нахождению информации на этикетках и чеках. Выполнение рисунка «Разрешено для пищевых продуктов» Кухня-место приготовления пищи, зоны кухни-6 часов 5 Безопасность при использовании, электробезопасность 1 Использование электрических бытовых приборов для приготовления и хранения пищи. Называют электрические бытовые приборы для приготовления и хранения пищи. Рассказывают об использовании электрических бытовых приборов для приготовления и хранения пищи. 15 Соблюдение правил безопасности при использовании приборов. Наблюдение за способами защиты от действия электрического тока: использование резиновых ковриков, перчатки, обувь, указатели напряжения 6 Практическая работа «Организация рабочего места» 1 7 Практическая работа «Проверка умения пользования электрической плитой» 1 Знакомство с последовательностью выполнения работы по организации рабочего места: средства и предметы труда, размещение их в определенном порядке. Закрепление алгоритма действий по организации рабочего места Выделение в инструкции пошаговых действий по пользованию электрической плитой: повышенный риск получения ожогов или удара током, а также возможность испортить кухонную плиту неправильной эксплуатацией, при готовке нужно придерживаться определенных норм и рекомендаций. Проговаривание правил по Приводят примеры из домашнего быта. Наблюдают за способами защиты от действия электрического тока: использование резиновых ковриков, перчатки, обувь, указатели напряжения Читают правила о соблюдении безопасности при использовании приборов. Называют способы защиты от действия электрического тока: использование резиновых ковриков, перчатки, обувь, указатели напряжения. Рассказывают о последствиях нарушения данных правил Рассматривают образец Участвуют в беседе по работы по организации организации рабочего места: рабочего места: средства и средства и предметы труда, предметы труда, размещение размещение их в определенном их в определенном порядке. порядке. Выполняют практическую Определяют алгоритм действий работу, с соблюдением по организации рабочего места алгоритма действий, с помощью учителя Читают инструкцию по пользованию электрической плитой. С помощью учителя выделяют информацию по безопасности и рекомендации по эксплуатации. Проговаривают правила по технике безопасности при пользовании электрической плитой. С помощью учителя Читают инструкцию по пользованию электрической плитой. Выделяют в инструкции пошаговые действия по пользованию электрической плитой: повышенный риск получения ожогов или удара током, а также возможность испортить кухонную плиту неправильной эксплуатацией, при готовке нужно придерживаться 16 8 Практическая работа «Проверка умения пользования микроволновой печью (разогревание пищи)» 9 Практическая работа «Уборка рабочих 1 1 технике безопасности при пользовании электрической плитой. Выполнение тренировочных упражнений по использованию электрической плиты (включение, выключение, жарочный шкаф, уборка поверхности) выполняют тренировочные упражнения по использованию электрической плиты (включение, выключение, жарочный шкаф, уборка поверхности) Выделение главного в инструкции: микроволновая печь является мощным источником магнитного поля с промышленной частотой в бытовых условиях. Четкое соблюдение правил пользования: микроволновую печь следует размещать вдали от других приборов; вентиляционное отверстие не должно быть закрыто и т.д. Классификация посуды по материалу изготовления: стеклянная посуда, керамическая, силиконовые формы, бумага для выпечки. Проверка знаний обучающихся при пользовании микроволновой печью Определение алгоритма действий по уборке рабочих С помощью учителя находят информацию в инструкции о действии микроволновой печи. Проговаривают правила пользования. Находят на образцах посуду для микроволновой печи. Показывают приёмы пользования микроволновой печью С помощью объяснение и показ учителя получают и определенных норм и рекомендаций. Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения по использованию электрической плиты (включение, выключение, жарочный шкаф, уборка поверхности). Приводят примеры из своей жизнедеятельности Слушают учителя о значении выполнения правил пользования на сохранность здоровья человека. Обобщают и называют правила, записывают в тетрадь. Классифицируют посуду по материалу изготовления: стеклянная посуда, керамическая, силиконовые формы, бумага для выпечки. Самостоятельно показывают приёмы пользования микроволновой печью. Рассказывают о применении и особенностях. Используют домашний опыт Определяют алгоритм действий по уборке рабочих поверхностей: 17 поверхностей кухонного оборудования. Уборка кухни» 10 Контрольная работа. Тест «Правила безопасности» поверхностей: как мытье, сушка и расстановка по местам хранения инвентаря и оборудования, вынос мусора, дезинфекция рабочих поверхностей, мытье стен и пола. Применение на практике полученных знаний. Умение приводить примеры и объяснить свой выбор средства для уборки кухни. Соблюдение правил санитарии и гигиены в повседневной жизни 1 Проверка знаний обучающихся по теме «Правила безопасности с бытовыми приборами». Закрепление знаний по технике безопасности усваивают элементарные сведения о уборке рабочих поверхностей: как мытье, сушка и расстановка по местам хранения инвентаря и оборудования, вынос мусора, дезинфекция рабочих поверхностей, мытье стен и пола. Получают представления о санитарии и гигиене в повседневной жизни Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту Читают вопрос и с помощью учителя подбирают правильный ответ о правилах безопасности с бытовыми приборами как мытье, сушка и расстановка по местам хранения инвентаря и оборудования, вынос мусора, дезинфекция рабочих поверхностей, мытье стен и пола. Применяют самостоятельно на практике полученные знания. Приводят примеры и объясняют свой выбор средства для уборки кухни. Самостоятельно выполняют уборку рабочей поверхности. Дают оценку выполненной работы Читают вопрос и самостоятельно подбирают ответ по правилам безопасности с бытовыми приборами 18 19 Кухонные принадлежности: шинковка (терка), разделочные доски из дерева, пластика, стекла-2часов 11 Подготовка к работе, хранение кухонного инвентаря. Вспомогательные аксессуары 1 Знакомство с понятием «кухонный инвентарь», с опорой на наглядность. Определение значения кухонного инвентаря при приготовлении пищи. Разделочные доски, ножи, скалки, ложки, консервные ножи, тёрки, лопатки. Расширение представления о перечне кухонного инвентаря, используемого на кухне. Умение подбирать примеры по использованию кухонного инвентаря из домашнего опыта Проговаривают за учителем значение понятия «кухонный инвентарь». Рассматривают демонстрационный материал: разделочные доски, ножи, скалки, ложки, консервные ножи, тёрки, лопатки). С помощью учителя определяют его назначение. Подбирают примеры из домашнего опыта. Чтение этикетки на средствах ухода, выделение полезной информации: называние ферментов, облегчающих удаление нерастворимых загрязнений; ароматических веществ (отдушки), для устранения неприятных запахов, придания вымытой поверхности свежего аромата. Называют определение понятия «кухонный инвентарь». Различают виды кухонного инвентаря, рассказывают о его назначении. Решают проблемные ситуации при использовании кухонного инвентаря. Соотносят виды инвентаря с его назначением. Рассматривают образцы, дают описание их назначения: венчики, сеточки для резки овощей, чеснокодавка, мельницы для специй, ножницы 20 1 Подготовка к работе, хранение кухонного инвентаря. 