МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АГО «АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» Подписан: Голых Ольга Александровна DN: ИНН=663601662658, СНИЛС=01652582138, E=arti_school_6@bk.ru, C=RU, S=Свердловская область, L=Арти, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6""", G=Ольга Александровна, SN=Голых, CN=Голых Ольга Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 162-од от « 28» августа 2020 года Директор школы ____________ О. А. Голых РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ««Мир природы и человека» » для 1-4 классов Разработала: Лёшина Юлия Александровна СЗД Пояснительная записка Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 14 адаптивного класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 3. Учебного плана МАОУ АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа 6» на 2020-2021 учебный год; 4.Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников». 1. 2. 3. 4. Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Мир природы и человека» для 1-4 адаптивного класса: Мир природы и человека. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. Мир природы и человека. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. Мир природы и человека. 3 класс: рабочая тетр.для для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. Мир природы и человека. 4 класс: рабочая тетр.для для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Содержание рабочей программы связано с содержанием других учебных предметов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта - обучение грамоте, развитие речи, ручной труд, математика. Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно- образовательные и воспитательные задачи: - уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах; - на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; - вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; - формирует знания обучающихся о природе своего края; - формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Предмет «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями. Содержание учебного предмета. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Труд и творчество как черты развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и социальнонравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям. В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»: в 1 адаптивном классе – 66 часов в год при 2 часах в неделю во 2 адаптивном классе - 34 часов в год при 1 часе в неделю в 3 адаптивном классе - 34 часов в год при 1 часе в неделю в 4 адаптивном классе - 34 часов в год при 1 часе в неделю Планируемые результаты Личностные : 3 класс: • правильно называть изученные объекты и явления; • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности; • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни; • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений; • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека; • определять по сезонным изменениям время года; • определять направление ветра. 4 класс: • правильно называть изученные объекты и явления; • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения; • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту; • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека; • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе; • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека. Предметные результаты: 3 класс знавать и называть изученные объекты в натуральном виде в есте- ственных условиях; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать полученные знания при решении учеб- ных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач с помощью учителя; применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач с помощью учите- ля. отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, про- являть желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заин- тересовавшем объекте; понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной деятельности и си- туативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объек- тами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при реше- нии учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме про- граммы. применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач с помощью учите- ля; понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. 4 класс знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать; владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов. Метапредметные результаты: 3 класс 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 4 класс 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТЕ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 1 – 4 Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным блоком 1 класс Неживая природа Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года. Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха3. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года Живая природа Растения Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Здесь и далее — названия изучаемых деревьев, птиц, животных могут быть изменены с учетом особенностей местности. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных). Человек. Безопасное поведение Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. 2 класс Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. Неживая природа Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото. Живая природа Растения Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода. Животные Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Человек. Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. 3 класс Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года Неживая природа Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Живая природа Растения Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. Человек. Безопасное поведение Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. 4 класс Сезонные изменения в неживой природе Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Неживая природа Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Живая природа Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители. Человек Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. Безопасное поведение Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Календарно-тематическое планирование 3 класс № п/п Название темы Экскурс Лабораторн Дистанци онное Кол-во ии ые, уроков практически обучение е работы I четверть – 8 ч. 1 Календарь. Название месяцев. 1 2 Наблюдение за растениями сада осенью. Увядание трав, цветов. 1 3 Сутки. Долгота дня 1 4 Времена года. Осень 1 5 Сентябрь – осенний месяц. 1 6 Овощи: картофель, капуста. 1 7 Растения на клумбах: астры, ноготки. 1 8 Растения в природе и их значение в жизни человека. 1 * * * * II четверть – 8 ч. 9 Труд людей осенью. 1 10 Воздух, его значение. 1 11 Термометр. Измерение t воздуха. 1 12 Начало зимы. 1 * 13 Зимующие птицы: снегирь, синица. 1 14 Перелетные птицы: грач, скворец. 1 15 Домашние животные зимой. 1 16 Труд людей зимой. 1 III четверть – 10 ч. 17 Деревья, кустарники, травы. 1 18 Части растений. 1 19 Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. 1 20 Жизнь растений весной. 1 21 Животные. Разнообразие животного мира. 1 22 Домашние животные весной. 23 Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. 1 24 Дикие животные весной. 1 25 Апрель – весенний месяц. 1 26 Весна - обобщающий урок. 1 * IV четверть – 8 ч. 27 Охрана здоровья: мой организм. Человек. Части тела. 1 28 Осанка и здоровье. 1 29 Органы дыхания, зрения, слуха. 1 30 Закаливание. Виды закаливания. 1 31 Приметы лета. 1 32 Лето – обобщающий урок. 1 33 Повторение. Май – конец весны. 1 34 Итоговый урок. 1 * Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/п Название темы Кол- Экскурси Лабораторн Дистанци онное во и ые, уроко практически обучение в е работы I четверть – 8 ч. 1 Повторение. Осень. 1 2 Сентябрь - начало осени. 1 3 Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. 1 4 Труд людей осенью. 5 Почва. 1 6 Состав почвы. 1 7 Овощи, фрукты, ягоды. 1 8 Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. 1 * * II четверть – 8 ч. 9 Лекарственные растения. 1 10 Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. 1 11 Труд людей зимой. 1 12 Простейшие свойства почвы, их значение для растений. 1 13 Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы. 1 14 Семена цветковых растений 1 15 Деревья, кустарники, травы. 1 16 Разнообразие животных в природе. 1 * III четверть – 10 ч. 17 Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы. 1 18 Февраль - последний месяц зимы. 1 * 19 Март - весенний месяц. 1 20 Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. 1 21 Домашнее животное - корова. 1 22 Домашнее животное - лошадь. 1 23 Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. 1 24 Домашние птицы: гусь. 1 25 Домашние птицы: индюк. 1 26 Итоговый урок по теме: дикие и домашние животные 1 * IV четверть – 8 ч. 27 Середина весны. 1 28 Май – конец весны 1 29 Зимующие и перелетные птицы. 1 30 Насекомые вредные и полезные. 1 31 Рыбы - как представители животных. 1 32 Человек – часть природы. 1 33 Здоровье человека. Профилактика заболеваний. 1 34 Обобщающий урок. Значение мозга для человека 1 * Список литературы 1. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. 2. Мир природы и человека. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. 3. Мир природы и человека. 3 класс: рабочая тетр.для для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. 4. Мир природы и человека. 4 класс: рабочая тетр.для для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. 5. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2008. 6. От земли до неба : атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2008.