1 Средства ухода за кухонным инвентарём. Химические средства ухода за кухонными принадлежностями Рассматривание кухонного инвентаря из жаропрочного стекла, нержавеющей стали, керамики, силикона, алюминиевого и чугунного сырья. Использование вспомогательных аксессуаров (венчики, сеточки для резки овощей, чеснокодавилка, мельницы для специй, ножницы) при приготовлении пищи. Формирование умения пользоваться кухонным инвентарём по назначению. Разбор кухонного инвентаря для хранения: над и под рабочей поверхностью, а также под плитой Рассматривают кухонный инвентарь из жаропрочного стекла, нержавеющей стали, керамики, силикона, алюминиевого и чугунного сырья. С помощью учителя описывают инвентарь. Различают вспомогательные аксессуары. С помощью учителя выполняют тренировочное упражнение по хранению кухонного инвентаря Рассматривают кухонный инвентарь из жаропрочного стекла, нержавеющей стали, керамики, силикона, алюминиевого и чугунного сырья. Называют материал изготовления и их использование по назначению. Рассказывают об использовании вспомогательных аксессуаров (венчики, сеточки для резки овощей, чеснокодавилка, мельницы для специй, ножницы) при приготовлении пищи. Выполняют разбор кухонного инвентаря для хранения: над и под рабочей поверхностью, а также под плитой. Самостоятельно определяют место хранения чистого инвентаря и кухонной посуды: хранение на стеллажах высотой не менее 0,5 метров от пола Кухонная посуда: салатник, сковорода, кастрюля-2 часов 13 Металлическая посуда. Виды 1 Знакомство с понятием «металлическая посуда». Проговаривают значение выражения «металлическая Рассказывают о значении выражения «металлическая 21 посуды 14 Посуда с антипригарным покрытием 1 Рассматривание образцов металлической посуды. Расширение представления о классификации металлической посуды. Различение видов посуды. Алюминиевая посуда, нержавеющая, чугунная, эмалированная. Посуда с антипригарным покрытием, на стальной и алюминиевой основах, с керамическим покрытием Знакомство с понятием «посуда с антипригарным покрытием». Рассматривание образцов: сковороды четырёх типов тефлон, керамика, гранит/мрамор, титан. Выделение главного: наиболее безопасна для человеческого здоровья сковорода из чугуна посуда». Рассматривают образцы металлической посуды. С помощью учителя классифицируют виды посуды по материалу, находят отличия разных видов металлической посуды. Соотносят правильность названия и изображения посуды с помощью учителя посуда». Рассматривают образцы металлической посуды. Классифицируют виды посуды по материалу, находят отличия разных видов металлической посуды. Соотносят правильность названия и изображения посуды Слушают объяснение учителя о значении выражения «посуда с антипригарным покрытием». Рассматривают образцы посуды: сковороды четырёх типов - тефлон, керамика, гранит/мрамор, титан. С помощью учителя дают описание данной посуды. Читают текст и выделяют главное с помощью: наиболее безопасна для человеческого здоровья сковорода из чугуна Рассказывают о значении выражения «посуда с антипригарным покрытием». Рассматривают образцы: сковороды четырёх типов тефлон, керамика, гранит/мрамор, титан. Описывают посуду: внешний вид, цвет, назначение, материал изготовления. Читают текст и выделяют главное: наиболее безопасна для человеческого здоровья сковорода из чугуна 22 Знакомство с продуктами и материалами, используемыми в поварском деле, сахар, соль, пищевая сода, крахмал- 20 часов 15 Природные и промышленные товары 1 16 Соль. Основные свойства и виды соли 1 Знакомство с понятием «промышленные и природные продукты». Расширение представления о значении промышленных продуктов: человек получает их, перерабатывая природные продукты; природных натуральных продуктах: которые не переработаны человеком, например, фрукты и овощи, поваренная соль. Умение подбирать примеры природных и промышленных продуктов и объяснять свой выбор Значение слова «соль». Называние основных свойств соли. Рассматривание образцов соли. Использование соли при приготовлении пищи. Морская соль, каменная, поваренная, йодированная, гималайская, пан-соль. Описание свойств соли по внешним признакам: цвет, вид кристаллов. Знакомятся с понятием «промышленные и природные продукты». Рассматривают образцы промышленных и природных продуктов. С помощью учителя соотносят их с правильным обозначением. Подбирают примеры природных и промышленных продуктов Знакомятся с понятием «промышленные и природные продукты». Рассматривают образцы промышленных и природных продуктов. С помощью учителя соотносят их с правильным обозначением. Подбирают примеры природных и промышленных продуктов и объясняют свой выбор Проговаривают значение слова «соль». Читают текст и находят основные свойства соли с помощью. Рассматривают образцы соли. Слушают об использовании соли при приготовлении пищи: морская, каменная, поваренная, йодированная, гималайская, пан-соль. Проговаривают значение слова «соль». Читают текст и находят основные свойства соли. Рассматривают образцы соли. Рассказывают об использовании соли при приготовлении пищи: морская, каменная, поваренная, йодированная, гималайская, пансоль. Описывают свойства соли по 23 17 Сахар. Основные свойства и виды сахара 1 18 Основные свойства пищевой соды 1 Умение подбирать соль по описанию учителя С помощью подбирают соль по описанию учителя внешним признакам: цвет, вид кристаллов. Подбирают вид соли по описанию учителя Называют значение слова Называют значение слова «сахар». «сахар». Проговаривают основные Проговаривают основные свойств сахара: свойства сахара. это вещество белого цвета, Называют виды сахара. иногда с голубоватым Выделяют главное: избыточное оттенком, количество сахара приводит к мелкокристаллический, сладкий кариесу, набору веса, ожирению на вкус, хорошо растворим в и другим проблемам в воде. организме Выделяют главное: избыточное количество сахара приводит к кариесу, набору веса, ожирению и другим проблемам в организме Значение слова «сахар». Выделение в тексте основных свойств сахара: вещество белого цвета, хорошо растворим в воде Расширение представления о видах сахара: тростниковый сахар (из сахарного тростника); Свекловичный сахар (из сахарной свеклы); пальмовый (из пальмового сока — кокосовый, финиковый и т. д.); кленовый сахар (из сока сахарного и серебристого клена); сорговый (из сорго). Выделение главного: избыточное количество сахара приводит к кариесу, набору веса, ожирению и другим проблемам в организме Значение понятия «пищевая сода» (твёрдое вещество солоновато-щелочного вкуса). Называние основных свойств пищевой соды: обладает пенящими и разрыхляющими свойствами. Использование пищевой соды Повторяют за учителем значение понятия «пищевая сода» (твёрдое вещество солоновато-щелочного вкуса). С помощью называют основные свойства пищевой соды: обладает пенящими и разрыхляющими свойствами. Повторяют за учителем значение понятия «пищевая сода» (твёрдое вещество солоновато-щелочного вкуса). Называют основные свойства пищевой соды: обладает пенящими и разрыхляющими свойствами. 24 при приготовлении теста. Применение пищевой соды в медицинских целях 19 Крахмал. Основные свойства и виды крахмала 1 20 Практическая работа «Определение товара на цвет, консистенцию, предназначение» 1 Значение слова «крахмал». Называние основных свойств и видов крахмала: кукурузный крахмал, картофельный, пшеничный, рисовый, соевый. Рассматривание образцов крахмала на различие: цветом, плотностью и тактильными ощущениями. Использование крахмала в кулинарии: для загущения разнообразных продуктов и блюд, заправок и соусов. Выполнение тренировочного упражнения по определению крахмала в продуктах: белый хлеб, клубень картофеля. Обсуждение и анализ выполненной работы Повторение значение вещества в приготовлении пищи. Рассматривание образцов продуктов: соль, сахар, крахмал, пищевая сода. Описание свойств веществ: цвет, запах, вкус, растворимость в воде, взаимодействие с йодом. Рассказывают об использовании пищевой соды при приготовлении теста, в медицинских целях Рассматривают образцы Рассказывают о видах крахмала. крахмала на различие: цветом, Рассматривают образцы плотностью и тактильными крахмала на различие: цветом, ощущениями. плотностью и тактильными С помощью учителя ощущениями. рассказывают об использовании Рассказывают об использовании крахмала в кулинарии: для крахмала в кулинарии: для загущения разнообразных загущения разнообразных продуктов и блюд, заправок и продуктов и блюд, заправок и соусов. соусов. Выполняют тренировочное Выполняют тренировочное упражнение по определению упражнение по определению крахмала в продуктах: белый крахмала в продуктах: белый хлеб, клубень картофеля. хлеб, клубень картофеля. В совместной деятельности В совместной деятельности обсуждают и анализируют обсуждают и анализируют выполненную работу выполненную работу Повторяют значение вещества в приготовлении пищи. Рассматривают образцы продуктов: соль, сахар, крахмал, пищевая сода. С помощью учителя описывают свойств веществ: цвет, запах, вкус, растворимость в воде, Повторяют значение веществ в приготовлении пищи. Рассматривают образцы продуктов: соль, сахар, крахмал, пищевая сода. Описывают свойств веществ: цвет, запах, вкус, растворимость в воде, взаимодействие с йодом. Заполняют таблицу «Основные 25 21 Практическая работа «Определение товара на цвет, консистенцию, предназначение» 1 22 Хранение сахара. Подготовка к использованию сахара 1 23 Хранение соли. Срок годности 1 Заполнение таблицы «Основные свойства веществ». Применение в быту полученных знаний. взаимодействие с йодом. свойства веществ» с помощью. Заполняют таблицу «Основные Рассказывают о применении в свойства веществ» с помощью быту продуктов и материалов Использование сахара в кулинарии: приготовлении несладких блюд: соусов, различных рагу; для сохранения варенья, джемов, мармеладов. Рассматривание ёмкостей для хранения сахара. Определение оптимальной температуры воздуха, при которой должен храниться сахарный песок (от +12 до +22 градусов). Нахождение мест для хранения сахара: тёмный шкаф или кладовое помещение. Умение приводить примеры и объяснять свой выбор хранения сахара в быту Знакомство со сроками годности соли, в зависимости от вида соли. Читают текст об использовании сахара в кулинарии. Отвечают на вопросы. Рассматривают ёмкости для хранения сахара. С помощью учителя определяют оптимальную температуру воздуха, при которой должен храниться сахарный песок (от +12 до +22 градусов). Находят место для хранения сахара: тёмный шкаф или кладовое помещение Читают текст об использовании сахара в кулинарии. Отвечают на вопросы. Рассматривают ёмкости для хранения сахара, описывают их. С помощью учителя определяют оптимальную температуру воздуха, при которой должен храниться сахарный песок (от +12 до +22 градусов). Находят место для хранения сахара: тёмный шкаф или кладовое помещение. Знакомятся со сроками годности соли, в зависимости от вида соли. Знакомятся со сроками годности соли, в зависимости от вида соли. Рассматривают ёмкости для 26 24 Использование крахмала в кулинарии 1 25 Практическая работа «Подготовка крахмала к использованию» 1 Рассматривание ёмкостей для хранения соли: стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые ёмкости. Определение условий хранения соли: правильно хранить соль в прохладном, темном и сухом месте в герметичном контейнере. Умение приводить примеры и объяснять свой выбор хранения соли в быту Повторение полезных свойств крахмала. Назначение крахмала в кулинарии: крахмал добавляют для загущения разных продуктов и блюд. Выделение главного: крахмал обладает высокой питательной ценностью и быстрой усвояемостью Чтение памятки по приготовлению крахмала к использованию: разводят в холодной воде, отваре или соке, а потом добавляют в блюдо. Наблюдение за подготовкой крахмала к использованию. Обсуждение и анализ выполненной работы Рассматривают ёмкости для хранения соли: стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые ёмкости. С помощью определяют условия хранения соли: правильно хранить соль в прохладном, темном и сухом месте в герметичном контейнере хранения соли: стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые ёмкости. Определяют условия хранения соли: правильно хранить соль в прохладном, темном и сухом месте в герметичном контейнере. Рассказывают о хранении соли в домашних условиях Слушают объяснение учителя об использовании крахмала в кулинарии. С помощью учителя выделяют главное: крахмал обладает высокой питательной ценностью и быстрой усвояемостью Слушают объяснение учителя об использовании крахмала в кулинарии. Выделяют главное: крахмал обладает высокой питательной ценностью и быстрой усвояемостью Читают памятку по приготовлению крахмала к использованию: разводят в холодной воде, отваре или соке, а потом добавляют в блюдо. Наблюдают за подготовкой крахмала к использованию. Обсуждают и анализируют выполненную работу Читают памятку по приготовлению крахмала к использованию: разводят в холодной воде, отваре или соке, а потом добавляют в блюдо. Наблюдают за подготовкой крахмала к использованию. Рассказывают о подготовке крахмала к использованию. 27 Обсуждают и анализируют выполненную работу Практическая работа «Использование пищевой соды для чистки и мытья посуды» 1 Повторение алгоритма действий по чистке и мытью посуды. Выполнение практической работы с соблюдением требований качества чистки и мытья посуды. Обсуждение и разбор выполненной работы Проговаривают алгоритм действий по чистке и мытью посуды. Выполняют практическую работу с соблюдением требований качества чистки и мытья посуды. Обсуждают и разбирают выполненную работу Повторяют алгоритм действий по чистке и мытью посуды. Выполняют практическую работу с соблюдением требований качества чистки и мытья посуды. Обсуждают и разбирают выполненную работу 28 Практическая работа «Шинкование овощей» (капуста) 1 29 Практическая работа «Шинкование овощей» (капуста) 1 Повторение правил безопасности с режущими инструментами. Определение инструментов для шинкования капусты. Изучение технологической карты по шинкованию капусты Ознакомление с алгоритмом действий по шинкованию капусты. Умение подбирать и выполнять форму нарезки капусты – соломка. Выполнение требований к качеству выполненной работы. Применение на практике полученных знаний Повторяют за учителем правила безопасности с режущими инструментами. Определяют инструменты для шинкования капусты. Изучают технологическую карту по шинкованию капусты Выполняют практические действия, совместно с педагогом. Выполняют требования к качеству выполненной работы. Повторяют за учителем правила безопасности с режущими инструментами. Определяют инструменты для шинкования капусты. Изучают технологическую карту по шинкованию капусты Знакомятся с алгоритмом действий по шинкованию капусты. Повторяют правила безопасности при использовании режущих инструментов. Подбирают и выполняют форму нарезки капусты – соломка. Выполняют требования к качеству выполненной работы 26 27 28 30 Практическая работа «Определение вида зелени в зависимости от строения, вкуса, аромата» 1 Повторение видов зелени. Узнавание зелени по описанию учителя. Рассматривание зелени: укроп, петрушка, зелёный лук. Применение на практике полученных знаний в определении вида зелени в зависимости от строения, вкуса, аромата. Заполнение таблицы «Значение зелени в питании человека». Обсуждение и разбор выполненной работы Узнают зелень по описанию учителя. Применяют на практике полученные знания в определении вида зелени в зависимости от строения, вкуса, аромата. С помощью учителя заполняют карточку «Значение зелени в питании человека» Узнают зелень по описанию учителя. Применяют на практике полученные знания в определении вида зелени в зависимости от строения, вкуса, аромата. Самостоятельно заполняют карточку «Значение зелени в питании человека» 31 Практическая работа «Очистка, переборка и мойка укропа, петрушки, зеленого лука» 1 Ознакомление с порядком обработки зелени перед употреблением: разбор (сортировка), зеленый лук, укроп, петрушка, перед промывкой разбираются на перья, листья и стебли; очистка; вся зелень промывается под струей проточной воды не менее пяти минут; повторное ополаскивание. Выполнение практической работы с применением на практике полученных знаний, с соблюдением санитарных Знакомятся с порядком обработки зелени перед употреблением: разбор (сортировка), зеленый лук, укроп, петрушка, перед промывкой разбираются на перья, листья и стебли; очистка; вся зелень промывается под струей проточной воды не менее пяти минут; повторное ополаскивание. Выполняют практическую работу с применением на практике полученных знаний, с соблюдением санитарных Называют порядок обработки зелени перед употреблением: разбор (сортировка), зеленый лук, укроп, петрушка, перед промывкой разбираются на перья, листья и стебли; очистка; вся зелень промывается под струей проточной воды не менее пяти минут; повторное ополаскивание. Выполняют практическую работу с применением на практике полученных знаний, с соблюдением санитарных правил обработки. 29 32 Условия хранения зелени 1 33 Использование зелени в кулинарии 1 правил обработки. Обсуждение и разбор выполненной работы Знакомство с условиями хранения зелени: для сохранения вкуса и полезных качеств оптимальная температура хранения зелени – 0-4 °C. Расширение представления о хранении зелени: в магазинах, столовых, в домашних условиях зелень лучше всего хранить на увлажненной подстилке, на поддонах с водой (корнями в воде), «подпаивать» талой водой Знакомство со способами украшения блюд зеленью. Выполнение требований к использованию зелени: зелень всегда должна быть свежей; нарезать мелко или положить несколько небольших целых веточек, или листиков. Умение придумать и рассказать об украшении своего блюда правил обработки и с опорой на помощь учителя. Обсуждают и разбирают качество выполненной работы Обсуждают и разбирают качество выполненной работы Знакомятся с видеоматериалом о хранении зелени: в магазинах, столовых, в домашних условиях. С помощью учителя проговаривают условия хранения зелени Знакомятся с видеоматериалом о хранении зелени: в магазинах, столовых, в домашних условиях. Рассказывают об условиях хранения зелени в домашних условиях Слушают учителя о способах украшения блюд зеленью. Проговаривают способы. Приводят примеры из домашнего опыта. С помощью учителя выделяют требования к использованию зелени: зелень всегда должна быть свежей; нарезать мелко или положить несколько небольших целых веточек, или листиков. Выполняют зарисовку Слушают учителя о способах украшения блюд зеленью. Проговаривают способы. Приводят примеры из домашнего опыта. Выделяют требования к использованию зелени: зелень всегда должна быть свежей; нарезать мелко или положить несколько небольших целых веточек, или листиков. Придумывают и рассказывают об украшении своего блюда 30 34 Текущая аттестация (теоретическая и практические части) 1 Выполнение заданий текущей аттестации: - выбор правильного ответа теоретической части теста; - выполнение практической работы «Заваривание чая» украшения своего блюда Читают вопросы и находят правильные ответы. Выполняют простые действия по завариванию чая. Соблюдают алгоритм действий (на доступном уровне, с помощью педагога), при выполнении практической работы Отвечают на вопросы теста. Выполняют практическую работу по завариванию чая с опорой на технологическую карту. Соблюдают правила безопасности с горячей жидкостью Виды зелени-4часа 35 Виды зелени 1 Определение понятия «зелень». Называние известных видов зелени: укроп, петрушка, базилик, кинза, зелёный лук. Различение и называние зелени по виду. Чтение текста и выделение полезных свойств зелени: витамины, эфирные масла, натуральные антибиотики, которые защищают наш организм от простуды Проговаривают значение слова «зелень». Называют по картинке виды зелени. С помощью учителя различают и называют виды зелени. Читают текст и с помощью учителя выделяют полезные свойства зелени. Соотносят название зелени с картинкой 36 Практическая работа «Способы украшения блюд зеленью» 1 Называние видов зелени. Ознакомление с алгоритмом действий в подборе способа украшения блюд зеленью. Умение подбирать зелень по цвету, форме, размеру: базилик, руккола, укроп, петрушка, розмарин. Знакомятся с предметнотехнологической картой «Способы украшения блюд зеленью». С помощью учителя подбирают зелень по цвету, форме, размеру: базилик, руккола, укроп, петрушка, Объясняют значение слова «зелень», приводят свои примеры. Различают и называют виды зелени. Читают текст и выделяют полезные свойства зелени: витамины, эфирные масла, натуральные антибиотики, которые защищают наш организм от простуды. Соотносят название зелени с картинкой Работают с предметнотехнологической картой. Выполняют практическую работу с применением полученных знаний. Соблюдают технологические требования к выполнению данной операции. 31 Выполнение практической работы с применением полученных знаний. Обсуждение и разбор выполненной работы 37 Сочетание зелени с овощами и травами 1 Чтение и выделение в тексте: свежая зелень прекрасно сочетается со всеми продуктами, оттеняя и дополняя их вкус. Выполнение практического упражнения: огурец сочетается с розмарином, укропом, горчицей, перцем, базиликом и луком. Приготовление салата. Обсуждение и анализ выполненной работы 38 Способы украшения блюд зеленью 1 Знакомство с основными правилами украшения салатов: внешний вид вызывает аппетит; умеренное украшение салата; при украшении салатов зеленью молодые листья не нарезают, а положить на салат или рядом с ним целиком розмарин. Выполняют практическую работу с применением полученных знаний (на доступном уровне, с помощью педагога) Читают и выделяют в тексте главное: свежая зелень прекрасно сочетается со всеми продуктами, оттеняя и дополняя их вкус. Выполняют практическое упражнение: огурец сочетается с розмарином, укропом, горчицей, перцем, базиликом и луком (на доступном уровне, с помощью педагога). В совместной деятельности обсуждают и разбирают выполненную работу Разбирают объект труда Знакомятся с основными правилами украшения салатов: внешний вид вызывает аппетит; умеренное украшение салата; при украшении салатов зеленью молодые листья не нарезают, а положить на салат или рядом с ним целиком. С помощью учителя проговаривают основные правила украшения салатов. Знакомятся с основными правилами украшения салатов: внешний вид вызывает аппетит; умеренное украшение салата; при украшении салатов зеленью молодые листья не нарезают, а положить на салат или рядом с ним целиком. Проговаривают основные правила украшения салатов. Записывают в тетрадь способы Читают и выделяют в тексте главное: свежая зелень прекрасно сочетается со всеми продуктами, оттеняя и дополняя их вкус. Выполняют практическое упражнение: огурец сочетается с розмарином, укропом, горчицей, перцем, базиликом и луком . В совместной деятельности обсуждают и разбирают выполненную работу 32 Записывают в тетрадь способы украшения блюд зеленью украшения блюд зеленью Свежие и отварные овощи -10 часа 39 Практическая работа «Определение качества овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость» 1 Называние показателей определения свежести овощей. Рассматривание овощей: огурец, капуста, морковь, помидор. Определение качества овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Знакомство с алгоритмом действий по заполнению таблицы «Определение качества» С помощью учителя называют показатели определения свежести овощей. Рассматривают овощи: огурец, капуста, морковь, помидор. С помощью учителя определяют качество овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Знакомятся с алгоритмом действий по заполнению таблицы «Определение качества» Называют показатели определения свежести овощей. Рассматривают овощи: огурец, капуста, морковь, помидор. Определяют качество овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Знакомятся с алгоритмом действий по заполнению таблицы «Определение качества» 40 Практическая работа «Определение качества овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость» 1 Называние показателей определения свежести овощей. Рассматривание овощей: огурец, капуста, морковь, помидор. Определение качества овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Заполнение таблицы на определение качества овощей. Обсуждение и разбор Рассматривают овощи: огурец, капуста, морковь, помидор. Определяют качество овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Заполняют таблицу на определение качества овощей (на доступном уровне, с помощью) Обсуждают и разбирают выполненную работу Рассматривают овощи: огурец, капуста, морковь, помидор. Определяют качество овощей: вкус, запах, цвет, консистенциямягкость, твёрдость. Заполняют таблицу на определение качества овощей. Обсуждают и разбирают выполненную работу 33 выполненной работы 41 Условия хранения свежих овощей 1 Чтение текста и выделение главного: свежие овощи хранят в сухом темном прохладном месте. Знакомство с условиями хранения картофеля, моркови, репчатого лука. Называние правил обработки овощей на длительное хранение Читают текст и выделяют главное: свежие овощи хранят в сухом темном прохладном месте. Знакомятся с условиями хранения картофеля, моркови, репчатого лука. С помощью учителя проговаривают правила обработки овощей на длительное хранение Читают текст и выделяют главное: свежие овощи хранят в сухом темном прохладном месте. Знакомятся с условиями хранения картофеля, моркови, репчатого лука. Рассказывают о правилах обработки овощей на длительное хранение. Приводят примеры из домашнего опыта 42 Требования к качеству салатов 1 Чтение требований, предъявляемых к качеству салатов: вареные продукты для салатов должны быть мягкими, но не разваренными; по вкусу салаты - острые, сладковатые; салаты с квашенными и солеными овощами – кисловатые; цвет и запах блюд свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены Читают требования, предъявляемые к качеству салатов: вареные продукты для салатов должны быть мягкими, но не разваренными; по вкусу салаты - острые, сладковатые; салаты с квашенными и солеными овощами – кисловатые; цвет и запах блюд свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. Отвечают на вопросы 43 Практическая работа. Приготовление салата «Винегрет» 1 Выполнение подготовительной работы по выбору и очистке варёных овощей. Выполнение практической работы с помощью овощерезки, с соблюдением санитарно- Читают требования, предъявляемые к качеству салатов: вареные продукты для салатов должны быть мягкими, но не разваренными; по вкусу салаты - острые, сладковатые; салаты с квашенными и солеными овощами – кисловатые; цвет и запах блюд свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. Отвечают на вопросы С помощью учителя делают выбор нужных продуктов, выполняют очистку, соблюдают форму нарезки для салата «Винегрет». Выполняют практическую Рассуждают о выборе нужных продуктов, выполняют очистку, соблюдают форму нарезки для салата «Винегрет». Выполняют практическую работу по приготовлению салата 34 гигиенических правил, правил безопасности работу по приготовлению салата «Винегрет», на доступном уровне «Винегрет», с соблюдением требований качества к готовому блюду 44 Практическая работа. Приготовление салата «Винегрет» 1 45 Формы нарезки овощей для салатов 1 Расширение представления о формах нарезки овощей для салатов: соломка, ломтиками, кубиками и брусочками, дольками, брусочками с одним закругленным концом. Использование форм нарезки для разных овощей. Знакомство ручными инструментами для обработки овощей: кухонные ножи, ножи для очистки овощей с круглыми и резными выемками Рассматривают и называют формы нарезки овощей для салатов: соломка, ломтиками, кубиками и брусочками, дольками, брусочками с одним закругленным концом (на доступном уровне, с помощью). Знакомятся с ручными инструментами для обработки овощей: кухонные ножи, ножи для очистки овощей с круглыми и резными выемками Рассматривают и называют формы нарезки овощей для салатов: соломка, ломтиками, кубиками и брусочками, дольками, брусочками с одним закругленным концом. Знакомятся с ручными инструментами для обработки овощей: кухонные ножи, ножи для очистки овощей с круглыми и резными выемками 46 Практическая работа «Приготовление овощного салата из капусты и моркови» 1 Ознакомление с технологической картой приготовления овощного салата. Выбор оборудования и материала для выполнения практической работы: ножи, ложки, терка, миска, салатник, доски разделочные. Повторение правил безопасности с режущими Знакомятся с технологической картой приготовления овощного салата. С помощью учителя выбирают оборудование и материал: ножи, ложки, терка, миска, салатник, доски разделочные. Повторяют правила безопасности с режущими инструментами. Выполняют практическую Знакомятся с технологической картой приготовления овощного салата. Подбирают необходимое оборудование и материал: ножи, ложки, терка, миска, салатник, доски разделочные. Повторяют правила безопасности с режущими инструментами. Выполняют практическую работу с опорой на 35 инструментами. Выполнение практической работы с опорой на технологическую карту, соблюдением санитарных и гигиенических требований. Обсуждение и разбор выполненной работы Повторение требований безопасности при работе с режущими инструментами. Выполнение тренировочных действий по использованию режущих инструментов. Определение нужного инструмента для выполнения действия: кухонный нож, специальный нож для консервов 47 Требования безопасности при работе с режущими инструментами 1 48 Контрольная работа. Тест «Нарезка овощей» 1 Определение правильного ответа на поставленные вопросы, с использованием своих знаний и умений 49 Блюда из яиц. Определение свежести яиц 1 Значение понятия «яйцо». Способы определения категории яиц. Хранение и сроки годности. Определение работу с опорой на технологическую карту, соблюдением санитарных и гигиенических требований. Обсуждают и разбирают качество выполненной работы технологическую карту, соблюдением санитарных и гигиенических требований. Обсуждают и разбирают качество выполненной работы Закрепляют полученные знания при выполнении тренировочных действий по использованию режущих инструментов. С помощью учителя определяют нужный инструмент для выполнения действия: кухонный нож, специальный нож для консервов. безопасности при работе с режущими инструментами Выполняют тестовое задание по выбору правильных ответов, с использованием своих знаний и умений (на доступном уровне, с помощью педагога) Закрепляют полученные знания при выполнении тренировочных действий по использованию режущих инструментов. Определяют нужный инструмент для выполнения действия: кухонный нож, специальный нож для консервов. Повторяют правила безопасности при работе с режущими инструментами Работают со словарём, находят значение слова «яйцо», записывают в тетрадь. Знакомятся со способами Работают со словарём, находят значение слова «яйцо», записывают в тетрадь. Знакомятся со способами Выполняют тестовое задание по выбору правильных ответов, с использованием своих знаний и умений 36 качественных характеристик куриных яиц. Санитарная оценка яиц: пищевые дефекты. Соблюдение правил санитарии при использовании в пищу определения категории яиц. С помощью учителя определяют санитарную оценку яиц: пищевые дефекты. Проговаривают правило санитарии при использовании в пищу определения категории яиц. С помощью учителя определяют санитарную оценку яиц: пищевые дефекты. Проговаривают правило санитарии при использовании в пищу 50 Знакомство с технологией приготовления блюд из яиц 1 Знакомство с технологией приготовления блюд из яиц. Применение яиц при заболеваниях: желудка, туберкулезе, после некоторых операций и травм. Рассматривание строения яйца: желток, белок и скорлупа. Выполнение зарисовки и подписание строения яйца Знакомятся с технологией приготовления блюд из яиц. Слушают о применении яиц при заболеваниях: желудка, туберкулезе, после некоторых операций и травм. Рассматривают строение яйца: желток, белок и скорлупа. Выполняют зарисовку и подписывают строение яйца с опорой на образец Знакомятся с технологией приготовления блюд из яиц. Слушают о применении яиц при заболеваниях: желудка, туберкулезе, после некоторых операций и травм. Рассматривают строение яйца: желток, белок и скорлупа. Выполняют зарисовку и подписывают строение яйца с опорой на образец 51 Технология приготовления яичницы 1 Рассматривание кухонной посуды, приборов и инструментов для приготовления блюд из яиц: специальная сковородка с углублением для желтка; порционная сковородка; ложка для приготовления яиц-пашот; яйцерезка; чашки и подставка для яиц; блендер; миксер; Рассматривают кухонную посуду, приборы и инструменты для приготовления блюд из яиц. Соотносят название посуды с картинкой. Повторяют санитарные требования к тепловой обработке продуктов. Знакомятся с технологией Различают кухонную посуду, приборы и инструменты для приготовления блюд из яиц. Соотносят название посуды с картинкой. Повторяют санитарные требования к тепловой обработке продуктов. Знакомятся с технологией 37 52 Практическая работа «Приготовление яичницы-глазуньи» 1 яйцеварка Повторение санитарных требований к тепловой обработке продуктов. Знакомство с технологией приготовления яичницы: яйца осторожно выпускают на порционную сковороду с растопленным жиром, не нарушая целостности желтков, солят и жарят до полного свертывания белка и загустения желтка до полужидкого состояния Повторение санитарных требований к проверке качества, состояния упаковки и наличие маркировки. Знакомство с алгоритмом действий по приготовлению яичницы-глазуньи. Выполнение практической работы с опорой на технологическую карту. Рассмотрение и соблюдение требований к подаче готового блюда: внешний вид готовой яичницы: форма, цвет, вкус и запах свежих жареных яиц, с привкусом масла, умеренно соленый приготовления яичницы приготовления яичницы Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению яичницы-глазуньи. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту (на доступном уровне, с помощью). Соблюдают требования к подаче готового блюда Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению яичницы-глазуньи. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту. Соблюдают требования к подаче готового блюда 38 53 Практическая работа «Варка яиц (всмятку, вкрутую, в мешочек). Очистка яиц» 1 Повторение санитарных требований к подготовке яиц к употреблению. Знакомство с технологической картой приготовления яиц всмятку, вкрутую. Определение времени варки яиц. Выполнение практической работы с опорой на технологическую карту. Обсуждение и разбор выполненной работы Повторяют санитарные требования к подготовке яиц к употреблению. Знакомятся с технологической картой приготовления яиц всмятку, вкрутую. Проговаривают время варки яиц. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту (на доступном уровне, с помощью учителя). Обсуждают и разбирают выполненную работу Рассказывают о санитарных требованиях к подготовке яиц к употреблению. Знакомятся с технологической картой приготовления яиц всмятку, вкрутую. Отмечают время варки яиц. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту. Обсуждают и разбирают выполненную работу 54 Практическая работа «Варка яиц (в мешочек). Очистка яиц» 1 Знакомство с алгоритмом действий варки яиц в мешочек. Соблюдение правил безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполнение практической работы с опорой на технологическую карту. Сравнение разных способов варки яиц. Обсуждение и разбор выполненной работы Знакомятся с алгоритмом действий варки яиц в мешочек. Соблюдают правила безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту (на доступном уровне, с помощью учителя). С помощью учителя сравнивают разные способы варки яиц. Обсуждают и разбирают выполненную работу Знакомятся с алгоритмом действий варки яиц в мешочек. Соблюдают правила безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполняют практическую работу с опорой на технологическую карту. Сравнивают разные способы варки яиц. Обсуждают и разбирают выполненную работу 39 55 Сервировка стола к завтраку с подачей гастрономических продуктов 1 Повторение основных терминов и понятий: отварные, жареные и запечённые блюда из яиц, яичница, омлет, драчёна. Называние понятия «Сервировка стола»— процесс подготовки и оформления условий для приема пищи. Знакомство со схемой и основными правилами подачи: скатерть, посуда, приборы, салфетки Проговаривают за учителем основные термины и понятия: отварные, жареные и запечённые блюда из яиц, яичница, омлет, драчёна. Соотносят названия с картинками. Работают со словарём, находят определение слова «сервировка стола». Рассматривают схему и основные правила подачи: скатерть, посуда, приборы, салфетки Называют основные термины и понятия: отварные, жареные и запечённые блюда из яиц, яичница, омлет, драчёна. Соотносят названия с картинками. Работают со словарём, находят определение слова «сервировка стола». Рассказывают по схеме основные правила подачи: скатерть, посуда, приборы, салфетки 56 Технология приготовления блюд из яиц 1 Чтение текста и нахождение свойств яичного белка. Связующий белок: в тесте, запеканке, оладьях, фарше. Осветляющий белок: в бульонах, желе, заливном, зефире. Пенообразующее: в креме, пирожных «безе», пастиле. Применение яичного желтка: для приготовления некоторых кондитерских мучных изделий и диетических блюд. Значение яичного желтка: для улучшения вкуса, увеличения их питательной ценности и калорийности Знакомятся с мультимедийной презентацией о свойствах яичного белка. С помощью учителя различают как связующий белок в тесте, запеканке, оладьях, фарше. Осветляющий белок в бульонах, желе, заливном, зефире. Пенообразующий белок в креме, пирожных «безе», пастиле. Слушают о значении яичного желтка: для улучшения вкуса, увеличения их питательной ценности и калорийности. Отвечают на вопросы Выделяют из мультимедийной презентации свойства яичного белка. Различают свойства яичного белка при приготовлении блюд: связующее, пенообразующее, осветляющее. Отвечают на вопросы о технологии приготовления блюд из яиц 40 Бутерброды-10 часов. 57 Бутерброды. Виды бутербродов 1 58 Технология приготовления бутербродов «канапе» 1 59 Тостер: устройство, набор функций, режим работы. Техника безопасности при использовании тостера 1 Определение понятия «бутерброд». Чтение текста, выделение свойства хлеба, сочетание с другими продуктами. Значение бутербродов в питании человека. Знакомство с формами и видами бутербродов: открытые, закрытые и закусочные Знакомство с технологией приготовления бутербродов «канапе»: форма нарезки, последовательность выполнения работы. Выполнение интерактивного упражнения по формированию канапе. Обсуждение и анализ выполненной работы Работают со словарём, находят значение слова «бутерброд», с помощью. Читают текст, рассматривают картинки, рассказывают о видах бутербродов. Приводят примеры из личного опыта с помощью Работают со словарём, находят значение слова «бутерброд». Читают текст, рассматривают картинки, рассказывают о видах бутербродов. Приводят примеры из личного опыта Знакомятся с технологией приготовления бутербродов «канапе»: форма нарезки, последовательность выполнения работы. Выполняют интерактивное упражнение по формированию канапе (на доступном уровне, с помощью). Обсуждают и разбирают выполненную работу Знакомятся с технологией приготовления бутербродов «канапе»: форма нарезки, последовательность выполнения работы. Выполняют интерактивное упражнение по формированию канапе. Обсуждают и разбирают выполненную работу Повторение правил безопасности при работе с тостером. Назначение тостера. Рассматривание устройства, набора функций, режима работы. Приведение примеров по Слушают учителя о назначении и устройстве тостера. Проговаривают правила безопасности при работе с тостером. Рассматривают тостер, набор функций, режим работы. Приведение примеров по Рассказывают о назначении и устройстве тостера. Рассказывают правила безопасности при работе с тостером. Рассматривают тостер, набор функций, режим работы. Приведение примеров по 41 60 Практическая работа «Приготовление тостов». Оказание первой медицинской помощи при ожогах 1 61 Практическая работа «Приготовление канапе с колбасой и сыром» 1 62 Практическая работа «Приготовление канапе с колбасой и 1 использованию тостера в быту использованию тостера в быту использованию тостера в быту Правила безопасности при работе с тостером. Проговаривание правил первой помощи при ожогах. Наблюдение за действиями учителя по приготовлению тостов. Комментирование действий учителя. Выполнение практической работы по приготовлению тостов. Выполнение требований качества: форма нарезки, цвет тоста, вкус Знакомство с технологической картой приготовления канапе. Выбор продуктов для приготовления канапе с колбасой и сыром. Определение формы нарезки канапе. Повторение правил безопасности с режущими инструментами Наблюдают за действиями учителя по приготовлению тостов. Комментируют действия учителя. Выполняют практическую работу по приготовлению тостов, (на доступном уровне, с помощью). Выполняют требования качества: форма нарезки, цвет тоста, вкус Наблюдают за действиями учителя по приготовлению тостов. Комментируют действия учителя. Выполняют практическую работу по приготовлению тостов. Выполняют требования качества: форма нарезки, цвет тоста, вкус Знакомятся с технологической картой приготовления канапе. С помощью учителя подбирают продукты для приготовления канапе с колбасой и сыром. Определяют форму нарезки канапе. Проговаривают правила безопасности с режущими инструментами Знакомятся с технологической картой приготовления канапе. Самостоятельно подбирают продукты для приготовления канапе с колбасой и сыром. Определяют форму нарезки канапе. Проговаривают правила безопасности с режущими инструментами Выполнение практической работы с опорой на технологическую карту. Обсуждение и разбор Выполняют практическую работу, с опорой на технологическую карту, на доступном уровне, с помощью Выполняют практическую работу, с опорой на технологическую карту, с соблюдением требований 42 сыром» выполненной работы учителя. Обсуждают качество выполненной работы 63 Виды подачи канапе 1 Расширение представления о видах канапе: канапе на шпажках, канапе- бутерброды. Определение понятия «тартинки, тарталетки». Умение сравнивать и различать канапе по внешнему виду. Знакомство с правилами подачи канапе Знакомятся с мультимедийной презентацией «Виды канапе». Участвуют в групповой работе по сравнению и различию канапе по внешнему виду. Знакомятся с правилами подачи канапе, с помощью учителя 64 Практическая работа «Приготовление канапе. Выкладывание на тарелку» 1 Ознакомление с алгоритмом действий по приготовлению канапе. Обсуждение по выбору и сочетанию продуктов для приготовления канапе. Применение на практике полученных знаний. Разбор выполненной работы Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению канапе. С помощью учителя обсуждают выбор и сочетание продуктов для приготовления канапе. Применяют на практике полученные знания (на доступном уровне, с помощью). Выполняют разбор качества выполненной работы 65 Практическая работа «Приготовление канапе. Выкладывание на тарелку» 1 качества к приготовлению канапе. Обсуждают качество выполненной работы Смотрят, выделяют после просмотра мультимедийной презентацией «Виды канапе» виды канапе. Участвуют в групповой работе по сравнению и различию канапе по внешнему виду. Знакомятся с правилами подачи канапе Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению канапе. С помощью учителя обсуждают выбор и сочетание продуктов для приготовления канапе. Применяют на практике полученные знания (на доступном уровне, с помощью). Выполняют разбор качества выполненной работы 43 66 Контрольная работа. Тест «Виды бутербродов» 1 Определение правильного ответа на поставленные вопросы, с использованием своих знаний и умений Выполняют тестовое задание по Выполняют тестовое задание по выбору правильных ответов, с выбору правильных ответов, с использованием своих знаний и использованием своих знаний и умений (на доступном уровне, с умений помощью педагога) Горячие напитки-2 часа. 67 Кофейные традиции России 1 Знакомство с кофейными традициями в России: напиток с сахаром и молоком. Рассматривание видов кофе: растворимый, в зернах, молотый. Умение сравнивать и различать кофе по внешнему виду и запаху Слушают учителя о кофейных традициях в России, с опорой на видеоматериал. Рассматривают образцы кофе, называют. С помощью учителя сравнивают и различают кофе Слушают учителя о кофейных традициях в России, с опорой на видеоматериал. Рассматривают образцы кофе, называют. С помощью учителя сравнивают и различают кофе 68 Практическая работа «Приготовление растворимого кофе. Сервировка стола к кофе» 1 Повторение правил сервировки стола к кофе. Ознакомление с алгоритмом действий по приготовлению растворимого кофе. Выбор предметов сервировки. Повторение правил безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполнение практической работы с соблюдением требований качества. Обсуждение и разбор выполненной работы Повторяют правила сервировки стола к кофе, с опорой на наглядность. Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению растворимого кофе. Повторяют правила безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполняют практическую работу с соблюдением требований качества, на доступном уровне, с помощью. Участвуют в обсуждении Повторяют правила сервировки стола к кофе. Знакомятся с алгоритмом действий по приготовлению растворимого кофе. Называют правила безопасности при работе с горячей жидкостью. Выполняют практическую работу с соблюдением требований качества. Участвуют в обсуждении выполненной работы 44 выполненной работы 45